Подшипниковые сплавы (баббиты)

Титан и его сплавы

Сплавы магния

Отличаются низкой плотностью, хорошей обрабатываемостью резанием, способностью воспринимать ударные и гасить вибрационные нагрузки. Достоинством магниевых сплавов является высокая удельная прочность.

Деформируемые сплавы магния маркируются МА и цифрой (цифра – это номер сплава). Это сплавы МА5 (Mg, Mn, Zn, Al), MA11 (Mg, Mn, Nd), MA 14 (Mg, Zn, Zr), MA 19 (Mg, Zn, Zr, Nd).

Литейные сплавы магния маркируются МЛ и цифрой (цифра – это номер сплава) (МЛ5, МЛ6). Это сплавы системы Mg-Al-Zn.

Титан - металл серого цвета с температурой плавления 1665 °С и плотностью 4,5 г/см3. Он имеет две полиморфные модификации–α и β. Температура полиморфного α – β превращения -882°С.

Отличительными особенностями титана являются хорошие механические свойства, высокая удельная прочность, коррозионная стойкость, способность сохранять высокую прочность не только при температурах 20-25 °С, но и в условиях глубокого холода.

Технический титан ВТ 1-0 (до 0,3 % примесей) хорошо обрабатывается давлением. Титан плохо обрабатывается резанием, налипает на инструмент, в результате чего тот быстро изнашивается. К недостатку титана относятся также низкие антифрикционные свойства.

По сравнению с техническим титаном сплавы титана имеют при достаточно хорошей пластичности, высокой коррозионной стойкости и малой плотности более высокую прочность при 20-25 °С и повышенных температурах. По сравнению с алюминиевыми и магниевыми сплавами они обладают более высокой удельной прочностью, жаропрочностью и коррозионной стойкостью в таких агрессивных средах, как влажный хлор, морская вода, горячая азотная, соляная, серная и другие кислоты. Поэтому титановые сплавы получили широкое применение в авиации, ракетной технике, судостроении.

 

Высокопрочные титановые сплавы маркируются ВТ и цифрой (цифра – это номер сплава).: ВТ6 (6 % А1, 4 % V), ВТ 15 (3 % А1, 3 % Мо, 11 % Сг). Их прочность составляет 600 и 1200 МПа соответственно. Повышенной стойкостью против коррозии обладает сплав ВТ3 (3 % А1, 1,5 % Сг); повышенной жаропрочностью (550-650 °С) - сплав ВТ8 (6,5 % А1, 3,5 % Мо).

 

Эти сплавы применяют для заливки вкладышей подшипников скольжения. Их называют также антифрикционными, то есть обладающими низким коэффициентом трения.

Основные виды сплавов следующие:

 

1. Оловянистые баббиты (Б83, Б89). Содержат олово (в процентах указано в марке), 10-12 % сурьмы и медь. Применяются для вкладышей подшипников тяжело нагруженных машин (турбины).

2.

3. Оловянисто-свинцовистые баббиты: Б16 (16% олова, 16% сурьмы, 2%
меди, остальное - свинец), БН (содержат никель), БТ (содержат теллур). Применяются для машин средней нагруженности, автомобильных, тракторных моторов.

 

4. Баббиты на свинцовистой основе без олова более дешевы (с добавками кальция, натрия, алюминия). Маркируются БК и применяются для подшипников городского и железнодорожного транспорта.

Заменителями баббитов являются свинцовистая бронза БрС3О - для подшипников ответственного назначения; антифрикционные серые чугуны АСЧ-1, АСЧ-2 и другие.