Издержки производства и себестоимость продукции.

1. Понятие издержек.

2. Классификация затрат на производство.

3. Себестоимость продукции транспортного предприятия:

3.1. Группировка расходов по элементам затрат;

3.2. Учёт и калькулирование себестоимости перевозок.

 

1. Затраты производственных факторов, используемых для производственной и реализованной деятельности, называются издержками производства. С экономической точки зрения, издержки представляют собой стоимость всех затрачиваемых материалов и услуг.

Существует два подхода к оценке затрат:

- бухгалтерский;

- экономический.

И в том, и в другом случае признаются фактические, явные затраты, представляющие собой денежные расходы на оплату используемых производственных ресурсов. Экономисты кроме явных, учитывают и не явные затраты (банковские проценты), т.е. издержки упущенных возможностей, которых мы могли получить и не дополучили.

Таким образом, издержки – это реальные или предположительные затраты финансовых ресурсов предприятия, которые представляют собой совокупность перемещений финансовых средств и относятся: к пассивам, способным принести доход, и активам.

Расходы представляют собой финансовые затраты на зарабатывание доходов в течение определенного периода. Понятие «расходы» уже понятия «издержек», оно подразумевает лишь конкретные выплаты в определенном периоде.

Расходы обуславливаются затратами, относимыми на себестоимость продукции, и выплатами из прибыли предприятия.

Затраты – характеризуют в денежном выражении объем ресурсов, использованных в определенных целях и трансформируются в себестоимость продукции. Затраты определяются использованием ресурсов и отражают сколько и каких ресурсов израсходовано при производстве и реализации продукции. При этом, объем используемых ресурсов, может быть представлен в натуральных и денежных единицах, однако в экономических расчетах используется денежное выражение затрат.

2. Сложность структуры и многообразия процессов формирования затрат предполагает подразделение их по ряду признаков.

В зависимости от целей и методических подходов различают несколько классификаций затрат. Классификацию затрат по основным признакам представим в виде таблицы.

Признаки классификации (группировки затрат) Элементы классификации
Технико-экономическое содержание - основные (непосредственно участвующие в производственном процессе) - накладные (обеспечивающие обслуживание производственного процесса)
Способ включения в себестоимость - прямые затраты (непосредственно относимые на себестоимость продукции) - косвенные затраты (относимые на себестоимость продукции пропорционально общим суммам прямых затрат) - затраты по управлению предприятием
Зависимость от объема производства - переменные (зависимые от объема производства) - условно постоянные (независимые от объема производства)
Метод планирования учета - по экономическим элементам (объединенные по признаку их однородности) - по статьям калькуляции (затраты предприятия, подлежащие включению в себестоимость готовой продукции)

 

3. Транспортные издержки производства всегда входят составной частью в себестоимость любого продукта или товара. Себестоимость – это затраты, приходящиеся на единицу продукции.

В себестоимость входят потребленные оборотные средства, доля основных фондов в виде амортизационных отчислений, затраты работающих и отчисления на социальное страхование.

Себестоимость является одним из оценочных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия. На себестоимость влияет множество факторов (размер партии, тип подвижного состава, расстояние перевозок и т.д.), поэтому ее величина для транспортных предприятий, выполняющих одни и те же перевозки, может быть не одинакова.

На транспорте различают себестоимость по видам перевозок и по видам деятельности, которые, в свою очередь, делятся на индивидуальную (только для конкретных транспортных предприятий) и отраслевую (среднюю по отрасли).

Полная себестоимость перевозок в рублях на единицу продукции определяется:

S = Cэкспл + Сдор + Сп-р / W

Cэкспл – сумма эксплуатационных расходов подвижного состава;

Сдор – сумма расходов на ремонт и содержание дорог;

Сп-р – сумма расходов на выполнение погрузо-разгрузочных работ;

W – объем транспортной работы.

Эксплуатационные расходы включают в себя постоянные и переменные расходы, а также заработную плату водителей.

Ø Переменные расходы – это затраты на топливо, смазочные и другие эксплуатационные материалы, затраты на восстановление и ремонт шин, затраты на технический ремонт и техническое обслуживание, амортизация подвижного состава.

Ø Постоянные расходы – это амортизация подвижного состава (реновация или полное восстановление подвижного состава) и накладные расходы.

3.1Классификация расходов по элементам затрат позволяет предприятиям знать структуру затрат и направления расходования материальных, трудовых и денежных ресурсов.

Затраты, образующие себестоимость продукции в соответствии с их экономическим содержанием, группируются по следующим элементам:

1. Затраты на оплату труда. Отражают:

а) Затраты на оплату труда основного производственного персонала, включая премии;

б) Компенсации (женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми);

в) Затраты на оплату труда работников, не состоящих в штате предприятия, но занятых основной деятельностью;

г) Надбавки и доплаты;

д) Выплаты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров.

2. Отчисления Единого Социального Налога (ЕСН) – это отчисления на социальное страхование, в пенсионный фонд, в фонд обязательного медицинского страхования, по нормам органов государственного страхования. Отчисляется от затрат на оплату труда работников.

3. Материальные затраты – включают себестоимость израсходованных в процессе производства стоимость топливно-энергетических ресурсов, запчастей для ремонта и технического обслуживания, автомобильной резины, оборудования, инструментов, а также расходы на оплату услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями.

Стоимость материальных ресурсов формируется на основе цен их приобретения без НДС, наценок, комиссионных вознаграждений, стоимости услуг товарных бирж, таможенных пошлин и т.д. Из затрат на материальные ресурсы исключается стоимость возвратных отходов.

4.Амортизация основных фондов.

Амортизация основных фондов отражает сумму амортизационных отчислений на реновацию(в основном методом ускоренной амортизации)При полном перенесении стоимости основных фондов на издержки производства (по машинам, оборудованию и транспортным средствам)начисление амортизации прекращается.

5.Прочие затраты

Прочие затраты включают в себя :ремонтный фонд(для проведения особо сложных ремонтов), дорожные сборы и платежи , остальные составляющие затрат

На транспорте различают 2 вида себестоимости:

1. Плановую

2. Отчетную

Плановая себестоимость определяет плановый уровень затрат на единицу продукции по отдельным статьям затрат.

return false">ссылка скрыта

Отчетная себестоимость –это сумма затрат на единицу продукции за календарный период , которая определяется по данным бух. Учета. Она дает возможность проверить уровень выполнения плана по себестоимости как в целом , так и по отдельным статьям затрат.

 

3.2.С целью контроля за затратами по месту их формирования , направления и определения затрат на единицу продукции применяется классификация затрат по калькуляционным статьям расходов.

Калькулирование себестоимости перевозов – это определение величины плановых или фактических затрат , приходящихся на единицу транспортной работы

На транспорте при учете и калькуляции себестоимости перевозок применяется следующая группировка по статьям затрат:

1 группа: затраты , непосредственно связанные с перевозками и другими услугами , в числе которых:

1. заработная плата водителей и кондукторов

2. отчисления на ЕСН

3. автомобильное топливо

4. смазочные и прочие эксплуатационные материалы

5. износ и ремонт автомобильных шин

6. ТО и ТР

7. амортизация ПС

В свою очередь затраты, которые связаны с перевозками называются прямыми затратами.

2 группа: общехозяйственные расходы (накладные расходы или косвенные затраты)включают в себя:

1. затраты на содержание аппарата управления, командировки, связь, содержание зданий , охрана, канцелярские принадлежности и проч. материалы

2. общепроизводственные затраты: заработная плата кассиров, контролеров, расходы на оборудование , охрану труда, технику безопасности, командировки водителей, водоснабжение , теплоснабжение , канализирование

 

Ценообразование на транспортные услуги

1.Тарифы на перевозку пассажиров

2.Грузовые тарифы

 

1.Тарифы на перевозку пассажиров.

Тариф- это денежное выражение стоимости транспортной услуги или цена транспортной продукции

В состав тарифа включаются издержки производства, прибыль транспортного предприятия и НДС.

Тарифы взаимосвязаны с ценами , действующими в экономике.

В зависимости от степени регулируемости со стороны государства цены или тарифы делятся на регулируемые и свободные

Регулируемые цены устанавливаются и корректируются органами государственной власти Федерального и Регионального уровней

К ним относятся перевозки пассажиров и перевозка грузов, имеющих социалное значение.По своему уровню они могут быть ниже уровня себестоимости перевозок, недостающие доходами органами государственной власти в виде дотации

Свободные цены устанавливаются в зависимости от спроса и предложения товаров и услуг на рынке

Тариф на проезд в автобусе городского сообщения устанавливается на одного пассажира . Пригородного и междугороднего сообщения- на один пассажирокилометр, причем тарифы являются едиными на данной территории ил регионе.

Пересмотр тарифов осуществляется периодически, в связи с инфляцией.

Особенностью пассажирских тарифов является то, что они почти всегда не покрывают текущих издержек АТП, а при их установлении не закладываются средства на социальное и производственное развитие, т.к. они устанавливаются на основе интересов большей части населения.

В качестве исходной базы для установления тарифов на перевозку пассажиров применяется нормативная себестоимость, объём необходимого дохода на покрытие затрат с учётом выделяемых дотаций объёмов перевозок, пассажиров на городских перевозках.

На городских перевозках применятся методика определения тарифа за весь на основе себестоимости базового рейса, который характеризуется длиной – 1 км., средняя эксплуатационная скорость-20 км/ч, выбор автобуса с наполняемостью(γ)=1(современная комфортабельность, дизельный двигатель), водитель 1-ого класса, высшая категория качества обслуживания пассажиров (быстрота, безопасность, минимальные потери)

Себестоимость базового рейса ведётся по статьям калькуляции, тариф базового рейса определяется по формуле:

 

- себестоимость базового рейса

− норма рентабельности перевозок

−интегральный коэффициент качества услуг, отражающий регулярность движения, наполняемость салона, его состояние, культура обслуживания, дополнительные услуги, воздействие на окружающую среду, безопасность. Диапазон изменения К=0,94-1,5 ί-того рейса вычисляется:

*I

I-длина маршрута

В пригородных и междугородних перевозках применяется система единого тарифа и дифференцированных тарифов. При системе единого тарифа стоимость проезда пассажира не зависит от расстояния ездки в пределах одного маршрута.

Дифференцированные доходы предусматривают взимание платы за проезд в зависимости от дальности поездки или длины тарифного участка.

Существует несколько дифференцированных тарифов:

1.Система отрубного тарифа предусматривает взимание с пассажира одинаковой платы за каждый тарифный участок.

2.Система перекрывающего тарифа предусматривает такое деление маршрута на участки, при котором вторая половина первого участка является первой половиной второго участка.

Скидочная система предусматривает взимание платы за каждый последующий тарифный участок по меньшей стоимости, чем предыдущий.

3.Тариф на таксомоторные перевозки. Утверждается муниципальными органами управления. Тарифная плата устанавливается на 1км. Пробега. Чаще тариф устанавливается неизменным до определённого расстояния.

2. Тариф на грузовые перевозки независимо от условий могут колебаться в значительных пределах, что происходит под влиянием особенностей перевозочного процесса, стоящих перед транспортным предприятием задач, коньюктура рынка, сезонность.

Существуют различные способы или методы установления тарифов. Но в общем случае грузовой тариф устанавливается на основе текущих затрат перевозчика и обеспечение ему необходимой прибыли. Тариф может колебаться в зависимости от спроса на транспортные услуги, политики ценообразования. Грузовой тариф устанавливается на единицу транспортной работы:1 тонну перевозимого груза и 1тонн*км(сдельный тариф),на 1км пробега- покилометровый тариф,на1 час работы автомобиля-повременный тариф или комбинация.

Сдельный тариф используется в тех случаях, есть возможность точного учёта объёма транспортной работы, что даёт возможность повысить производительность автомобиля, снизить затраты, следовательно, получить коммерческую выгоду.

Сдельный тариф за тонну груза применяется при массовых перевозках до 50 км и определяется в следующей последовательности:

1 этап: определяется себестоимость 1 тонны груза

 

 

- переменные затраты

-постоянные затраты

- расстояние ездки с грузом

-техническая скорость

- нормативная, номинальная грузоподъёмность

2 этап определяется величина интервала

 

При этом норма рентабельности должна превышать больше ,чем 25 %

Второй вид сдельной тарификации. Сдельная тарификация за 1т*км. Он применяется при перевозках на расстояние больше 50 км и определяется аналогично сдельному тарифу за 1тонну груза.

При применении сдельных тарифов двух видов с потребителя взимается дополнительная плата за заказ подвижного состава, за время погрузочно-разгрузочных работ у потребителя.

Для надёжных клиентов оплата заказа может быть отменена. Таким образом, по сдельному тарифу провозная плата может быть определена следующим образом:

 

 

- стоимость заказа

- объём погрузочных работ

- стоимость погрузочно-разгрузочных работ

- грузооборот

- расценка за 1 т*км

 

2) Покилометровый тариф.

Километровые тарифы предусматривают оплату в зависимости от модели и типа подвижного состава и величины пробега. Эта схема обычно применяется в междугородних и международных перевозках и перемещении самого транспортного средства при перегонах, подачи, возврата и порожном пробеге. При расчете такого тарифа в начале определяют себестоимость 1 км пробега, после чего полученное значение корректируют с учетом заданного уровня рентабельности.

3) Повременные тарифы.

Эти тарифы используют при предоставлении клиенту подвижного состава на определенное время и в том случае, когда затруднительно или невозможно определить количественные показатели перевозок. Ставка тарифа рассчитывается на один час, зависит от типа подвижного состава и может учитывать пробег, выполненный автомобилем за время использования.

Повременный тариф может быть одноставочным и двуставочным. Одноставочный тариф устанавливается за час работы автомобиля и применяется для перевозок торговых грузов в городском, пригородном сообщениях, либо при нестабильности грузопотоков и перевозок мелких партий. Двуставочный тариф устанавливается за один автомобиле-час работы и один км пробега. Его применяют при низком уровне использования автомобиля, либо при значительном пробеге.

При использовании повременного тарифа может взиматься плата за заказ и плата за превышение расчетного пробега подвижного состава, тогда провозная плата определяется по формуле:

П=СЗС·СС+АЧР·САЧР, где

СЗ – стоимость заказа;

ПС – сверхнормативный пробег автомобиля;

СС – тарифная ставка платы за 1 км сверхнормативного пробега;

АЧР – автомобиле-час работы;

САЧР – тарифная ставка платы за 1 автомобиле-час работы.

Тарифы рекомендуется устанавливать для каждой марки подвижного состава, так как даже в одинаковых условиях эксплуатации себестоимость перевозок, закладываемая в тариф у автомобилей разных марок неодинакова. Для удобства пользования тарифами по каждой марке их сводят в прейскуранты, которые систематизированы по видам перевозок, маркам, грузоподъемности, виду тарифов и т.д. В прейскурантах помимо тарифов могут приводиться различные надбавки: за применение специализированного подвижного состава, класс груза, норму простоя автомобиля под погрузкой-разгрузкой и т.д.