Оборачиваемость оборотных средств и эффективность их использования

Оборотные средства предприятия.

Оборотные средства предприятий совершают непрерывный кругооборот постепенно проходят 3 стадии:

1. Стадия обращения- здесь оборотные средства переходят из денежной формы в форму производственных запасов.

2. Стадия производства – здесь материальные запасы расходуются в производстве и превращаются в готовую продукцию (на транспорте в транспортную работу).

3. Стадия обращения- здесь произведенная продукция превращается в денежное средство которое вновь используется для пополнения производственных запасов. В целом кругооборот оборотных средств: Д-Т-Д`

Кругооборот оборотных средств на транспортных предприятиях имеет свои отличительные признаки, которые обусловлены экономической природой транспортной продукции и особенности производственного процесса. Так продукция транспорта имеет только стоимостную формы, поэтому на третьей стадии кругооборота реализация транспортной продукции совпадает со временем его производства, т. е. со второй стадии. Следовательно, формула кругооборота оборотных средств на транспорте имеет вид: Д-Д`.

Эффективное использование оборотных средств предприятия характеризуется тремя основными показателями: 1. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств- определяется как отношение объема произведенной продукции (реализованной продукции, доходы предприятия, выручка) к среднему остатку оборотных средств предприятия.

Коб = Рп : СО

Коэффициент оборачиваемости характеризует число кругооборотов совершаемых оборотными средствами за определенный период (год, квартал, месяц).Также он характеризует объем реализованной продукции приходящийся на 1 рубль оборотных средств. Из формулы видно что увеличение числа оборотов ведет либо к увеличению продукции на 1 рубль оборотных средств либо, что на один и тот же объем прдукции требуется затратить меньшую сумму оборотных средств.

2.Коэффициент загрузки оборотных средств характеризует сумму оборотных средств затрачиваемую на 1 рубль реализованной продукции, поетому коэффициент загрузки оборудования обратен коэффициенту оборачиваемости.

 

Кз = СО : Рп

3.Длительность одного оборота в днях показывает продолжительность одного кругооборота оборотных средств.

t= T : Коб

Определяется как отношение количества дней в периоде к коэффициенту оборачиваемости. Чем меньше продолжительность оборота оборотных средств и больше число совершаемых ими кругооборотов (коэффициент оборачиваемости) тем меньше требуется оборотных средств. Чем быстрее оборотные средства совершают кругооборот тем эффективней они используются. Эффект ускорения оборачиваемости оборотных средств вырожается в высвобождении или уменьшение их потребности в связи с эффективным использованием. Различают абсолютные и относительные высвобождение оборотных средств. Абсолютное высвобождение отражает прямое уменьшение потребности в оборотных средствах.

Относительное высвобождение отражает как изменение величины оборотных средств так и изменение объема реализованной продукции. Чтобы его определить необходимо рассчитать потребность в оборотных средствах за отчетный период исходя из фактического оборота по реализации продукции за этот период и оборачиваемости в днях за предыдущий период, разность между ними дает сумму высвобождению средств.

Эффективное использование оборотных средств необходимо для обеспечения нормальной работы предприятия, и повышение уровня рентабельности производства. Ускорение оборачиваемости оборотных средств имеет большое значение т. к. способствует увеличению объема продукции без привлечения дополнительных оборотных средств либо уменьшает потребность предприятия в них, а также укрепляет платежеспособность предприятия. Замедление оборачиваемости «замораживает» денежные средства и ухудшает положение предприятия. Ускорение оборачиваемости оборотных средств может быть достигнута следующими путями:

1. На стадии создании производственных запасов- это внедрение экономически-обоснованных норм запаса; приближение поставщиков к потребителям; использование прямых длительных связей; расширение складской системы материально-технического обеспечения; оптовая торговля материалами и оборудования (для материальной сферы производства); механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ на складах.

2. На стадии незавершенного производства- внедрение прогрессивной техники и технологии безотходной, малоотходной роботизированных комплексов; развитие стандартизации, унификации и типизации; совершенствовании форм организации производства; применение более дешевых конструкционных материалов; совершенствование системы экономического стимулирования за экономное использование сырьевых и топливно-энергетических ресурсов; увеличение удельного веса продукции пользующейся повышенной сроком.

3. На стадии обращения- приближение потребителей продукции к изготовителям, совершенствование системы расчетов; увеличения объема реализованной продукции за счет выполнения заказов прямым связям; тщательная и своевременная подборка отгружаемой продукции по партиям, ассортименту в строгом соответствии с заключенными договорами.

Для улучшения использования оборотных средств предлагается несколько вариантов:

1.Строгое соблюдение режима экономии в расходовании материальных и денежных средств; внедрение прогрессивных норм расхода ТСМ, запчастей, шин, а также ликвидация бесхозяйственного расходования и потерь материальных ценностей.

2. Улучшение организации материально-технического снабжения, нормирования и планирования оборотных средств, отказ от завышенных заявок на материалы, запчасти, шины и топливо.

3. Своевременное заключение договоров с клиентурой, соблюдение установленного порядка расчета за перевозки и поставки материальных ценностей.

4. Снижение времени простоя подвижного состава в периодах ТО и ТР (для сокращения несовершенного производства).

Материально-техническое обеспечение АТП.

1.Определение потребностей в материальных ресурсах.

2. Форма материально-технического обеспечения.

3. Организация складского хозяйства.

 

1.

Объектами материально-технического снабжения является Подвижной состав, инструменты, гаражное и ремонтное оборудование, топливо топливо-смазочные материалы, шины, зап.части, материалы для ремонта,электроэнергия, тепло и т.д.

Задачами службы материально-технического обеспечения (МТО) является определение потребности в ресурсах, организация хранения, получения, выдачи материалов, а также контроль за использованием этих ресурсов. Потребность в МТО устанавливается исходя из норм расхода этих ресурсов.

8) Потребность в топливе определяют для каждой марки ПС на основании линейных норм расхода, учитывающих дорожные, климатические условия и специфику перевозок. Расход топлива на ремонт автомобиля и хозяйственные расходы в эти нормы не включается и фиксируется отдельно. Норма расхода топлива утверждается Минтрансом и периодически пересматривается. Для автомобилей общего назначения устанавливаются следующие нормы:

- базовые нормы на 100 км пробега;

- норма на 100 т·км транспортной работы;

- норма на ездку с грузом;

Норма на транспортную работу зависит от разновидности двигателя. Норма на ездку с грузом учитывает маневрирования автомобиля в пунктах погрузки-выгрузки. Базовая норма устанавливается для определенных дорожно-эксплуатационных, климатических и нагрузочных условий работы.

Расход топлива зависит от множества факторов, главным из которых является пробег. Также на расход топлива влияет техническое состояние, категория условий эксплуатации, категория водителей и т.д. Для учета этих факторов к нормам расхода вводятся поправочные коэффициенты. При работе автомобиля в зимнее время базовые нормы увеличиваются:

- в южных районах на 5%;

- в северных районах на 15%;

- на крайнем севере 20%;

в остальных регионах на 10%.

При эксплуатации автомобилей на внегородских дорогах с усовершенствованным покрытием нормы расхода снижаются.

 

9) Потребность в топливо-смазочных материалах рассчитывается на основании норм установленных для каждой марки и модели автомобиля в литрах на 100 л расхода топлива. А нормы расхода пластичных смазок в кг на 100 л расхода топлива. Нормы могут уменьшаться на 50% для всех автомобилей кроме ВАЗ и легковых иностранных, находящихся в эксплуатации до 3-х лет, и увеличивается до 20% для автомобилей находящихся в эксплуатации более 8 лет.

10) Потребность в шинах определяется на основании рекомендаций по нормам эксплуатации ресурса шин (центроргтрудавтотранс минтранса). Нормы эксплуатации пробега шин устанавливаются на основе среднестатистического пробега шин, снятых с эксплуатации. При этом они устанавливаются для каждого типа, размера и модели шины. Учет дорожно-траспортных условий производится при помощи поправочных коэффициентов.

11) Потребность в материалах и запчастях. Нормы расхода устанавливаются на 1000км пробега по видам технического воздействия. При этом потребляемое количество запчастей и материалов определяют делением запланированного пробега автомобилей на 10000 км и умножением полученного результата на норму расхода. На крупных АТП потребность в запчастях и материалах рассчитывают на основании норм среднегодового расхода конкретной детали на 100 автомобилей в год. Мелкие АТП определяют потребность в запчастях по фактическому расходу.

12) Электроэнергия – снабжаются АТП на основании договоров с местной эксплуатирующей организацией. Расход электроэнергии зависит от расходов на основное технологическое оборудование, освещение, выработку сжатого воздуха, вентиляцию. Расчет производится для каждого потребителя отдельно.

13) Тепловая энергия – расход тепла зависит от расхода на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение. Расход зависит от объема отапливаемого здания, внутренней темперетуры, средней наружной температуры за отопительный период, данных о расходе горячей воды в течение года.

14) Водопотребление – годовой расход воды складывается из расходов на производственные, хозяйственно-бытовые нужды и противопожарные нужды.

 

2.

Для приобретения материалов и запчастей предприятие применяет способы:

4) прямые хозяйственные связи;

5) Оптовая торговля;

6) Приобретение материалов на предприятии мелко-розничной торговли.

При прямых связях заключаются договора на поставку и используются договорные цены.

Транзитная форма (от изготовителя к потребителю) уменьшает затраты на погрузочно-разгрузочные работы и хранения на промежуточных базах.

При оптовой торговле договора заключаются с оптовыми организациями. При этом посредник осуществляет поставку широкого перечня наименований. С другой стороны оптовая торговля предполагает применение складской формы организации сбыта. Поэтому такая форма снабжения целесообразна для крупного АТП.

 

3.

 

Складское хозяйство – комплекс складов и обслуживающий персонал, осуществляющие приемку, размещение, хранение, учет, проверку состояния, подготовку к потреблению и отпуск материальных ресурсов.

Производственные запасы материалов и запчастей хранят в специально оборудованных складах. На крупных и средних АТП должны функционировать: Основной материальный склад, специализированный склад, склад утиля.

Склады обеспечивают сохранность, пожарную безопасность, нормальные санитарно-гигиенические условия для работников.

ТСМ должны храниться в стандартных резервуарах, которые либо закапывают, либо располагают в подвалах и открытых площадках.

Горючее может храниться в тарах от 125 до 500 л.

Масла хранятся в подвальных помещениях под постами ТО.

На складах смазочных материалов хранятся также керосин, тормозная жидкость.

Шины хранятся в сухих помещениях с температурой от 10 до 25°С при влажности 50-60%.

Запчасти и агрегаты хранят в закрытых складах.

Учет материальных ценностей поставленных на склад, выданных в производство и возвращенные обратно осуществляются с использованием типовой первичной документации: приходный ордер, акт о приемке материалов, накладная, характеристики складского учета, ведомости учета остатков материалов на складе.

При поступлении на склад новых материалов оформляется приходный ордер. Движение материалов оформляется накладной в 2-х экземплярах.

Учет материальных ценностей ведется по сальдовому методу. При этом на складах осуществляется количественный учет, в бухгалтерии – стоимостной.

На складах составляются карточки складского учета, в бухгалтерии – оборотные ведомости. В конце каждого месяца остатки карточек складского учета переносятся в сальдовые книги, подсчитывается их общая стоимость и итоги сравниваются с оборотными ведомостями.