Аукционы
Субъекты товарного рынка нередко приобретают товар с публичных торгов, когда покупателем становится тот, кто предлагает за него наибольшую цену. Такой способ реализации товарно-материальных ценностей называется аукционом (от лат. audio — продажа с публичных торгов). При этом товар приобретается на конкурсной основе, что предъявляет к нему высокие требования, ибо товар, не отвечающий современным рыночным требованиями, нецелесообразно выставлять на аукционные торги, поскольку коммерческий успех в таком случае сомнителен.
Аукционная торговля - способ продажи товаров, обладающих индивидуальными свойствами, вид рыночной торговли, при которой продавцы максимально используют простую конкуренцию, возникающую между присутствующими при продаже покупателями.
Аукционный способ продажи применяется обычно в случаях, когда необходимо срочно реализовать товары, коммерчески использовать при этом их дефицитность, а иногда и уникальность. Нередко бывает необходимо посредством аукционных торгов определить истинную цену той или иной продукции на основании объективного спроса и предложения. Аукционная продажа проводится также с целью дополнительного привлечения на товарный рынок материально-технических средств из запасов предприятий и излишков, имеющихся в сфере обращения.
На аукционные торги предприятия могут предложить продукцию производственно-технического назначения, не требующуюся для собственных нужд. В настоящее время на аукционы поступают материалы, изделия, имущество, передаваемые для свободной продажи военными ведомствами и организациями в ходе конверсии.
Аукцион может проводиться на принудительной и добровольной основах. Первый способ используется главным образом государственными органами для продажи невостребованных, неоплаченных, конфискованных товарно-материальных ценностей, заложенного и не выкупленного в срок имущества и т.д. Аукционные торги на добровольной основе проводятся обычно по инициативе владельцев товаров, имущества.
Характерно, что в отличие от других форм продажи на аукционе товары предлагаются не одновременно, а поочередно, т.е. сначала выставляется на продажу один товар, а после его реализации или снятия с торгов - следующий и т.д.
Аукционы проводятся специализированными предприятиями, организациями акционерного, кооперативного, ассоциативного типа. Иногда аукционы могут проводиться субъектами товарного рынка, для которых подобные торги не являются основным видом деятельности, но уставом предусматривается возможность их проведения» (биржи, постоянно действующие выставки, торговые предприятия, музеи, салоны художников и др.). Однако такие аукционные торги проводятся эпизодически.
В России наряду с внутренними аукционами проводятся и международные аукционы по продаже, например, драгоценных камней, антиквариата, картин, пушнины, племенных лошадей.
Участниками аукционных торгов являются аукционеры (юридические и физические лица) и аукционист (лицо, непосредственно проводящее аукцион). Каждый аукцион организует аукционный комитет в составе председателя (директора), коммерсанта, эксперта, аукциониста, бухгалтера и юрисконсульта.
Субъекты товарного рынка заблаговременно оповещаются о сроках, месте проведения аукционных торгов, примерном товарном ассортименте. Для этого используются письма-приглашения, афиши, транспаранты, пресса, радио, телевидение.
Предлагая товар на аукционе, продавцы оформляют так называемое предложение, содержащее сведения о владельце данного товара (имущества), наименование товара, его характеристику, количество и др. Владелец товара заблаговременно доставляет товар на склад аукциона. Аукционный комитет дает экспертную оценку товару (имуществу) с установлением стартовой цены (иногда продавец и работник аукционного комитета договариваются о резервной цене, ниже которой товар не предлагается), после чего стороны фиксируют условия продажи в аукционном соглашении.
Товары, принятые от продавцов, сортируются по лотам (единица измерения биржевых сделок с товарами, т.е. стандартная партия или единица товара), а от каждой партии отбирается образец. Лоту присваивается номер, по которому ориентируются в процессе аукционного торга. Выпускается каталог, где товары представлены по группам и указаны номера лотов. Для предварительного осмотра выставляются образцы (иногда партия товаров). Потенциальные покупатели имеют возможность заблаговременно ознакомиться с товарами, подлежащими продаже на аукционе. Это очень важно, поскольку в случае приобретения товара претензии по качеству (за исключением скрытых дефектов, которые невозможно обнаружить при осмотре товара) впоследствии не принимаются.
Для участия в аукционе необходимо подать заявку установленной формы, внести определенный денежный залог.
Перед началом аукциона потенциальные покупатели осматривают товары, отмечают номера лотов, которые их заинтересовали. Во время аукциона объявляются номера лотов, выставленных на продажу.
Аукционные торги начинаются строго в заранее определенные день и час в специальном помещении (зале) или на оборудованной площадке.
Товарная продукция и объекты различного назначения продаются на аукционах:
а) с повышением цены - по принципу «кто дороже заплатит»
(так реализуются уникальные, и принципиально новые виды
изделий, вновь освоенная продукция малых серий отечественного
производства, особо дефицитные виды отечественной продукции, дефицитная импортная продукция, в том числе полученная
по бартерным сделкам с предприятиями и организациями других
стран, современные технологические и автоматические линии,
установки, автотранспортные и грузоподъемные средства и изделия, отдельные производственные участки (цеха) промышленных
предприятий (объединений), строительных и других организаций,
пушнина, племенные лошади, произведения изобразительного
искусства, драгоценные камни, антиквариат и др.).
Торги могут вестись двумя способами - гласным и негласным. В первом случае покупатели подают аукционеру заранее согласованные соответствующие знаки о согласии поднять минимальную первоначальную или последующую цену на товар. Аукционер в свою очередь каждый раз объявляет новую предложенную цену (не называя покупателя или указывая место, откуда поступила цена) и спрашивает: «Кто больше?» Если после трехкратного повторения вопроса не последовало повышения цены, аукционист ударом молотка подтверждает, что данный лот (товар) продан лицу, которое последним назвало наивысшую цену.
Негласное проведение торга предполагает сохранение в тайне имени покупателя, а общение с ним аукциониста происходит с помощью условных знаков;
б) с понижением цены, или, как говорят, с «молотка» (таким об
разом реализуются устаревшие технологические установки, автоматические линии и оборудование, подлежащее выбытию из состава основных фондов; залежалая продукция (нереализуемая длительное время), подлежащая выбытию из состава материальных оборотных средств, продукция, изготовленная по индивидуальным
заказам, но не принятая потребителем, вторичные ресурсы и дело
вые отходы, трудно реализуемые обычным порядком, убыточные,
низкорентабельные и другие объекты (сооружения) промышленного, строительного и другого назначения, производственные участки, цеха, подлежащие коренной реконструкции и модернизации).
При проведении аукциона с понижением цены целесообразно устанавливать стартовую (первоначальную) цену, не превышающую
прейскурантную (оптовую). В ходе проведения аукциона цена
должна понижаться до тех пор, пока не появится покупатель, желающий приобрести названную продукцию (объект). Следует отметить, что темп аукционного торга весьма высок и требует от аукционеров и аукциониста максимума внимания и быстрой реакции.
После окончания торгов покупатель по каждому лоту оформляет аукционную сделку, подписывает типовой контракт, на основании которого получает счет к оплате. Обычно платеж производится по частям: примерно 1/3 вносится сразу после подписания контракта (при этом вычитается сумма предварительного залога), остальная часть суммы (большая) - после отгрузки товара или при его получении. Бухгалтер выписывает товарный чек, регистрирует продажу в аукционной ведомости.
Если аукционер не приобрел товар, то его денежный залог полностью возвращается. При невнесении платы за товар в установленный срок организаторы аукциона могут счесть сделку нарушенной (недействительной) и распорядиться товаром по своему усмотрению.
В отличие от обычной сделки купли-продажи при аукционной торговле продавец не несет ответственности за качество проданного товара, а проданный товар не подлежит замене или возврату.
Весьма привлекательным для покупателей является наличие у аукционной организации транспорта, способного обеспечить доставку купленного товара.
Для успешного участия в аукционе потенциальный покупатель должен соответствующим образом подготовиться: иметь максимальную информацию о товарах, продавцах, правилах и методах аукционных торгов.
Доходы аукционной организации образуются за счет разницы между начальной прейскурантной и конечной продажной ценой. Распределяются доходы таким образом: одна часть денежных средств направляется в соответствующий бюджет (общероссийский, отраслевой, региональный, местный), другая часть предназначается аукционной организации и бывшему владельцу реализованной продукции в пропорциях, установленных аукционным соглашением.
Тесты
2.1. В состав организованного товарного рынка входят: | |||||||||||||||||||||||||||||
а) аукционы; | |||||||||||||||||||||||||||||
б) дистрибьюторские фирмы; | |||||||||||||||||||||||||||||
в) предприятия розничной торговли; | |||||||||||||||||||||||||||||
г) страховые компании. | |||||||||||||||||||||||||||||
2.2. Предприятия розничной торговли — это: | |||||||||||||||||||||||||||||
а) посылочные; | |||||||||||||||||||||||||||||
б) выходного дня; | |||||||||||||||||||||||||||||
в) передвижные; | |||||||||||||||||||||||||||||
г) штучно-партионные. | |||||||||||||||||||||||||||||
2.3. Функции предприятий оптовой торговли: | |||||||||||||||||||||||||||||
а) координационные; | |||||||||||||||||||||||||||||
б) торгово-посреднические; | |||||||||||||||||||||||||||||
в) реализационные; | |||||||||||||||||||||||||||||
г) учетно-статистические. | |||||||||||||||||||||||||||||
2.4. Функции предприятий розничной торговли: | |||||||||||||||||||||||||||||
а) кредитование товаропроизводителей; | |||||||||||||||||||||||||||||
б) определение спроса и предложения на конкретные виды товаров; | |||||||||||||||||||||||||||||
в) формирование рационального товарного ассортимента; | |||||||||||||||||||||||||||||
г) содействие кооперированию предприятий и загрузке их свободных мощностей; | |||||||||||||||||||||||||||||
2.5. Торговым предприятием является фондовая биржа: | |||||||||||||||||||||||||||||
а) да; | |||||||||||||||||||||||||||||
б) нет. | |||||||||||||||||||||||||||||
2.6. Развитию отечественного товарного рынка содействуют: | |||||||||||||||||||||||||||||
а) рост производственных мощностей предприятий; | |||||||||||||||||||||||||||||
б) свобода выбора торгового партнера; | |||||||||||||||||||||||||||||
в) рациональное функционирование инфраструктуры товарного рынка; | |||||||||||||||||||||||||||||
г) оптимальное расположение строительных объектов. | |||||||||||||||||||||||||||||
2.7. Услуги, оказываемые предприятиями оптовой торговли: | |||||||||||||||||||||||||||||
а) технологические; | |||||||||||||||||||||||||||||
б) информационно-консультативные; | |||||||||||||||||||||||||||||
в) дизайнерские; | |||||||||||||||||||||||||||||
г) учетно-статистические | |||||||||||||||||||||||||||||
2.8. К предприятиям комиссионной торговли относятся: | |||||||||||||||||||||||||||||
а) прокатная организация; | |||||||||||||||||||||||||||||
б) пункт по сбору макулатуры; | |||||||||||||||||||||||||||||
в) комиссионный магазин;. | |||||||||||||||||||||||||||||
г) пункт по скупке драгоценностей. | |||||||||||||||||||||||||||||
2.9. Современный оптовый продовольственный рынок располагает: | |||||||||||||||||||||||||||||
а) отделом налоговой полиции; | |||||||||||||||||||||||||||||
б) букмекерской конторой; | |||||||||||||||||||||||||||||
в) отделом налоговой инспекции; | |||||||||||||||||||||||||||||
г) лабораторией по качеству товарной продукции. | |||||||||||||||||||||||||||||
2.10. Аукционной способ торговли применяется: | |||||||||||||||||||||||||||||
а) при желании продавца заявить о себе в предпринимательском мире; | |||||||||||||||||||||||||||||
б) в случае коммерческого использования уникальности товаров; | |||||||||||||||||||||||||||||
в) когда необходимо срочно реализовать товар; | |||||||||||||||||||||||||||||
г) при сбыте ненужного неконкурентоспособного товара; | |||||||||||||||||||||||||||||
2.П.Торговый дом — это: | |||||||||||||||||||||||||||||
а) учреждение по подготовке торговых работников; | |||||||||||||||||||||||||||||
б) организация по кредитованию и субсидированию; | |||||||||||||||||||||||||||||
в) предприятие, осуществляющее действия по экспорту и импорту; | |||||||||||||||||||||||||||||
г) многоотраслевое коммерческое предприятие. | |||||||||||||||||||||||||||||
2.12. Участники аукционных торгов: а) аукциомен; | |||||||||||||||||||||||||||||
б) консигнатор; | |||||||||||||||||||||||||||||
в) аукционист; | |||||||||||||||||||||||||||||
г) аукционер. | |||||||||||||||||||||||||||||
2.13. В структуру биржи входят: | |||||||||||||||||||||||||||||
а) котировальная комиссия; | |||||||||||||||||||||||||||||
б) регистрационный комитет; | |||||||||||||||||||||||||||||
в) аудиторская организация; | |||||||||||||||||||||||||||||
г) курсы по подготовке брокеров. | |||||||||||||||||||||||||||||
2.14. Функции торговых домов: | |||||||||||||||||||||||||||||
а) анализ мировой и российской рыночной конъюнктуры; | |||||||||||||||||||||||||||||
б) выявление, организация производства и сбыта конкурентоспособных товаров; | |||||||||||||||||||||||||||||
в) хранение залежавшихся товаров; | |||||||||||||||||||||||||||||
г) реализация товаров на условиях кредита. | |||||||||||||||||||||||||||||
2.15. Функции товарной биржи: | |||||||||||||||||||||||||||||
а) централизованная доставка товаров потребителям; | |||||||||||||||||||||||||||||
б) совершение сделок в отсутствие самого товара; | |||||||||||||||||||||||||||||
в) проведение конкурсов покупателей; | |||||||||||||||||||||||||||||
г) обезличивание торговых сделок. | |||||||||||||||||||||||||||||
2.16. В консигнационной торговле участвуют: | |||||||||||||||||||||||||||||
а) коммивояжер; | |||||||||||||||||||||||||||||
б) брокер; | |||||||||||||||||||||||||||||
в) консигнатор; | |||||||||||||||||||||||||||||
г) консигнант. | |||||||||||||||||||||||||||||
2..17. Цели функционирования ярмарок: | |||||||||||||||||||||||||||||
а) улучшение дисциплины поставок; | |||||||||||||||||||||||||||||
б) совершенствование информационной технологии; | |||||||||||||||||||||||||||||
в) демонополизация в сфере производства и обращения; | |||||||||||||||||||||||||||||
г) формирование изготовителями производственной программы. | |||||||||||||||||||||||||||||
2.18. В консигнационной торговле непроданная товарная продукция может быть: | |||||||||||||||||||||||||||||
а) частично возвратной; | |||||||||||||||||||||||||||||
б) продленной; | |||||||||||||||||||||||||||||
в) возвратной; | |||||||||||||||||||||||||||||
г) переадресованной. | |||||||||||||||||||||||||||||
2.19.Виды аукционов: | |||||||||||||||||||||||||||||
а) с анонимной целью; | |||||||||||||||||||||||||||||
б) корпоративный; | |||||||||||||||||||||||||||||
в) с понижением цены | |||||||||||||||||||||||||||||
г) с повышением цены. | |||||||||||||||||||||||||||||
2.20. Задачи оптовых и мелкооптовых магазинов: | |||||||||||||||||||||||||||||
а) демонстрационное выставление товаров или их образцов в торгово-выставочном зале; | |||||||||||||||||||||||||||||
б) выдача коммерческихи российской рыночной конъюнктуры; | |||||||||||||||||||||||||||||
б) выявление, организация производства и сбыта конкурентоспособных товаров; | |||||||||||||||||||||||||||||
в) хранение залежавшихся товаров; | |||||||||||||||||||||||||||||
г) реализация товаров на условиях кредита. | |||||||||||||||||||||||||||||
2.15. Функции товарной биржи: | |||||||||||||||||||||||||||||
а) централизованная доставка товаров потребителям; | |||||||||||||||||||||||||||||
б) совершение сделок в отсутствие самого товара; | |||||||||||||||||||||||||||||
в) проведение конкурсов покупателей; | |||||||||||||||||||||||||||||
г) обезличивание торговых сделок. | |||||||||||||||||||||||||||||
2.16. В консигнационной торговле участвуют: | |||||||||||||||||||||||||||||
а) коммивояжер; | |||||||||||||||||||||||||||||
б) брокер; | |||||||||||||||||||||||||||||
в) консигнатор; | |||||||||||||||||||||||||||||
г) консигнант. | |||||||||||||||||||||||||||||
2..17. Цели функционирования ярмарок: | |||||||||||||||||||||||||||||
а) улучшение дисциплины поставок; | |||||||||||||||||||||||||||||
б) совершенствование информационной технологии; | |||||||||||||||||||||||||||||
в) демонополизация в сфере производства и обращения; | |||||||||||||||||||||||||||||
г) формирование изготовителями производственной программы. | |||||||||||||||||||||||||||||
2.18. В консигнационной торговле непроданная товарная продукция может быть: | |||||||||||||||||||||||||||||
а) частично возвратной; | |||||||||||||||||||||||||||||
б) продленной; | |||||||||||||||||||||||||||||
в) возвратной; | |||||||||||||||||||||||||||||
г) переадресованной. | |||||||||||||||||||||||||||||
2.19.Виды аукционов: | |||||||||||||||||||||||||||||
а) с анонимной целью; | |||||||||||||||||||||||||||||
б) корпоративный; | |||||||||||||||||||||||||||||
в) с понижением цены | |||||||||||||||||||||||||||||
г) с повышением цены. | |||||||||||||||||||||||||||||
2.20. Задачи оптовых и мелкооптовых магазинов: | |||||||||||||||||||||||||||||
а) демонстрационное выставление товаров или их образцов в торгово-выставочном зале; | |||||||||||||||||||||||||||||
б) выдача коммерческих ссуд; | |||||||||||||||||||||||||||||
в) определение спроса на товары в объемах средних и мелких оптовых партий; | |||||||||||||||||||||||||||||
г) организация работы информационного рекламного центра. | |||||||||||||||||||||||||||||
2.21. Консигнационная торговля связана с внешнеэкономической деятельностью: | |||||||||||||||||||||||||||||
а) да; | |||||||||||||||||||||||||||||
б) нет. | |||||||||||||||||||||||||||||
2.22. Соответствие между действиями субъектов рынка и торговыми предприятиями: | |||||||||||||||||||||||||||||
2.23. Торговые дома ведут собственную торговую деятельность от сво | |||||||||||||||||||||||||||||
а) да; | |||||||||||||||||||||||||||||
б) нет. | |||||||||||||||||||||||||||||
2.24. Ярмарки классифицируется по: | |||||||||||||||||||||||||||||
а) территориальному масштабу; | |||||||||||||||||||||||||||||
б) корпоративному подходу; | |||||||||||||||||||||||||||||
в) характеру товарных операций; | |||||||||||||||||||||||||||||
г) массовости товарной продукции | |||||||||||||||||||||||||||||