Предприятия комиссионной торговли

На товарном рынке функционируют предприятия, не заку­пающие товары, а совершающие операции по купле-продаже от своего имени, но за счет клиентов (продавцов, покупателей). В наличии таких торговцев заинтересованы многие субъекты товарного рынка: одним они позволяют приобретать нужные товары по относительно недорогой цене, другие могут реализовывать изделия и материалы, не находящие у них применения либо излишние и залежалые.

Комиссионные дома (магазины) - это самостоятельные, неза­висимые предприятия, специализирующиеся на выполнении поручений клиентов по купле-продаже непродовольственных товаров, а также представлении их интересов на фьючерсной бирже. Они существуют для оказания соответствующих услуг субъектам товарного рынка, в основном малым предприятиям, лицам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью, населению.

Комиссионный дом (магазин), располагающий складскими площадями и соответствующими транспортными коммуникация­ми, выполняет следующие основные функции:

• выявление у субъектов товарного рынка наличия неис­пользуемой продукции с целью включения их в хозяйст­венный оборот путем реализации этой продукции другим предприятиям (организациям), отдельным лицам;

• заключение комиссионных соглашений с субъектами товарного рынка по приобретению необходимых материально-технических средств, предметов индивидуального пользования и продаже их нуждающимся;

• приемка, хранение, продажа товаров, принятых к реализа­ции от владельцев - предприятий (организаций), учреждений или физических лиц;

• осуществление расчетов, связанных с приемкой и реализацией товаров.

На комиссию товары поступают от граждан Российской Феде-рации, иностранных граждан, лиц без гражданства, предприятий (организаций), учреждений (независимо от их организационно-правовой формы).

Товары принимаются на комиссию:

а) от предприятий (организаций), учреждений - по предъявлении накладной, оформленной и выданной в установленном порядке уполномоченному лицу, и паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность;

б) от граждан - по предъявлении паспорта (или иного документа, его заменяющего), удостоверяющего личность.

Существующие правила приемки товаров на комиссию разработаны с учетом особенностей отдельных видов товаров. Например, при приемке на комиссию транспортных средств (авто­мобилей, прицепов, мотоциклов, самоходных машин, тракторов) в характеристике обязательно указываются наименование (тип), модель, марка, идентификационный номер, год выпуска, номера двигателя, шасси (рамы), кузова (прицепа и кабины), регистрационный знак «транзит», а также пробег (по данным спидометра), серия и номер паспорта транспортного средства.

Транспортные средства должны быть обязательно зарегист­рированы в установленном порядке в органах Департамента обеспечения безопасности дорожного движения Министерства ' внутренних дел РФ (ДОБДД), органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (в органах гостехнадзора). Принимаются транспортные средства на комиссию при наличии документа, удостоверяющего право собственности на эти транспортные средства, агрегаты к ним, снятие их с учета в указанных инспекциях в связи с продажей, а также временного регистрационного знака «транзит», выда­ваемого на транспортные средства органами ГИБДД и технадзора. Транспортные средства, ввезенные на территорию Россий­ской Федерации из-за границы, принимаются на комиссию при наличии документа таможенного органа Российской Федерации, подтверждающего, что в отношении таких транспортных средств льготы по таможенным платежам не предоставлялись (либо со­ответствующего документа-разрешения, если такие льготы пре­доставлялись).

Транспортные средства, находящиеся не на ходу, могут при­ниматься на комиссию с согласия комиссионера.

Газовые плиты и баллоны к ним принимаются на комиссию при наличии документа, подтверждающего их пригодность к дальнейшему использованию, выдаваемого соответствующими службами газового хозяйства.

При приемке ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в торговом зале на видном месте должна быть вывешена информация о знаках государственных пробир­ных клейм, пробах, ценах на скупаемые драгоценные металлы, камни в изделиях и ломе, установленных в Российской Федера­ции, порядке их клеймения и другая необходимая информация о правилах сдачи на комиссию.

Бесхозное имущество, изъятое у граждан в возмещение при­чиненного ущерба во исполнение приговоров и решений судов, конфискованное и перешедшее по праву наследования государ­ству, принимается на комиссию на основании договора комиссии, заключаемого между комиссионером и организацией (органом), имеющей право на заключение такого договора.

При приемке товаров на комиссию составляется их пере­чень, служащий приложением к договору комиссии. На каждый товар прикрепляется товарный ярлык, а на мелкие недорогие вещи - ценник с указанием номера договора комиссии и продаж­ной цены. Дается также характеристика состояния товара (новый, бывший в употреблении, степень износа, другие признаки).

Комиссионер может предоставлять комитенту дополнитель­ные платные услуги (например, по приему и оценке товара на дому, на территории предприятия (организации), учреждения, по доставке крупногабаритного товара в магазин и др.).

Крупногабаритный товар, доставленный комиссионеру авто­транспортом по заказу комитента и в его отсутствие, должен быть принят на комиссию не позднее следующего дня.

Комиссионным домом (магазином) не принимаются на ко­миссию:

• боевое и служебное оружие;

• армейское снаряжение и другие товары военного ассортимента, форменное обмундирование;

• товары, изъятые из гражданского оборота, или товары,
розничная продажа которых запрещена либо ограничена
действующим законодательством;

• товары бытовой химии;

• лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
Комиссионер несет полную ответственность перед комитентом за повреждение, утрату товара, принятого на комиссию, и порядок возмещения ущерба, нанесенного комитенту, определяются соглашением сторон (в случае недостижения согласия вопрос разрешается в судебном порядке).

Цены на товары согласовываются сторонами, при этом комиссионер должен проинформировать комитента о спросе на товар и действующих свободных розничных ценах на его. Продажная цена товара, согласованная комиссионером и эмитентом, указывается в прилагаемом к договору комиссии документе - ценнике, товарном ярлыке.

За услуги по принятию, хранению, реализации товаров комиссионный дом (магазин) получает от владельца соответствующее комиссионное вознаграждение, размер которого устанавливается в процентах к цене, по которой продан товар. Он может быть дифференцирован по отдельным товарам и товарным группам. Согласованный сторонами размер комиссионного вознаграждения фиксируется в договоре комиссии. В настоящее время размер этого вознаграждения составляет в среднем 20—30%.

Товар, принятый на комиссию, поступает в торговый зал или на специально оборудованную площадку не позднее следующего дня после его приемки. При задержке поступления товаpa в продажу по вине комиссионера последний уплачивает комитенту определенную договором комиссии неустойку.

Перед покупателем комиссионер несет ответственность за «соответствие товара характеристике его состояния, данной при приемке товара на комиссию.

Приобретенные у комиссионера товары, бывшие в употреблении (или транспортные средства, находящиеся не на ходу), не­достатки которых были оговорены продавцом, обратно не принимаются и не обмениваются.

Продажа товара с недостатками, не оговоренными комис­сионером, дает право покупателю потребовать:

• соразмерного уменьшения покупной цены принятого на
комиссию товара или замены его на такой же товар другой
марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом
покупной цены;

• расторжения договора купли-продажи и возмещения убытков;

• с согласия комиссионера - безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на исправление
недостатков покупателем либо третьим лицом.

Новый товар со скрытыми недостатками, не обнаруженными при приемке его на комиссию и выявленными до продажи (пе­редачи) покупателю, снимается с реализации и подлежит воз­врату комитенту (если не доказано, что недостатки возникли по вине комиссионера) без оплаты расходов комиссионера по хра­нению товара. Вместе с тем по соглашению сторон может быть определен иной порядок использования данного товара.

Приобретенный у комиссионера новый товар ненадлежащего качества и, кроме того, не подошедший покупателю по размеру, расцветке, фасону, форме, габаритам, другим причинам, пре­пятствующим использованию его по назначению, может быть обменен на аналогичный товар в течение 14 дней, не считая дня покупки, или покупателю возвращена оплаченная за него денеж­ная сумма в случае невозможности обмена.

Приобретая товар, имеющий гарантийный, но еще не ис­текший срок, покупатель получает предоставленные комитентом гарантийный талон, паспорт, сервисную книжку, другой доку­мент, подтверждающий право покупателя на использование ос­тавшегося срока гарантии.

В практике комиссионной торговли нередки случаи, когда товар в условленные сроки не реализуется, поэтому прибегают к его уценке. При заключении договора комиссии стороны согла­совывают порядок и размеры уценки товара с соблюдением сле­дующих условий:

• согласованные сторонами сроки реализации товара до и
после его уценки устанавливаются с учетом средней обо­рачиваемости аналогичных товаров;

• размер уценки устанавливается с учетом спроса и предложения на данный товар и должен обеспечивать его реализацию по цене, наиболее выгодной для комитента;

• продажная цена товара, принятого на комиссию, но не
реализованного в предусмотренный договором комиссии
срок (в том числе и после предыдущей уценки), может быть
снижена только при наличии согласия комитента (с вызовом его и без вызова);

• уценка одного и того же товара проводится не более трех
раз (в отдельных случаях при согласии комиссионера число уценок товара может быть увеличено);

• при проведении первой и второй уценок товара вызов ко­митента необязателен (если договором комиссии не преду­смотрено иное);

• уценка товара в третий раз проводится с обязательным вы­
зовом комитента;

• при отказе комитента от третьей уценки товар может быть
ему возвращен с возмещением расходов комиссионера по
хранению;

• в случае проведения комиссионером третьей уценки (без
согласия и вызова комитента) и продажи данного товара
дополнительно к сумме, полученной от реализации товара,
комитенту выплачивается разница между ценой после вто­рой уценки и ценой реализации;

• если товар не реализован и после третьей уценки, то с со­гласия комиссионера может быть проведена дополнитель­ная уценка для дальнейшей реализации товара или он воз­
вращается комитенту с возмещением комиссионеру расхо­дов по его хранению.

Комитент вправе в любое время потребовать от комиссионера возврата принятого на комиссию, но еще не проданного товара по предъявлении договора комиссии, паспорта или иного заме­няющего его документа, удостоверяющего личность. При этом комитент должен возместить комиссионеру расходы по хране­нию товара.

Деньги за проданный товар выплачиваются комитенту не позднее чем на третий день после его продажи по предъявлении договора комиссии, паспорта или иного документа (его заме­няющего), удостоверяющего личность. При задержке выплаты денег по вине комиссионера последний уплачивает комитенту соответствующую неустойку.

В процессе комиссионной торговли денежные расчеты меж­ду сторонами за проданный товар осуществляются как по безна­личному расчету для юридических и физических лиц (по их же­ланию), так и наличными деньгами (для физических лиц).

Разновидностью комиссионной торговли являются скупоч­ные предприятия, которые функционируют для регулирования российского рынка драгоценностей. Создаются такие предпри­ятия в любой организационно-правовой форме (независимо от видов собственности), регистрируются в соответствующей госу­дарственной территориальной инспекции пробирного надзора Российской Федерации, имеют лицензии, выдаваемые Комите­том РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням.

Скупочные предприятия приобретают у населения ценности в виде ювелирных, бытовых, иных непромышленных изделий и лома, не запрещенных законодательством для продажи населе­нию, независимо от наличия на них оттисков именников изго­товителей и оттисков государственных пробирных клейм. Кроме того, скупаются предметы антиквариата, художественные и исторические ценности. При сдаче ценностей сдатчик предъявляет паспорт или документ, его заменяющий. Запрещается скупать ценности у детей и подростков, не достигших 18 лет, а также у предприятий (организаций) и учреждений.

Скупленные у сдатчиков ценности передаются Комитету РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням в порядке и на условиях, предусмотренных в лицензии. Расчеты скупочного предприятия с комитентом за поставленные (проданные) ценно­сти, проверка их качества и правильность оценки проводятся в соответствии с Инструкцией о порядке учета, хранения, оформ­ления операций по скупке, оценке, отправке скупленных у на­селения драгоценных металлов и драгоценных камней в изделиях и ломе, утвержденной ГОХРАНом России.

Подлежит запрету скупка:

• алмазного сырья и полуфабрикатов, технических алмазов,
золота, платины, палладия, серебра (в самородках, шлихе,
слитках, пластинах, проволоке);

• предметов производственно-технического назначения из
золота, платины, палладия, серебра (лабораторной посуды,
контактов и др.);

• драгоценных камней (алмазов, сапфиров, изумрудов, ру­бинов, александритов, природного жемчуга) в необработанном виде;

• полуфабрикатов ювелирного и зубопротезного производства;

• орденов и медалей, содержащих драгоценные металлы, если
иное не предусмотрено законодательством;

• предметов, изъятых из гражданского оборота или на продажу которых установлен особый порядок (холодное, огнестрельное оружие в оправе и др.).

Располагаются скупочные предприятия в специально обору­дованных помещениях, обеспечивающих надежную сохранность ценностей и необходимые условия для обслуживания сдатчиков.

Для проведения операций по приемке и опробованию цен­ностей скупочные предприятия обеспечиваются:

• специальным оборудованием и инструментом;

• весами соответствующей грузоподъемности и точности взве­шивания;

• реактивами для определения пробы драгоценных металлов
в изделиях и ломе.

На видном месте в помещении скупочного предприятия долж­ны быть вывешены:

• копия лицензии;

• правила приема ценностей;

• информация о действующих скупочных ценах на ценности,
изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней,
установленных в Российской Федерации пробах;

• извлечения из нормативных документов о порядке их клеймения;

• наименования и адреса контролирующих органов;

• другая интересующая сдатчиков информация.

Операции со скупкой ценностей должны совершаться в при­сутствии сдатчика. Взвешивание ценностей проводится с точно­стью: изделий из золота, платины - до 0,01 г, серебра - до 0,1 г, драгоценных камней без оправы - до 0,01 карата. Драгоценные камни, которые при скупке не могут быть выкреплены из изде­лия (или которые нецелесообразно выкреплять из изделия) оп­ределяются по каратометру с точностью до 0,1 карата.

При возникновении трудностей в оценке драгоценных кам­ней по соглашению сторон составляется акт с подписью скуп­щика и сдатчика. Допускается прием этих изделий для после­дующей отправки и оценки специальной экспертной комиссией ГОХРАНа России.

Расходы, связанные с экспортной оценкой ценностей, должны возмещаться скупочным предприятием. О полученных результа­тах экспертной оценки ценностей скупочное предприятие со­общает в течение трех дней. Если сдатчик не согласен с оценкой экспертной комиссии, то принятые ценности скупочное пред­приятие должно ему возвратить. Принятые ценности после их оплаты обратно сдатчику не возвращаются.

Скупочное предприятие и его работники (скупщики), осущест­вляющие прием ценностей, несут ответственность за правильность их оценки в соответствии с действующим законодательством.

При установлении случаев скупки ценностей с заниженной стоимостью разница доплачивается сдатчику ценностей скупоч­ным предприятием, а при обнаружении скупки ценностей по завышенным ценам сумма переплаты взыскивается со скупоч­ного предприятия.

Большое значение имеет правильное оформление квитанций, в которых в обязательном порядке должны указываться:

• наименование изделия и его частей, их количество;

• описание оттисков именника и пробирного клейма (при их
отсутствии - отличительные признаки изделия), в импорт­
ных изделиях отмечается импортное клеймо;

• наименование драгоценных металлов, проба, масса, покуп­ная цена за грамм и стоимость (в цепях - длина в мм, в
браслетах - количество звеньев или секторов);

• наименование драгоценных камней по прейскуранту скупочных цен, количество, масса, покупная цена за карат, стоимость.

Особые оговорки в квитанциях касаются бриллиантов, изум­рудов, сапфиров, рубинов, алмазов, жемчугов природных и культивированных, самоцветных граненых камней, камней с оправой; и без оправы и т.д. В конце квитанции указываются общая масса изделия и сумма, подлежащая выплате сдатчику ценностей.

Работа скупочного предприятия подвергается контролю со стороны Роспотребнадзора и его территориальных органов, ГОХРАНа, а также других федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

За нарушение соответствующих требований при скупке драго­ценных металлов, драгоценных камней, предметов антиквариата, исторических и художественных ценностей, недостачу или утрату ценностей, хищение виновные лица несут ответственность со­гласно законодательству Российской Федерации.

В процессе контроля скупочные предприятия должны ока­зывать всяческое содействие и принимать действенные меры к устранению нарушений и недостатков.

Разновидностью комиссионной торговли является деятель­ность торговых предприятий системы «секонд-хенд» («вторые руки»). В развитых странах такая форма торговли одеждой ус­пешно существует с начала XX в., а в России - только с начала 90-х годов, когда западная фирма «Европейский текстиль» завез­ла в Санкт-Петербург первую партию товара.

Товар, поступающий в магазины «секонд-хенд», готовится на так называемых фабриках, перерабатывающих закупленные спе­циальными пунктами у населения текстиль и ношеную одежду. На таких фабриках одежда тщательно сортируется (мужская от­деляется от женской, взрослая - от детской, брюки, юбки - от курток и т.д.). Работают на фабриках высококвалифицированные эксперты, способные даже на ощупь точно определить процент содержания шерсти в изделии.

Примерно 70% текстильного сырья отправляется на переработ­ку (из него изготавливаются, например, полиграфический картон, набивка для мебели, шумоизоляция для автомобиля, туалетная бумага и др.). Оставшиеся 30% (по существу, лучшие из скуп­ленных вещей) после соответствующей высококачественной хи­мической обработки в свободной упаковке или в прессованном виде направляются в розничную сеть - в магазины «секонд-хенд». Причем покупатель вряд ли обнаружит на одежде оторван­ные рукава, карманы, пуговицы, протертые локти, сломанные молнии, не выведенные пятна. Жесткие условия перед предприни­мателями ставят санитарно-эпидемиологические службы. «Секонд-хенд» приобретает право на существование только после того, как технология переработки одежды получит одобрение этих служб.

В настоящее время магазины «секонд-хенд» работают в 80 ре­гионах России и получили одобрение у населения. Только в Москве поставками в магазины такого товара занимается около 50 фирм (большинство - совместные предприятия), в Санкт-Петербурге - 27 фирм. Поставляются товары, изготовленные (сшитые) в Голландии, Германии, Дании, Италии, США, Фин­ляндии, Франции, Швейцарии, Швеции и др.

Характерные особенности магазинов «секонд-хенд» - деше­визна товаров, разнообразие фасонов, расцветок, размеров, доб­ротное качество.

Существующие в нашей стране магазины «секонд-хенд» мож­но подразделить на три вида: «люкс», первая и вторая категории. В магазинах «люкс» продаются товары высокого качества, наибо­лее модные, поступающие в свободной упаковке. Цены на товары выше, чем в магазинах низших категорий. В магазинах первой категории продаются товары, доставленные в страну как в сво­бодной упаковке, так и в прессованном виде и имеющие неболь­шие, легко устранимые дефекты. Магазины второй категории реализуют товары с небольшим браком, доставленные в прессо­ванном виде. В магазинах первой и второй категорий одежда продается поштучно или на вес.

Услугами магазинов «люкс» пользуются главным образом покупатели с относительно высоким и средним достатком, лю­бящие часто менять наряды. Посетителями магазинов первой и второй категорий являются в основном учащиеся старших клас­сов, студенты, рабочие, служащие, многодетные мамы, пенсио­неры и другие покупатели со средним и низким достатком.