Оптовые и мелкооптовые магазины

Объектами обслуживания организованными товарными рынка­ми являются как относительно крупные предприятия (организа­ции), нуждающиеся в товарной продукции в больших объемах, так и средние имелкие предприятия, которые довольствуются гораздо более мелкими объемами товаров. Вследствие этого на товарном рынке функционируют оптовые и мелкооптовые мага­зины - торговые предприятия, осуществляющие продажу това­ров производственно-технического назначения или потреби­тельского пользования сравнительно небольшими оптовыми партиями в широком ассортименте. Деятельность этих магази­нов обусловлена разделением общественного труда в сфере товаропродвижения, обеспечения покупателей нужным товаром в требуемом количестве и в удобное время.

Оптовые и мелкооптовые магазины приближены к покупа­телям и позволяют последним существенно сокращать время, необходимое для приобретения нужного товара. Такие магази­ны располагают подъездными путями, небольшим складским хозяйством, торгово-выставочными помещениями и залами для демонстрации товарных образцов. Услугами оптовых или мел­кооптовых магазинов пользуются торговцы-перекупщики, пред­приятия средней и мелкой розничной сети, отдельные потре­бители, приобретающие товары мелким и средним оптом. При расчетах с покупателями могут быть использованы наличный и безналичный способы оплаты.

Оптовые имелкооптовые магазины выполняют следующие основные задачи и функции:

• бесперебойное обеспечение товарами покупателей региона, района, города;

• определение спроса на товары в объемах средних и мелких
оптовых партий;

• выявление и регистрация потенциальных поставщиков и
покупателей товаров;

• заключение договоров поставки товаров;

• расширение и обновление товарного ассортимента;

• создание необходимых и комплектных запасов товаров, пользующихся спросом;

• рекламирование товаров и услуг;

• приемка, хранение, отпуск и реализация товаров;

• расфасовка, сортировка и упаковка товаров;

• выставление товаров или их образцов для демонстрации в
торгово-выставочном зале;

• централизованная доставка товаров покупателям;

• ведение количественного, номенклатурного, ассортиментного учета товаров;

• участие в оптовых ярмарках, аукционах, товарных биржах.
Товарная продукция поступает в оптовые или мелкооптовые магазины от изготовителей, предприятий оптовой торговли, гра­ждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, продавцов комиссионной торговли, с аукционов, оптовых ярма­рок, а также путем завоза из других регионов, получения в по­рядке переработки гальванического сырья и отходов.

По принадлежности эти магазины могут быть филиалами предприятий оптовой торговли, структурными подразделениями крупного предприятия промышленности, сельского или лесного хозяйства, строительного сектора экономики, а также являться независимым юридическим лицом государственной, муници­пальной, акционерной, частной, индивидуально-частной собст­венности.

Оптовые и мелкооптовые магазины бывают двух видов:

стационарные - территориально находятся на одном и том
же месте, обслуживают постоянный контингент покупате­лей определенного региона;

передвижные - специально оборудованные транспортные
средства (железнодорожные вагоны, грузовые автомобили,
плавучие средства).

Оптовые и мелкооптовые магазины подразделяются на:

уни­версальные,

специализированные,

комбинированные.

Универсальные магазины реализуют достаточно широкий ас­сортимент товарной продукции отраслей промышленности, сель­ского и лесного хозяйства и т.д.

Специализированные магазины реализуют товарную продук­цию одной или нескольких отраслей промышленности, сельско­го хозяйства и др.

Комбинированные магазины обслуживают определенный кон­тингент оптовых и мелкооптовых покупателей. Например, магазин «Садовод» обеспечивает товарами дачные кооперативы, садо­вые товарищества; магазин «Наука» - научно-исследовательские, проектно-конструкторские организации; «Спорт» - спортивные и физкультурные организации.

Оптовые и мелкооптовые магазины получают доход за счет разницы между покупной (крупный опт) и продажной (средний и мелкий опт) ценой товаров, скидок с оптовой цены, оказания различных услуг (коммерческих, технологических, информаци­онно-консультационных, арендно-прокатных, транспортно-экспедиционных и др.) субъектам товарного рынка.

На российском товарном рынке стали появляться получив­шие широкое распространение в зарубежной торговой практике мелкооптовые магазины-склады типа «кэш энд кэрри» (означает «купил и забирай» или «плати и увози»). Обслуживают они мел­кие розничные магазины, палатки, ларьки, небольшие лавки, лотки, предприятия службы быта, закупающие товарную продук­цию небольшими оптовыми партиями, а также розничных по­купателей с относительно большим объемом покупок.

По своей организационно-правовой форме магазины-склады могут быть государственными, муниципальными, акционерными, частными и др.

В магазинах «кэш энд кэрри» весьма высок объем товаро­оборота, что объясняется простой технологией продажи товаров: помещения оборудуются рядами стеллажей, на которых выстав­ляется товарная продукция, что позволяет покупателю рассмот­реть товар, прочитать соответствующую инструкцию по его экс­плуатации или использованию. Покупатель с пола или при по­мощи передвигающейся вдоль стеллажа лестницы по методу самообслуживания отбирает товар, который намеревается при­обрести мелкими оптовыми партиями, складывает его в объемную ручную тележку и направляется в узел расчета у входа. Там он рассчитывается за товар и получает от оператора счет-фактуру. Затем покупатель подвозит товар в тележке к своему транспорт­ному средству, перегружает его, после чего направляется в мага­зин-склад за следующей товарной партией или возвращает те­лежку в установленное место.

Как правило, такие магазины располагают достаточно широ­ким и постоянно обновляющимся ассортиментом товаров, при этом учитываются рыночная конъюнктура и специфика много­численных мелких розничных торговцев. Характерно, что мага­зины-склады имеют относительно низкие эксплуатационные расходы, так как у них нет необходимости оборудовать специаль­ные комплектовочные и экспедиционные помещения (участки), устанавливать дорогостоящие, ориентированные на подъемно-транспортные машины и механизмы, стеллажи. Кроме того, они имеют небольшой штат кладовщиков, складских работников, грузчиков, продавцов. При данной форме торговли существенно сокращаются объемы операций по безналичному расчету. Боль­шая часть товаров поступает непосредственно от изготовителей или предприятий оптовой торговли, минуя посредников. Все это позволяет магазину-складу устанавливать на товары относитель­но низкие цены.

Представляется весьма перспективным дальнейшее развитие в нашей стране сети магазинов «кэш энд кэрри», поскольку про­должается рост розничного товарооборота, увеличивается количе­ство средних и мелких торговых фирм. На российском товарном рынке присутствуют магазины системы «АШАН», «Икея» и др.