Оптовые и мелкооптовые магазины
Объектами обслуживания организованными товарными рынками являются как относительно крупные предприятия (организации), нуждающиеся в товарной продукции в больших объемах, так и средние имелкие предприятия, которые довольствуются гораздо более мелкими объемами товаров. Вследствие этого на товарном рынке функционируют оптовые и мелкооптовые магазины - торговые предприятия, осуществляющие продажу товаров производственно-технического назначения или потребительского пользования сравнительно небольшими оптовыми партиями в широком ассортименте. Деятельность этих магазинов обусловлена разделением общественного труда в сфере товаропродвижения, обеспечения покупателей нужным товаром в требуемом количестве и в удобное время.
Оптовые и мелкооптовые магазины приближены к покупателям и позволяют последним существенно сокращать время, необходимое для приобретения нужного товара. Такие магазины располагают подъездными путями, небольшим складским хозяйством, торгово-выставочными помещениями и залами для демонстрации товарных образцов. Услугами оптовых или мелкооптовых магазинов пользуются торговцы-перекупщики, предприятия средней и мелкой розничной сети, отдельные потребители, приобретающие товары мелким и средним оптом. При расчетах с покупателями могут быть использованы наличный и безналичный способы оплаты.
Оптовые имелкооптовые магазины выполняют следующие основные задачи и функции:
• бесперебойное обеспечение товарами покупателей региона, района, города;
• определение спроса на товары в объемах средних и мелких
оптовых партий;
• выявление и регистрация потенциальных поставщиков и
покупателей товаров;
• заключение договоров поставки товаров;
• расширение и обновление товарного ассортимента;
• создание необходимых и комплектных запасов товаров, пользующихся спросом;
• рекламирование товаров и услуг;
• приемка, хранение, отпуск и реализация товаров;
• расфасовка, сортировка и упаковка товаров;
• выставление товаров или их образцов для демонстрации в
торгово-выставочном зале;
• централизованная доставка товаров покупателям;
• ведение количественного, номенклатурного, ассортиментного учета товаров;
• участие в оптовых ярмарках, аукционах, товарных биржах.
Товарная продукция поступает в оптовые или мелкооптовые магазины от изготовителей, предприятий оптовой торговли, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, продавцов комиссионной торговли, с аукционов, оптовых ярмарок, а также путем завоза из других регионов, получения в порядке переработки гальванического сырья и отходов.
По принадлежности эти магазины могут быть филиалами предприятий оптовой торговли, структурными подразделениями крупного предприятия промышленности, сельского или лесного хозяйства, строительного сектора экономики, а также являться независимым юридическим лицом государственной, муниципальной, акционерной, частной, индивидуально-частной собственности.
Оптовые и мелкооптовые магазины бывают двух видов:
• стационарные - территориально находятся на одном и том
же месте, обслуживают постоянный контингент покупателей определенного региона;
• передвижные - специально оборудованные транспортные
средства (железнодорожные вагоны, грузовые автомобили,
плавучие средства).
Оптовые и мелкооптовые магазины подразделяются на:
универсальные,
специализированные,
комбинированные.
Универсальные магазины реализуют достаточно широкий ассортимент товарной продукции отраслей промышленности, сельского и лесного хозяйства и т.д.
Специализированные магазины реализуют товарную продукцию одной или нескольких отраслей промышленности, сельского хозяйства и др.
Комбинированные магазины обслуживают определенный контингент оптовых и мелкооптовых покупателей. Например, магазин «Садовод» обеспечивает товарами дачные кооперативы, садовые товарищества; магазин «Наука» - научно-исследовательские, проектно-конструкторские организации; «Спорт» - спортивные и физкультурные организации.
Оптовые и мелкооптовые магазины получают доход за счет разницы между покупной (крупный опт) и продажной (средний и мелкий опт) ценой товаров, скидок с оптовой цены, оказания различных услуг (коммерческих, технологических, информационно-консультационных, арендно-прокатных, транспортно-экспедиционных и др.) субъектам товарного рынка.
На российском товарном рынке стали появляться получившие широкое распространение в зарубежной торговой практике мелкооптовые магазины-склады типа «кэш энд кэрри» (означает «купил и забирай» или «плати и увози»). Обслуживают они мелкие розничные магазины, палатки, ларьки, небольшие лавки, лотки, предприятия службы быта, закупающие товарную продукцию небольшими оптовыми партиями, а также розничных покупателей с относительно большим объемом покупок.
По своей организационно-правовой форме магазины-склады могут быть государственными, муниципальными, акционерными, частными и др.
В магазинах «кэш энд кэрри» весьма высок объем товарооборота, что объясняется простой технологией продажи товаров: помещения оборудуются рядами стеллажей, на которых выставляется товарная продукция, что позволяет покупателю рассмотреть товар, прочитать соответствующую инструкцию по его эксплуатации или использованию. Покупатель с пола или при помощи передвигающейся вдоль стеллажа лестницы по методу самообслуживания отбирает товар, который намеревается приобрести мелкими оптовыми партиями, складывает его в объемную ручную тележку и направляется в узел расчета у входа. Там он рассчитывается за товар и получает от оператора счет-фактуру. Затем покупатель подвозит товар в тележке к своему транспортному средству, перегружает его, после чего направляется в магазин-склад за следующей товарной партией или возвращает тележку в установленное место.
Как правило, такие магазины располагают достаточно широким и постоянно обновляющимся ассортиментом товаров, при этом учитываются рыночная конъюнктура и специфика многочисленных мелких розничных торговцев. Характерно, что магазины-склады имеют относительно низкие эксплуатационные расходы, так как у них нет необходимости оборудовать специальные комплектовочные и экспедиционные помещения (участки), устанавливать дорогостоящие, ориентированные на подъемно-транспортные машины и механизмы, стеллажи. Кроме того, они имеют небольшой штат кладовщиков, складских работников, грузчиков, продавцов. При данной форме торговли существенно сокращаются объемы операций по безналичному расчету. Большая часть товаров поступает непосредственно от изготовителей или предприятий оптовой торговли, минуя посредников. Все это позволяет магазину-складу устанавливать на товары относительно низкие цены.
Представляется весьма перспективным дальнейшее развитие в нашей стране сети магазинов «кэш энд кэрри», поскольку продолжается рост розничного товарооборота, увеличивается количество средних и мелких торговых фирм. На российском товарном рынке присутствуют магазины системы «АШАН», «Икея» и др.