Тема 2. Торговые предприятия и организации

Предприятия оптовой торговли. Оптовые и мелкооптовые магазины. Оптовые и розничные рынки. Предприятия розничной торговли. Товарные биржи. Торговые дома. Предприятия комиссионной торговли. Фирмы консигнационной торговли. Ярмарки. Аукционы.

 

Современная система торговли определяет спрос и предложение, цены на товары и услуги, структурные изменения в сферах производства и обращения, принципиально новые подходы к установлению коммерческо-хозяйственных связей.

Развитию товарных рынков, сокращению потерь и издержек в сфере обращения должны содействовать следующие факторы:

• оказание поддержки свободной торговле;

• свобода выбора торгового партнера;

• равноправие партнеров в процессе товаропродвижения, заключения сделок купли-продажи;

• конкуренция между поставщиками, посредниками, торговцами, покупателями;

• саморегулирование процессов поставки товаров;

• устранение препятствий на пути свободного движения товаров по всей территории страны, региона, на внешнем рынке;

• развитие эффективных организационных форм торговли;

• свободное ценообразование;

• экономическая ответственность сторон;

• рациональное формирование инфраструктуры товарного
рынка.

Несмотря на всемерную свободу рыночной торговли, ее пла­нирование и способы организации не носят хаотичного характера. Современный товарный рынок должен быть рационально орга­низован с учетом социально-экономических требований.

Понятие «организованный товарный рынок» предусматривает систему взаимосвязанных торговых предприятий (организаций), которые на основе действующего законодательства, правил и методов современной торговли осуществляют заготовку товарной продукции, ее хранение и реализацию конкретным покупателям. В состав организованного товарного рынка входят следующие торговые предприятия и организации (рис.2.1).