Анализ издержек при выборе размера предприятия
Минимальный эффективный масштаб производства (МЭМП) – масштаб производства, при котором достигается минимальный размер средних общих издержек. Влияет на размер предприятия, достаточный для вхождения в данную отрасль.
МЭМП влияет на выбор компании, сколько предприятий ей открывать.
МЭМП служит барьером, препятствующим вхождению на рынок новых компаний.
Конкуренция сильнее в тех отраслях, где МЭМП будет меньше по сравнению с общим объемом выпуска.
Фактор, влияющий на размер компании – транспортные расходы. С ростом производства транспортные расходы будут расти на одну единицу.
При существовании транспортных затрат МЭМП будет меньше, чем при их отсутствии. Поэтому небольшие неэффективные фирмы, у которых большие транспортные расходы, могут стать вполне эффективными, если будут располагаться около рынков сбыта продукции.
Если транспортные расходы незначительные, то чаще всего рынок обслуживается олигополией.
Пример:
Фирма открывает несколько предприятий с целью снизить затраты и увеличить прибыль. Вопрос – сколько оптимально открыть?
Фирма производит товар, спрос на который описывается следующим образом:
P = 780-0,5Q
TC = 15625+180Q+Q2
Условие максимизации прибыли:
МR=MC
MR = 780-Q
MC = 180+2Q
Q*=200, P=680
Считаем прибыль: TR-TC = 44,375
Min ATC = min 15625/Q+180+Q.
Q*=125
На одном предприятии она будет производить 125
А на сколько на всех? Условие совпадает – MR=MC
MC(125) = 430
MR=780-Q=430
Q=350 (на всех предприятиях нужно производить 350 единиц)
На каждом – 125, а на всех – 350
350/125 ~ 3 предприятия
Например, на одном – 125, на втором – 125, а на третьем – 100.
Или 116, 117 и 117
P = 780-0,5*350=605
TCобщ = 150709
Издержки = 50374 = на 1х двух
На третьем 49961
Прибыль = 61041
На каждом предприятии– минимум затрат
Ищем оптимальный масштаб пр-ва на одном предприятии
Потом ищем оптимальное количество предприятий.
Конкуренция будет сильнее в тех отраслях,в которых мэмп будет меньше по сравнению с общим объемом пр-ва, тк больший МЭМП по сравнению с объемом отрасли ограничит кол-во конкурентов.
Барьер – одна фирма имеет МЭМП 10 тыс шт, 0..5% от общего объема продаж в одной отрасли
В другой отрасли 1000 шт, 10%