Нематериальные активы и их амортизация
Ускоренная амортизация
Износ и амортизация основных фондов
Экономическое содержание износа — это потеря стоимости. Выделяют следующие виды износа:
- физический — изменение физических, механических и других свойств основных фондов под воздействием сил природы, труда и т.д.;
- моральный износ 1-го рода — потеря стоимости в результате появления более дешевых аналогичных средств труда;
- моральный износ 2-го рода — потеря стоимости, вызванная появлением более производительных средств труда;
- социальный износ — потеря стоимости в результате того, что новые основные фонды обеспечивают более высокий уровень удовлетворения социальных требований;
- экологический износ — потеря стоимости в результате того, что основные фонды перестают удовлетворять новым повышенным требованиям к охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и т.п.
Полный износ — это полное обесценивание основных фондов, когда дальнейшая их эксплуатация в любых условиях убыточна или невозможна. Износ может наступить как в случае работы, так и в случае бездействия основных фондов.
Процесс переноса стоимости основных средств на готовую продукцию и возмещение этой стоимости в процессе реализации продукции называется амортизацией. Амортизационные отчисления — это денежное выражение размера амортизации, которое должно соответствовать степени износа основных фондов.
Ускоренная амортизация является целевым методом более быстрого по сравнению с нормативными сроками службы основных фондов полного перенесения их балансовой стоимости на издержки.
К нематериальным активам относятся затраты предприятий в нематериальные объекты, используемые в течение долгосрочных периодов хозяйственной деятельности и приносящие доход: право пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, ноу-хау, программные продукты, монопольные права и привилегии, включая лицензии на определенные виды деятельности, организационные расходы (включая плату за государственную регистрацию, брокерское место и т.п.), торговые марки и товарные знаки. Цена фирмы возникает при покупке целых действующих предприятий. Обычно такие предприятия продаются и покупаются по рыночной цене, исходя из доходности предприятия, его деловой репутации, престижности производимой им продукции или оказываемых услуг и некоторых других факторов. Превышение покупной цены над балансовой стоимостью всех активов предприятия составляет цену деловой репутации фирмы и учитывается как нематериальный объект. Нематериальные активы переносят свою стоимость на издержки производства, или обращение равномерно (ежемесячно) по нормам, определяемым на предприятии, исходя из установленного срока их использования.