Тема 6. Понятие «норма» и «отклонения от нормы»
в социальной педагогике.
Основные понятия:
Аномальные дети –дети, имеющие отклонения от нормального психического и (или) физического развития, преодоление последствий которых требует применения специальных коррекционных мктодик.
Одаренность –значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных или других) детей.
Социальные нормы –правовые и моральные поведенческие стандарты и ожидания, регулирующие действия людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и единство общества.
Семинар 11. Физические и психические отклонения от нормы.
- Сравните понятия «ребенок с отклонениями в развитии», «ребенок-инвалид», «ребенок с ограниченными возможностями».
- Причины нарушений, отклонений и задержек в развитии детей с ограниченными возможностями.
- Общее и особенное в социализации детей с ограниченными возможностями.
- Условия и правовые нормы социализации детей с ограниченными возможностями.
Семинар 12. Социально-педагогические отклонения от нормы.
- Докажите, что сущность социально-педагогических норм заключается в регулировании сознания и поведения ребенка.
- Выделите основные свойства социально-педагогических норм.
- «Необученные дети» как отклонение от нормы в образовании.
- Сиротство как отклонение в социальной жизни ребенка.
- Девиантное поведение детей как отклонение от социальной нормы.
Литература:
- Дети с отклонениями в развитии / Под ред. – М.С. Певзнер. – М., 1966.
- Замский Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ в. – М., 1995.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1986.
- Клейбер Ю.А. Социальные нормы и отклонения. – М., 1997.
- Малер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Кн. Для родителей. – М., 1996.
Темы рефератов.
- Понятие нормы в науках, изучающих человека.
- Отклонения воспитания в развитии ребенка как социально-педагогическая проблема.
- Отклонения в поведении ребенка как социально-педагогическая проблема.
- Одаренность как отклонение от нормы.
- Типология социально-педагогических норм и отклонений.
Основы социально-педагогической деятельности
Тема: Методика и технологии социально-педагогической деятельности
Основные понятия:
Методика социально-педагогической деятельности — совокупность содержания, форм, методов, средств и контроля социально-педагогической деятельности