Механизмы, преобразующие движение.

Передаточное отношение. Передаточное число.

Передаточное отношение – это отношение частоты вращения ведущего звена к частоте вращения ведомого звена.

Передаточное число – отношение числа зубьев, диаметров шкивов, радиусов контакта при фрикционной передаче.

i=nведущ/nведом=D/d=Z1/Z2=r1/r2, где

n – частота вращения

D, d – диаметры шкивов

Z1, Z2 – количество зубьев

r1, r2 – радиусы контакта фрикционной передачи

 

Зубчато реечный механизм. Служит для преобразования вращательного движения зубчатого колеса в поступательное движения зубчатой рейки. Рейку можно рассматривать как зубчатое колесо с бесконечно большим радиусом.

Винтовой механизм. Служит для преобразования вращательного движения в поступательное и состоит из винта и гайки. При одном обороте винта или гайки сопрягаемый элемент перемещается на шаг резьбы. При этом в винтовой паре скольжения затрачиваются значительные усилия на преодоление сил трения, которые приводят к износу витков сопрягаемых элементов и увеличению зазоров. В случаях когда необходимо обеспечить точность и стабильность перемещений, (например в станках с ЧПУ) применяют шарико-винтовые пары (ШВП). В такой паре гайка с винтом сопрягаются через шарики, которые непрерывно циркулируют по специальным винтовым канавкам винта и гайки и возвращаются от последнего витка к первому по каналам возврата или специальному вкладышу.

ШВП – имеют высокий КПД и при выборке люфта образуют беззазорную передачу со сравнительно высокой осевой жесткостью.

Наиболее распространена конструкция винтовой пары (ШВП.dwg) с гайками, снабженными зубчатыми венцами. Число зубьев венцов отличается на единицу. Венцы гаек входят в соответствующие зубчатые венцы корпуса. Для тонкой осевой регулировки зубчатые венцы обеих гаек выводят из зацепления и поворачивают на одно и то же число зубьев в одну сторону. Неодинаковые углы поворота (из-за различного числа зубьев) обуславливают осевое сближение профилей их резьбы. В отрегулированной паре проверяют момент холостого хода и осевую жесткость.

Кривошипно-шатунный механизм. Служат для преобразования вращательного или качательного движения кривошипа в возвратно-поступательное движение ползуна, или наоборот возвратно-поступательного движения ползуна во вращательное движение кривошипа.

Основными элементами кривошипно-шатунной передачи являются: кривошип, совершающий вращательное или качательное движение, ползун совершающий возвратно-поступательное движение, и шатун, являющийся соединительным звеном первых двух элементов и совершающий общее движение.