Семинар 8. Характеристика методов
социально-педагогического исследования.
- В чем сущность понятия «метод исследования»?
- Системный подход как основа социально-педагогического исследования.
- Охарактеризуйте методы эмпирического исследования.
- Охарактеризуйте методы теоретического исследования.
Литература:
- Введение в научное исследование по педагогике /Под ред. В.И. Журавлева.-М., 1988.
- Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования.- М., 1995.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя.- М., 1999.
- Междисциплинарные исследования в педагогике / Под ред. В.М. Полонского.- М., 1994.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы.-М., 1987.
Темы рефератов:
- Эксперимент в социально-педагогическом исследовании.
- Использование социологических методов исследования в социальной педагогике.
- Использование педагогических методов исследования в социальной педагогике.
- Понятийный аппарат исследования.
Тема 5. Развитие ребенка в социуме.
Основные понятия:
Социализация ребенка- процесс приобщения его к социальной жизни, который заключается в усвоении системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Социальная адаптация ребенка- процесс активного приспособления его к условиям социальной среды; вид взаимодействия ребенка с социальной средой.
Социальная дезадаптация ребенка- процесс утраты им или несформированности у него социально значимых качеств, препятствующий успешному приспособлению к условиям социальной среды.
Семинар 9. Наследственность и развитие ребенка.
- В чем сущность развития ребенка?
- Какова роль деятельности и общения в развитии ребенка?
- Как влияют отклонения в здоровье на развитие ребенка?
- Особенности формирования общения и различных видов деятельности у детей с ограниченными возможностями.
Семинар 10. Среда и развитие ребенка.
- В чем сущность социализации личности ребенка?
- Семья, образование, религия и культура – основные институты социализации личности ребенка.
- Роль микросреды с проблемами ребенка.
- Интеграция и изоляция ребенка с проблемами в процессе его социализации.
Литература:
- Дубровский А.А. Лечебная педагогика: Метод. Пособие учителям, врачам, воспитателям. – М., 1998.
- Грошкова Е.А., Овчорова Р.В. Реабилитационная педагогика: История и современность.- М., 1992.
- Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1988.
- Коротов В.М. Введенпие в общую теорию развития личности.- М., 1991.
- Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». – М., 1991.
- Новикова Л.И. Школа и среда. М., 1985.
Темы рефератов:
- Влияние наследственных факторов на развитие ребенка.
- Развитие ребенка в процессе деятельности.
- Развитие ребенка в процессе общения.
- Освоение ребенком социальных ролей в процессе его развития.
- Воспитание и социализация ребенка.