Криминогенные группировки: типология членов.
Социологи, криминологи и психологи типологизировали членов криминогенных группировок таким образом:
1. «Аутсайдер» — человек, попавший в социальный тупик, неудачник, не нашедший признания в формальной социальной группе или организации, не имеющий возможностей для самореализации.
2. «Маргинал» — это личность, оказавшаяся за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений или господстствующих социокультурных норм и политических традиций.
3. «Конформист» — человек, легко поддающийся влиянию авторитетов, хорошо адаптирующийся в новой социальной микросреде, быстро и без особых усилий усваивающий групповые ценности и нормы.
4. «Приспособленец» — в отличие от «конформиста» принимает групповые ценности и нормы лишь внешне, без интернализации, имитируя глубокую приверженность групповым целям для того, чтобы добиться признания и повышения своего статуса в группе, а за счет этого и престижа в обществе.
5. «Фанат» — человек, увлеченный групповыми целями, преданный ценностям и символам группы, неукоснительно соблюдающий групповые нормы, полностью идентифицировавший себя с группой, утративший критическое к ней отношение и отрицающий все, что идет вразрез с групповыми ценностями.
6. «Борец» — человек, для которого больше значит процесс борьбы за идею, чем сама идея, всегда готовый к активным действиям по защите групповых интересов, групповой автономии, групповых ценностей.
7. «Вождь» — человек, видящий свое призвание в том, чтобы руководить людьми, претендующий на роль лидера в группе, проявляющий инициативу организатора и нередко действительно обладающий неплохими организаторскими способностями.
8. «Попутчик» — человек, случайно примкнувший к группе, не до конца определивший свои ценностные ориентации, руководствующийся больше солидарностью, нежели групповыми целями и нормами.
9. «Имитатор» — человек, для которого первостепенное значение имеют внешние атрибуты и символы объединения, они составляют для него предмет гордости, и сам факт принадлежности к объединению дает ему глубокое внутреннее удовлетворение, при этом он не слишком утруждает себя анализом групповых ценностей и целей.
10. «Скучающий» — человек, одним из мотивов вступления, в организацию которого была реальная возможность более содержательно организовать свой досуг и найти среду для общения.
Следует отметить, что среди индивидов, входящих в состав неформальных объединений, нередко встречаются лица, имеющие ярко выраженные черты характера психопатического или невротического типа.
Контрольные вопросы
1. Что представляет собой «детская субкультура»?
2. В чем отражается детская субкультура?
3. Охарактеризуйте типичный и индивидуальный социокультурный мир ребенка? В чем их отличие?
4. Какие социально-педагогические характеристики социокультуры ребенка выделяют? Охарактеризуйте их.
5. К основным факторам, существенно влияющим на социокультурный мир ребенка, относятся
Литература
1. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардерини, 2005. – 269 с.
2. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 528 с.
Приложение 2.