Тема 21 Содержание и методика педагогической работы в специализированных дошкольных и школьных учреждений.
План:
1. Роль сверстников в социальном формировании личности
2. Официальные и неформальные объединения детей и подростков
3. Криминогенные группировки: типология членов
Роль сверстников в социальном формировании личности
Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания.
В процессе социализации личности группа сверстников выполняет следующие функции: приобщение к культуре данного общества, к превалирующим в нем нормам; научение половозрастному ролевому поведению (через предъявление образцов поведения, приличествующего представителю каждого пола того или иного возраста и осуждение нео-добряемого поведения); научение поведению, соответствующему этнической, религиозной, региональной, социальной, профессиональной принадлежности членов группы; помощь членам в достижении автономии от общества, возрастных и социальных страт; создание условий своим членам для развития самосознания, самоопределения, а также для самореализации и самоутверждения.
Эти функции реализуются по-разному и по степени эффективности, и по содержательной направленности в зависимости: от пола и возраста членов группы и их индивидуальных особенностей; профессионального состава группы; от направленности группы и других ее характеристик; от этнических, религиозных и социокультурных условий, в которых существует группа.