Основные стратегические типы российских компаний и возможные траектории конкурентных стратегий.

«Фирма-аутсайдер»

Такая фирма характеризуется низким качеством, высокими затраты и низкой ценой. Она не может обеспечить нужный уровень ключевых компетенций. Следовательно, выпускает товар недостаточного качества, что не позволяет удовлетворить потенциальный спрос на продукцию, что приводит к неэффективному объему производства, а, следовательно, к высоким затратам.

Возможные пути решения проблем:

1. Повысить свои ключевые компетенции (без значительного увеличения затрат!). Если фирма сам этого сделать не может, она может заключить контракт с фирмой, имеющей опыт на данном рынке (например, можно купить франшизу).

2. Фирма может осуществить диверсификацию производства, то есть, выйти на новые сегменты рынка, на которых надо найти такой сегмент, где качество продукции буде считаться приемлемым, а цена – низкой.

3. Реструктуризация компании (например, можно разбить компанию на несколько предприятий). Это приведет к снижению затрат, что позволит фирме избавиться от убыточных направлений, подразделений, и сосредоточиться на более прибыльных направлениях.

 

 

«Фирма-защитник низких издержек»

Такая фирма характеризуется низкой ценой на продукцию, низкими затратами, умеренным качеством. Низкий уровень ключевых компетенций не дает возможность фирме производить товар нужного качества. Даже если качество считается приемлемым, фирма проигрывает в дизайне, упаковке, оформлении, следовательно, вынуждена назначать низкие цены.

Возможные пути решения проблем:

1. Снижение затрат. Фирма может воспользоваться экономией на масштабе производства, то есть, использовать дешевые способы транспортировки и хранения товаров. Чаще всего такие фирмы выпускают товар повседневного спроса, так как спрос никогда не пройдет, и он никогда не портится. При покупке оборудования они отдают предпочтение универсальному оборудованию.

2. Развитие ключевых компетенций. Это могут быть технологические нововведения (покупка патентов, лицензий и так далее), маркетинговые нововведения (совершенствование рекламы, каналов сбыта продукции, развитие маркетинговых сетей и так далее), вложения в человеческий капитал (повышение квалификации работников, работа в бригадах и так далее).

Рост ключевых компетенций ведет к повышению качества товара, выход на новые рынки сбыта, что приводит к стратегии решения проблемы 3.

 

«Фирма-защитник качества»

Такую фирму характеризует высокая цена, высокое качество и высокие затраты. Высокие затраты позволяют фирме производить товары высокого качества. За счет этого фирма назначает высокие (порой, даже заоблачно высокие) цены.

Основная задача такой компании – удержаться на рынке. Поэтому здесь важна грамотная ценовая политика, привлекающая покупателей с разным уровнем дохода.

Самое важное – найти своего потребителя. Это называется пластеризацией потребителей.

Еще один способ – продать свой бизнес фирме-защитнику низких издержек или же вступить в некоторую кооперацию.

«Фирма-интегрированный анализатор»

Такую фирму характеризует высокая цена, высокое качество, низкие издержки, высокие ключевые компетенции, низкие издержки. Высокие ключевые компетенции позволяют фирме назначать высокие цены при низких затратах. Обычно это свойственно либо фирмам, предлагающим новый товар, либо предлагающим старый с новой, неожиданной стороны.

 

Возможные пути решения проблем: