Анализ издержек при выборе размера компании
Эффекты, влияющие на величину затрат
· Эффект масштаба
Положительный эффект масштаба имеет место, если при повышении объема производства падают средние общие издержки при постоянных ценах на вводимые ресурсы. Он свойственен крупным предприятиям и долгосрочном периоде.
Преимущества:
ü Более эффективное использование труда благодаря его разделению и специализации.
ü Механизация простых технологических операций.
ü Выполнение специальных задач силами фирмы.
ü Специализация и более высокая производительность оборудования.
ü Централизация, интеграция этапов производства в единый технологический процесс.
ü Использование и реализация побочных продуктов.
ü Скидки на закупки сырья и материалов.
ü Экономия на транспортных затратах.
Недостатки отрицательного эффекта масштаба:
Ø Некоординированность и сложность управления.
Ø Благодаря использованию специализированного оборудования у компании могут появляться узкие места (нестыковки в производстве), которые необходимо ликвидировать.
Ø Проблемы с транспортировкой.
· Эффект обучения
По мере введения в процесс производства работники приобретают опыт, поэтому производят меньше брака, находят более эффективное использование ресурсов, что приводит к снижению затрат при неизменных ценах на ресурсы и объеме производства.
Причины появления такого эффекта:
v По мере приобретения опыта скорость работы возрастает.
v Менеджеры учатся устраивать производство более эффективным образом.
v Допущения в некоторых параметрах.
v Поставщики начинают продавать ресурсы по более низким ценам.
Кобуч = ATCпосле обучения/ATCначальн
- Эффект охвата.
Снижение затрат за счет использования оборудования для большего количества товаров и услуг.
Минимальный эффективный масштаб производства (МЭМП) – масштаб производства, при котором достигается минимальный размер средних общих издержек. Рассматривается как размер предприятия, достаточный для вхождения в данную отрасль.
Конкуренция сильнее в тех отраслях, где МЭМП будет меньше по сравнению с общим объемом выпуска.
Фактор, влияющий на размер компании – транспортные расходы. С ростом производства транспортные расходы будут расти на одну единицу.
При существовании транспортных затрат МЭМП будет меньше, чем при их отсутствии. Поэтому небольшие неэффективные фирмы, у которых большие транспортные расходы, могут стать вполне эффективными, если будут располагаться около рынков сбыта продукции.
Если транспортные расходы незначительные, то чаще всего рынок обслуживается олигополией.
Пример:
Фирма открывает несколько предприятий с целью снизить затраты и увеличить прибыль. Вопрос – сколько оптимально открыть?
Фирма производит товар, спрос на который описывается следующим образом:
P = 780-0,5Q
TC = 15625+180Q+Q2
Условие максимизации прибыли:
МR=MC
MR = 780-Q
MC = 180+2Q
Q*=200, P=680
Считаем прибыль: TR-TC = 44,375
Min ATC = min 15625/Q+180+Q.
Q*=125
На одном предприятии она будет производить 125
А на сколько на всех? Условие совпадает – MR=MC
MC(125) = 430
MR=780-Q=430
Q=350 (на всех предприятиях нужно производить 350 единиц)
На каждом – 125, а на всех – 350
350/125 ~ 3 предприятия
Например, на одном – 125, на втором – 125, а на третьем – 100.
Или 116, 117 и 117
P = 780-0,5*350=605
TCобщ = 150709
Прибыль = 61041
На каждом предприятии– минимум затрат
Ищем оптимальный масштаб пр-ва на одном предприятии
Потом ищем оптимальное количество предприятий.