Анализ издержек при выборе размера компании

Эффекты, влияющие на величину затрат

· Эффект масштаба

Положительный эффект масштаба имеет место, если при повышении объема производства падают средние общие издержки при постоянных ценах на вводимые ресурсы. Он свойственен крупным предприятиям и долгосрочном периоде.

Преимущества:

ü Более эффективное использование труда благодаря его разделению и специализации.

ü Механизация простых технологических операций.

ü Выполнение специальных задач силами фирмы.

ü Специализация и более высокая производительность оборудования.

ü Централизация, интеграция этапов производства в единый технологический процесс.

ü Использование и реализация побочных продуктов.

ü Скидки на закупки сырья и материалов.

ü Экономия на транспортных затратах.

Недостатки отрицательного эффекта масштаба:

Ø Некоординированность и сложность управления.

Ø Благодаря использованию специализированного оборудования у компании могут появляться узкие места (нестыковки в производстве), которые необходимо ликвидировать.

Ø Проблемы с транспортировкой.

 

· Эффект обучения

По мере введения в процесс производства работники приобретают опыт, поэтому производят меньше брака, находят более эффективное использование ресурсов, что приводит к снижению затрат при неизменных ценах на ресурсы и объеме производства.

Причины появления такого эффекта:

v По мере приобретения опыта скорость работы возрастает.

v Менеджеры учатся устраивать производство более эффективным образом.

v Допущения в некоторых параметрах.

v Поставщики начинают продавать ресурсы по более низким ценам.

Кобуч = ATCпосле обучения/ATCначальн

  • Эффект охвата.

Снижение затрат за счет использования оборудования для большего количества товаров и услуг.

 

 

Минимальный эффективный масштаб производства (МЭМП) – масштаб производства, при котором достигается минимальный размер средних общих издержек. Рассматривается как размер предприятия, достаточный для вхождения в данную отрасль.

Конкуренция сильнее в тех отраслях, где МЭМП будет меньше по сравнению с общим объемом выпуска.

Фактор, влияющий на размер компании – транспортные расходы. С ростом производства транспортные расходы будут расти на одну единицу.

 

При существовании транспортных затрат МЭМП будет меньше, чем при их отсутствии. Поэтому небольшие неэффективные фирмы, у которых большие транспортные расходы, могут стать вполне эффективными, если будут располагаться около рынков сбыта продукции.

Если транспортные расходы незначительные, то чаще всего рынок обслуживается олигополией.

Пример:

Фирма открывает несколько предприятий с целью снизить затраты и увеличить прибыль. Вопрос – сколько оптимально открыть?

Фирма производит товар, спрос на который описывается следующим образом:

P = 780-0,5Q

TC = 15625+180Q+Q2

Условие максимизации прибыли:

МR=MC

MR = 780-Q

MC = 180+2Q

Q*=200, P=680

Считаем прибыль: TR-TC = 44,375

Min ATC = min 15625/Q+180+Q.

Q*=125

На одном предприятии она будет производить 125

А на сколько на всех? Условие совпадает – MR=MC

MC(125) = 430

MR=780-Q=430

Q=350 (на всех предприятиях нужно производить 350 единиц)

На каждом – 125, а на всех – 350

350/125 ~ 3 предприятия

Например, на одном – 125, на втором – 125, а на третьем – 100.

Или 116, 117 и 117

P = 780-0,5*350=605

TCобщ = 150709

Прибыль = 61041

На каждом предприятии– минимум затрат

Ищем оптимальный масштаб пр-ва на одном предприятии

Потом ищем оптимальное количество предприятий.