Основные сведения

Оборотный капитал фирмы

Оборотный капитал – это часть капитала, которая используется в одном производственном цикле в течение 1 года.

К оборотному капиталу относятся:

  • Производственные запасы – запасы сырья, материалов и готовой продукции.
  • Незавершенное производство – товары, не прошедшие все стадии изготовления.
  • Расходы будущих периодов – расходы на подготовку и освоение новых видов продукции.
  • Дебиторская задолженность – долги фирме со стороны покупателей других предприятий и государства.
  • Денежные средства

В отечественной литературе оборотные средства (оборотный капитал) делятся на два вида:

  1. Оборотные фонды:

1) Производственные запасы сырья и материалов

2) Незавершенное производство

3) Расходы будущих периодов

  1. Фонды обращения:

1) Денежные средства

2) Запасы готовой продукции

3) Отгруженная продукция, но не оплаченная.

4) Дебиторская задолженность

Управление оборотным капиталом включает решение следующих задач:

  • определение оптимальной величины оборотного капитала;
  • нахождение оптимальной величины финансирования оборотного капитала;
  • ускорение оборачиваемости оборотного капитала и т.д.

Три стратегии управления оборотным капиталом:

  1. Осторожная стратегия – предусматривает большой объем оборотных средств для производственной деятельности фирмы, то есть фирма хранит большие запасы сырья, имеет много свободных денежных средств, продает товары в кредит, увеличивая дебиторскую задолженность. Такая стратегия является безопасной для фирмы, но фирма упускает часть доходов, которые могла бы получить, вложив свободные денежные средства в альтернативное производство.
  2. Ограничительная стратегия – предусматривает минимальный объем оборотных средств, то есть руководители фирм проводят жесткую экономию: минимальные запасы сырья и материалов, минимум свободных средств. Применяется, когда фирма знает точные сроки поставки сырья, время отгрузки продукции, время поступления денежных средств на счет фирмы.
  3. Умеренная стратегия – нечто среднее между двумя предыдущими видами стратегий.

Показатели оценки использования оборотного капитала (показатели эффективности использования оборотного капитала):

  1. Рентабельность активов – прибыль/сумма среднегодовой стоимости основного и оборотного капитала
  2. Коэффициент оборачиваемости – Qруб/среднегодовая стоимость оборотного капитала.

Пример:

Показатели Осторожная Умеренная Ограничительная
Qруб 100 100 100
Чистая П 15 15 15
Основной капитал (ОК) 30 30 30
Оборотный капитал (ОбК) 30 22 16
Все активы 60 52 46
Удельный вес оборотного капитала, % (делим (4) на (5)) 50 42,3 34,6
Рентабельность активов, % (делим (2) на (5)) 25 28,8 32,6
Коэффициент оборачиваемости ((1) на (4)) 3,3 4,5 6,3