Цели фирмы
Классификация фирм
Признаки классификации фирм:
1) по отраслевому признаку;
2) по форме собственности:
· государственные
· частные
· муниципальные и т.д.
3) по размеру предприятия:
· Малые предприятия (до 100 человек):
o мельчайшие (до 20 человек);
o мелкие (20-99 человек);
· Средние предприятия (100-500 человек);
· Крупные предприятия (больше 500 человек);
4) по преобладающему производственному фактору;
5) по принадлежности капитала и контроля над ним:
· национальные;
· иностранные;
· смешанные;
6) по степени ответственности:
· полная;
· ограниченная;
7) по организационно-правовой форме:
· Товарищества:
o полные;
o на вере;
o с ограниченной ответственностью;
· Общества:
o открытые акционерные;
o закрытые акционерные;
o с ограниченной ответственностью;
o с дополнительной ответственностью;
8) по виду производимой продукции;
9) по времени работы в течении года;
10) по типам производства:
· поточное;
· партийное;
· единичное;
11) по степени специализации:
· универсальная;
· специализированная;
· смешанная;
12) по степени охвата количества стадий производства:
· одностадийное производство;
· комплексное производство;
· изготавливающая часть продукции;
· выпускающая готовую продукцию;
13) по назначению готовой продукции:
· предметы потребления;
· средства производства;
14) по степени механизации и автоматизации:
· ручные;
· комплексно или частично механизированные;
· полуавтоматизированные;
15) по характеру потребляемого сырья:
· добывающая промышленность;
· обрабатывающая промышленность.
В РФ в 1917 г. – запрет на предпринимательскую деятельность.
В мае 1991 г. - отмена запрета на предпринимательскую деятельность.
Крупный бизнес определяет экономическую и технологическую мощь страны, ориентируется на массовый однородный спрос (выпуск больших партий стандартизированной продукции).
Средний бизнес зависит от внутренней конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с иностранным капиталом.
Малый бизнес ориентирован на местные рынки, производство малых партий товара. Действует принцип кооперирования мелкого и крупного бизнеса, при этом крупное предприятие не подавляет малое. Спрос на их продукцию быстро меняется.
Преимущества малого бизнеса:
· Меньший размер капитала, необходимого для открытия предприятия;
· Большая независимость владельца;
· Способность адаптироваться к изменениям, быстрая реакция на изменение рыночной ситуации;
· Создание рабочих мест;
· Налоговые льготы;
· Ускоренный способ начисления амортизации;
Недостатки малого бизнеса:
· Проблема финансирования;
· Недостаточная ресурсная база;
· Высокая арендная плата;
· Плохое управление;
· Слабая законодательная база;
· Преступность.
Виды малых предприятий:
· Коммунанты специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, тесно взаимодействуют с крупными фирмами и находятся от них в зависимости, поэтому ведут конкурентную борьбу между собой.
· Патиенты специализируются на выпуске конечной продукции, ориентируются на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья, а следовательно, могут конкурировать с крупными фирмами благодаря высокому качеству продукции.
· Эксплеренты это рисковые инновационные предприятия, занимающиеся научными конструкторскими разработками.
Самый распространенный способ открытия предприятия – франчайзинг.
Франчайзинг - способ создания предприятий, при котором капитал вкладывается в лицензию (франшизу), покупка которой дает возможность фирме использовать опыт работы и торговую марку уже известной компании.
Среда фирмы:
1) Внешняя (не поддается управлению со стороны фирмы):
· Деловая конъюнктура - характеризуется той или иной фазой экономического цикла.
· Политическая обстановка – дает представление о привлекательности страны или региона для бизнеса.
· Социально-культурная среда – формирует представление людей о ценности, влияет на спрос.
· Технологическая среда – характеризует уровень научно-технического развития.
· Географическая среда – размещение ресурсов.
· Институциональная (организационно-техническая) среда - инфраструктура бизнеса (наличие институтов таких институтов, как банки, страховые компании, биржи и т.д.).
· Этическая среда
· Демографическая среда – емкость рынков, конъюнктура спроса.
2) Внутренняя (управляема со стороны фирмы):
· структура фирмы;
· отделения и филиалы;
· технология производства;
· люди (рабочая сила) и их взаимоотношения;
· цели/задачи фирмы.
3) Мезосреда (ближайшее окружение фирмы):
· поставщики;
· покупатели.
Миссия фирмы – это ее предназначение; основная цель ее существования. Она включает в себя:
· основную цель фирмы;
· основную сферу деятельности;
· план завоевания рынка;
· методы, способствующие продвижению товара на рынок;
· источники финансирования и способы их рационального использования и т.д.
Эту миссию должны знать все работники. Она также влияет на стратегическую финансовую цель
Существует проблема переоценки целей, которая встает в тот момент, когда фирма меняет свои цели (выход на новые рынки сбыта и др.)
Формулировка цели:
· Описание производимой продукции
· Определение сильных сторон фирмы
· Основные показатели оценки результатов фирмы
· Планы на будущее
· Степень заботы фирмы о сотрудниках
· Место фирмы на рынке
Альтернативные модели/цели поведения фирмы:
1) Модель максимизации продаж является наиболее широко применяемой альтернативной целью, так как легка в применении и обладает рядом преимуществ:
· Оценка работы управляющего персонала более чувствительна к объему продаж, нежели к объему прибыли, так как управляющий персонал – наемные работники, но при этом необходим минимальный объем прибыли.
· Изменение в объеме продаж ведет к изменению технологии производства, методов продажи, что необязательно повлечет такое же увеличение прибыли.
· Отсутствие роста продаж может привести к ухудшению репутации фирмы, что повлияет на ее долгосрочную стратегию и приведет к ухудшению положения на рынке, а значит, фирма станет более доступной для атаки со стороны конкурентов.
Фирмы, преследующие эту цель, стремятся либо удержать свои позиции на рынке, либо увеличить свою рыночную долю. Характерный пример – Япония, где используются демпинговые цены (ниже себестоимости), которые способствуют росту прибыли в долгосрочном периоде.
2) Модель максимизации роста. В этом случае рост является одним из показателей, по которым судят об успехе деятельности фирмы. О темпах роста можно судить по любым ее финансовым отчетам (открытие филиалов, дополнительная продукция, дочерние фирмы). Рост происходит либо за счет доходов, либо за счет займов в долгосрочном периоде и приводит к увеличению прибыли, несмотря на расхождения интересов в краткосрочном периоде.
3) Модель управленческого поведения – основана на расхождении интересов между владельцами фирмы и управляющими:
· Модель управленческой выгоды. В таком случае владельцы стремятся максимизировать стоимость фирмы, поэтому заинтересованы в росте ее прибыли; управляющие заинтересованы в росте личной выгоды (например, повышении зарплаты). В тех фирмах, которыми управляют владельцы, норма прибыли будет выше, зарплата является только частью доходов управляющих, остальную же часть дохода они получают в зависимости от прибыли (различные премии, вознаграждения).
· Модель управленческой благоразумности. При такой модели управляющие могут преследовать свои собственные цели, если обеспечивают минимальный уровень прибыли, необходимый для выплаты дивидендов и вложений в расширение фирмы; управляющие помимо заработной платы получают дополнительные выгоды в виде нематериального вознаграждения – управленческие привилегии (например, оплата медицинских услуг или абонемент на посещение тренажерного зала).
· Агентская модель. При такой модели управленцы должны работать в интересах акционеров; на собрании акционеров принимается решение, позволяющее исполнительному директору действовать в своих интересах; он делегирует эти полномочия на более низкие ступени управления; до тех пор, пока их работа устраивает акционеров они могут работать в своих интересах. В некоторых случаях фирма прибегает к дополнительному контролю за деятельностью менеджеров, неся дополнительные затраты.
Методы контроля деятельности управленческого персонала:
Ø репутация;
Ø денежные поощрения;
Ø конкуренция на рабочем месте;
Ø угроза слияния или поглощения;
Ø угроза банкротства фирмы.
4) Модель максимизации добавленной стоимости («японская»)
Добавленная стоимость:
· Зарплата управленческого персонала (интересы управленцев);
· Прибыль (интересы владельцев);
· Налоги (интересы государства).
Совпадают интересы всех участников.
Максимизация добавленной стоимости осуществляется за счет конкурентоспособности продукции, роста производительного труда, снижении затрат и совершенствовании технологий.