Цели фирмы

Классификация фирм

Признаки классификации фирм:

1) по отраслевому признаку;

2) по форме собственности:

· государственные

· частные

· муниципальные и т.д.

3) по размеру предприятия:

· Малые предприятия (до 100 человек):

o мельчайшие (до 20 человек);

o мелкие (20-99 человек);

· Средние предприятия (100-500 человек);

· Крупные предприятия (больше 500 человек);

4) по преобладающему производственному фактору;

5) по принадлежности капитала и контроля над ним:

· национальные;

· иностранные;

· смешанные;

6) по степени ответственности:

· полная;

· ограниченная;

7) по организационно-правовой форме:

· Товарищества:

o полные;

o на вере;

o с ограниченной ответственностью;

· Общества:

o открытые акционерные;

o закрытые акционерные;

o с ограниченной ответственностью;

o с дополнительной ответственностью;

8) по виду производимой продукции;

9) по времени работы в течении года;

10) по типам производства:

· поточное;

· партийное;

· единичное;

11) по степени специализации:

· универсальная;

· специализированная;

· смешанная;

12) по степени охвата количества стадий производства:

· одностадийное производство;

· комплексное производство;

· изготавливающая часть продукции;

· выпускающая готовую продукцию;

13) по назначению готовой продукции:

· предметы потребления;

· средства производства;

 

14) по степени механизации и автоматизации:

· ручные;

· комплексно или частично механизированные;

· полуавтоматизированные;

15) по характеру потребляемого сырья:

· добывающая промышленность;

· обрабатывающая промышленность.

В РФ в 1917 г. – запрет на предпринимательскую деятельность.

В мае 1991 г. - отмена запрета на предпринимательскую деятельность.

Крупный бизнес определяет экономическую и технологическую мощь страны, ориентируется на массовый однородный спрос (выпуск больших партий стандартизированной продукции).

Средний бизнес зависит от внутренней конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с иностранным капиталом.

Малый бизнес ориентирован на местные рынки, производство малых партий товара. Действует принцип кооперирования мелкого и крупного бизнеса, при этом крупное предприятие не подавляет малое. Спрос на их продукцию быстро меняется.

Преимущества малого бизнеса:

· Меньший размер капитала, необходимого для открытия предприятия;

· Большая независимость владельца;

· Способность адаптироваться к изменениям, быстрая реакция на изменение рыночной ситуации;

· Создание рабочих мест;

· Налоговые льготы;

· Ускоренный способ начисления амортизации;

Недостатки малого бизнеса:

· Проблема финансирования;

· Недостаточная ресурсная база;

· Высокая арендная плата;

· Плохое управление;

· Слабая законодательная база;

· Преступность.

 

Виды малых предприятий:

· Коммунанты специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, тесно взаимодействуют с крупными фирмами и находятся от них в зависимости, поэтому ведут конкурентную борьбу между собой.

· Патиенты специализируются на выпуске конечной продукции, ориентируются на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья, а следовательно, могут конкурировать с крупными фирмами благодаря высокому качеству продукции.

· Эксплеренты это рисковые инновационные предприятия, занимающиеся научными конструкторскими разработками.

Самый распространенный способ открытия предприятия – франчайзинг.

Франчайзинг - способ создания предприятий, при котором капитал вкладывается в лицензию (франшизу), покупка которой дает возможность фирме использовать опыт работы и торговую марку уже известной компании.

Среда фирмы:

1) Внешняя (не поддается управлению со стороны фирмы):

· Деловая конъюнктура - характеризуется той или иной фазой экономического цикла.

· Политическая обстановка – дает представление о привлекательности страны или региона для бизнеса.

· Социально-культурная среда – формирует представление людей о ценности, влияет на спрос.

· Технологическая среда – характеризует уровень научно-технического развития.

· Географическая среда – размещение ресурсов.

· Институциональная (организационно-техническая) среда - инфраструктура бизнеса (наличие институтов таких институтов, как банки, страховые компании, биржи и т.д.).

· Этическая среда

· Демографическая среда – емкость рынков, конъюнктура спроса.

2) Внутренняя (управляема со стороны фирмы):

· структура фирмы;

· отделения и филиалы;

· технология производства;

· люди (рабочая сила) и их взаимоотношения;

· цели/задачи фирмы.

3) Мезосреда (ближайшее окружение фирмы):

· поставщики;

· покупатели.

Миссия фирмы – это ее предназначение; основная цель ее существования. Она включает в себя:

· основную цель фирмы;

· основную сферу деятельности;

· план завоевания рынка;

· методы, способствующие продвижению товара на рынок;

· источники финансирования и способы их рационального использования и т.д.

Эту миссию должны знать все работники. Она также влияет на стратегическую финансовую цель

Существует проблема переоценки целей, которая встает в тот момент, когда фирма меняет свои цели (выход на новые рынки сбыта и др.)

Формулировка цели:

· Описание производимой продукции

· Определение сильных сторон фирмы

· Основные показатели оценки результатов фирмы

· Планы на будущее

· Степень заботы фирмы о сотрудниках

· Место фирмы на рынке

Альтернативные модели/цели поведения фирмы:

1) Модель максимизации продаж является наиболее широко применяемой альтернативной целью, так как легка в применении и обладает рядом преимуществ:

· Оценка работы управляющего персонала более чувствительна к объему продаж, нежели к объему прибыли, так как управляющий персонал – наемные работники, но при этом необходим минимальный объем прибыли.

· Изменение в объеме продаж ведет к изменению технологии производства, методов продажи, что необязательно повлечет такое же увеличение прибыли.

· Отсутствие роста продаж может привести к ухудшению репутации фирмы, что повлияет на ее долгосрочную стратегию и приведет к ухудшению положения на рынке, а значит, фирма станет более доступной для атаки со стороны конкурентов.

Фирмы, преследующие эту цель, стремятся либо удержать свои позиции на рынке, либо увеличить свою рыночную долю. Характерный пример – Япония, где используются демпинговые цены (ниже себестоимости), которые способствуют росту прибыли в долгосрочном периоде.

2) Модель максимизации роста. В этом случае рост является одним из показателей, по которым судят об успехе деятельности фирмы. О темпах роста можно судить по любым ее финансовым отчетам (открытие филиалов, дополнительная продукция, дочерние фирмы). Рост происходит либо за счет доходов, либо за счет займов в долгосрочном периоде и приводит к увеличению прибыли, несмотря на расхождения интересов в краткосрочном периоде.

3) Модель управленческого поведения – основана на расхождении интересов между владельцами фирмы и управляющими:

· Модель управленческой выгоды. В таком случае владельцы стремятся максимизировать стоимость фирмы, поэтому заинтересованы в росте ее прибыли; управляющие заинтересованы в росте личной выгоды (например, повышении зарплаты). В тех фирмах, которыми управляют владельцы, норма прибыли будет выше, зарплата является только частью доходов управляющих, остальную же часть дохода они получают в зависимости от прибыли (различные премии, вознаграждения).

· Модель управленческой благоразумности. При такой модели управляющие могут преследовать свои собственные цели, если обеспечивают минимальный уровень прибыли, необходимый для выплаты дивидендов и вложений в расширение фирмы; управляющие помимо заработной платы получают дополнительные выгоды в виде нематериального вознаграждения – управленческие привилегии (например, оплата медицинских услуг или абонемент на посещение тренажерного зала).

· Агентская модель. При такой модели управленцы должны работать в интересах акционеров; на собрании акционеров принимается решение, позволяющее исполнительному директору действовать в своих интересах; он делегирует эти полномочия на более низкие ступени управления; до тех пор, пока их работа устраивает акционеров они могут работать в своих интересах. В некоторых случаях фирма прибегает к дополнительному контролю за деятельностью менеджеров, неся дополнительные затраты.

Методы контроля деятельности управленческого персонала:

Ø репутация;

Ø денежные поощрения;

Ø конкуренция на рабочем месте;

Ø угроза слияния или поглощения;

Ø угроза банкротства фирмы.

4) Модель максимизации добавленной стоимости («японская»)

Добавленная стоимость:

· Зарплата управленческого персонала (интересы управленцев);

· Прибыль (интересы владельцев);

· Налоги (интересы государства).

Совпадают интересы всех участников.

Максимизация добавленной стоимости осуществляется за счет конкурентоспособности продукции, роста производительного труда, снижении затрат и совершенствовании технологий.