Галтовочные барабаны
Одним из способов очистки отливок является галтовка в барабанах. Очистка в галтовочном барабане происходит в результате совокупности нескольких процессов. Это взаимное соударений и трение отливок, а также соударение и трение отливок о стенки барабана. Для интенсификации процесса в барабан загружают специальные звездочки, отливаемые из белого чугуна.
Применяют галтовочные барабаны периодического и непрерывного действия. Галтовочный барабан периодического действия (рис. 104) обеспечивает высокое качество поверхности отливок.
Одновременно с очисткой отливок в галтовочном барабане может происходить выбивка стержней и отбивка элементов литниковых систем.
Основные узлы галтовочного барабана: рама со стойками, обечайка барабана, скиповый подъемник и электроталь.
Барабан подвешен на цапфах 1 и 6, которые входят в подшипники 2, установленные на стойках рамы.
В обечайке барабана 4 прорезан загрузочный люк 5, закрываемый крышкой, которая закрепляется с помощью запора. Через отверстия в цапфах барабана предусматривается подключение пылеотсоса путем присоединения машины к системе цеховой вентиляции.
При проектировании определяют скорость вращения барабана, мощность электродвигателя привода барабана и мощность электродвигателя привода скипового подъемника. Для обеспечения безопасности работы проверяют установленный на скиповом подъемнике тормоз.
От скорости вращения барабана зависит интенсивность относительного перемещения отливок и, следовательно, эффективность очистки.
По практическим данным оптимальной является скорость вращения, при которой центробежная сила, действующая на отливку у поверхности барабана, составляет от 50 до 60% силы тяжести отливок (mg). Меньшее значение принимается для барабанов диаметром свыше 0,7 м, большее – для барабанов диаметром менее 0,7 м.
Рис. 104. Галтовочный барабан периодического действия | Рис. 105. Схема к расчету галтовочного барабана |
При этих условиях отливки не прижимаются все время к стенке барабана под действием центробежной силы, но и не сползают без подъема.
Формулы для вычисления угловой скорости барабанов имеют вид:
при D³ 0,7 м
, | (159) |
при D< 0,7 м
, | (160) |
где D – внутренний диаметр обечайки барабана, м;
wб – угловая скорость вращения барабана, рад/с.
Мощность электродвигателя привода вращения барабана можно определить по моменту, создаваемому загрузкой барабана при его вращении.
Сечение барабана плоскостью, перпендикулярной оси вращения, с обозначениями величин, принимаемых при расчете, приведено на рис. 105.
Здесь j – угол расположения свободной поверхности загрузки относительно горизонтальной плоскости, рекомендуется j = 40°; xc – смещение центра тяжести загрузки от вертикальной оси барабана, мм; m – масса загрузки барабана, кг; C – центр тяжести загрузки барабана; a – половина угла сегмента свободного объема барабана, рад.
Расстояние от центра тяжести сечения загрузки до центра круга (отрезок OC) вычисляется по формуле
. | (161) |
Величина загрузки барабана определяется коэффициентом загрузки K, показывающим отношение объема загрузки к общему объему обечайки барабана. Обычно K принимают от 0,7 до 0,8.
Считая, что загрузка барабана равномерно распределяется по длине, можно принять
, | (162) |
где Sc – площадь сегмента, образованного загрузкой, м2;
Sн – площадь сечения барабана, м2.
Рассматривая совместно формулы (161) и (162), получаем
. | (163) |
Формулу 163 с погрешностью ±1% можно заменить выражением
. | (164) |
Так как момент, создаваемый загрузкой относительно оси вращения барабана может быть определен формулой
, | (165) |
где xс – проекция отрезка OC на горизонтальную ось круга:
, | (166) |
то с учетом формулы (4.10) получим
. | (167) |
Зная момент создаваемый загрузкой барабана, можно вычислить мощность электродвигателя привода барабана, кВт (все величины в системе СИ)
, | (168) |
где h – к. п. д. привода вращения барабана, принимаемый на основе практических данных в пределах h = 0,6¸0,8.
Мощность электродвигателя скипового подъемника (в кВт) находится по формуле
, | (169) |
где mк – масса ковша скипа, кг;
m – масса загрузки скипа, кг;
v – скорость подъема ковша (v = 0,03¸0,04 м/с);
hоб – общий к. п. д. механизма привода скипа;
, | (170) |
где hзп – к.п. д. открытой зубчатой пары;
hр – к. п. д. редуктора;
hрп – к. п. д. ременной передачи;
hб – к. п. д. канатного барабана с учетом трения в подшипниках;
hп – к. п. д. сдвоенного полиспаста.
Расчет тормоза скипового подъемника состоит в проверке надежности удержания груза неподвижным с определенным запасом усилия торможения.
Тормозной момент при этом должен отвечать условию
, | (171) |
где kт – коэффициент запаса торможения, равный для легких режимов работы 1,5 и для средних режимов 1,75;
Mст – статический момент (в Нм) груза, приведенный к тормозному валу, определяемый по формуле
, | (172) |
где D0 – диаметр барабана по центру каната, м;
c – число ветвей каната, закрепленных на барабане;
a – кратность полиспаста;
nп – число полиспастов;
iр – передаточное число редуктора;
iзп – передаточное число зубчатой пары;
hт – коэффициент полезного действия механизма, равный
. | (173) |
Галтовочный барабан непрерывного действия (рис. 106) представляет собой обечайку 1, открытую с торцов. Барабан наклонен к горизонту на 4¸10°. За счет этого наклона отливки продвигаются вдоль барабана и очищаются в результате трения друг о друга.
Рис. 106. Галтовочный барабан непрерывного действия |
Рис. 107. Внутренне устройство галтовочных барабанов |
Барабан опирается на ролики 3 бандажами 2. Чтобы барабан не смещался в осевом направлении, ролики имеют реборды. Привод вращения барабана включает электродвигатель 4, редуктор 5, муфту 6, зубчатую пару 7 и ролики 3. Вращение от роликов к бандажам барабана осуществляется за счет трения.
Для интенсификации процесса переворачивания отливок, на внутренней поверхности галтовочных барабанов могут выполняться выступы (рис. 107).