Структура социальной педагогики
Структуру социальной педагогикиследует рассматривать с позиций:
а) государства и среды жизнедеятельности человека;
б) социального воспитания;
в) человека как социальной единицы;
г) личностной позиции и активности человека в социальном самосовершенствовании.
Социальная педагогика— это научная и практическая деятельность государства, государственных и общественных институтов по формированию идеологии и обеспечению воспитания подрастающего поколения. Она направлена на социально-педагогическую оценку законодательного творчества государства, деятельности государственных институтов, общественных организаций, движений и партий, средств массовой информации по воздействию на массы, воспитанию подрастающего поколения. Данный раздел исследует также социально-педагогические возможности и проблемы целесообразного использования различных институтов (семьи; образовательных, специальных образовательных, исправительных, коррекционных, реабилитационных, социальных, досуговых учреждений; общественных объединений, движений и организаций; средств массовой информации и пр.) в воспитании.
Социальная педагогика — это теория и практика социального становления и дальнейшее
го совершенствования личности, общественных групп в процессе социализации.
Социальная педагогика как теория— это система понятий, утверждений, законов и закономерностей, раскрывающих процесс социального становление личности, социального управления группой (массой) с учетом влияния на них факторов среды, сформулированных в совокупности учений и концепций и подтвержденных общественной и педагогической практикой. Она позволяет понимать природу социального формирования личности, управления группой, проблемы социальных отклонений в них, возможности их предупреждения и преодоления.
Социальная педагогика как практика — это направленная деятельность (опыт деятельности) субъекта (социального педагога; лица, осуществляющего социально-педагогическую деятельность) по диагностике и прогнозированию социального развития, коррекции и воспитанию, перевоспитанию человека, группы. Она также является направленной деятельностью по управлению массами, различными группами, мобилизации их на определенные действия, сдерживанию активности в интересах достижения определенных политических и иных целей.
Социальная педагогика как учебная дисциплина— это компонент специальной (профессиональной)' подготовки социального педагога, социального работника, специалиста по специальной психологии, коррекционной и реабилитационной педагогике. Она состоит из основных разделов, подразделов, включающих содержание педагогики среды и социальной педагогики личности. Каждый из подразделов имеет свое содержание и рассматривается во взаимосвязи с другими.
Контрольные вопросы
- В чем заключается сущность и содержание социальной педагогики?
- Что входит в структуру социальной педагогики?
- Чем отличаются между собой «социальная педагогика как теория», «социальная педагогика как практика» и «социальная педагогика как учебная дисциплина»?
Литература
- Бейлинсон В. Социальная педагогика А.С.Макаренко//Народное образование – 2005 - № 6 – с. 159
- Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. - М.1999.
- Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардерини, 2005. – 269 с.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М, 1999
- Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 528 с.
- Наторп П. Социальная педагогика. - М, 1911.
- Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 416 с.