ТЕМА 2: Швейные машины общего и специального назначения
ТЕМА 1: Классификация оборудования
Швейное оборудование можно условно разделить на 3 группы:
1.оборудование подготовительно-раскройного производства
2.оборудование пошивочного производства
3.оборудование ВТО
1 группа включает в себя транспортирующие средства и технологическое оборудование. К транспортирующим средствам относятся тележки и различные конвейеры, технологическое оборудование для каждого цеха свое. Для подготовительного цеха: разбраковочные, промерочные машины и столы.
Для раскройного цеха: стационарные, передвижные, ленточные, дисковые раскройные машины, столы для настилания ткани и т.п.
2 группа включает в себя машины, полуавтоматы, предназначенные для изготовления изделий.
3 группа включает в себя оборудование, предназначенное для придания швейным изделиям товарного вида, это утюги, пресса, паровоздушные манекены.
Общие сведения о механизмах машин
В настоящее время большинство технологических процессов механизировано, т.е. выполняется при помощи машин. В структурном отношении машина представляет собой единый комплекс механизмов, обеспечивающих выполнение присущих ей функций. Любая машина состоит из отдельных деталей, узлов, звеньев и механизмов.
Деталь – это элемент изделия, изготавливаемый без применения сборочных операций (винт, гайка, вал).
Звено – совокупность деталей, входящих в одну жесткую систему и не имеющих движения относительно друг друга (подвижные и неподвижные звенья).
Неподвижным звеном-стойкой называется неподвижные детали, образующие одну жесткую неподвижную систему тел (корпус машины).
Подвижным звеном – звеном – является каждая подвижная деталь или группа деталей, образующих одну жесткую систему (кривошип, шатун, ползун).
Кинематическая пара – это соединение двух соприкасающихся звеньев, имеющих относительное движение. По функциональному признаку кинематические пары могут быть вращательными, поступательными, винтовыми и т.д.
Связанная система звеньев, образующих между собой кинематические пары, называется кинематической цепью.
Все механизмы и машины состоят из кинематических цепей, базирующихся на стойке.
Механизм – искусственная кинематическая цепь с одним неподвижным звеном (стойкой), предназначенная для совершения определенных движений.
Устройство, приводящее в движение машину или механизм, называется приводом, который состоит из источника энергии, передаточного механизма и аппаратуры управления
При изучении устройства и работы механизма машин применяются различные способы их изображения.
Кинематические схемы – условное изображение механизма машины или установки, на котором должна быть представлена вся совокупность кинематических элементов и их соединений, предназначенных для осуществления регулирования управления и контроля заданных движений исполнительных органов.
Структурная схема – вычерчивается без определения размеров звеньев и служит для определения степеней свободы (подвижности механизмов).
Кинематическая схема может быть плоской (в ортогональном изображении) или пространственной (в аксонометрическом изображении) кинематическую схему, выполненную в виде технического рисунка, называют конструктивно-технологической схемой.
Механизм нитепритягивателя машины 26 кл. ПМЗ (зигзагообразного челночного стежка).
Рис. 1.1 Конструктивно-кинематическая схема
Рис. 1.2 Кинематическая схема в аксонометрической проекции
Рис. 1.3 Кинематическая схема в ортогональной проекции
Рис. 1.4 Структурная схема
Обозначение кривошипно-коромыслового механизма:
0 – нуль – стойка
I – главный вал
1– кривошип
2 – шатун-рычаг нитепритягивателя
3 – коромысло
С – ушко нитепритягивателя
О1, О2, А, В – кинематические пары
Условные обозначения звеньев, передач, элементов кинематики механизмов и машин применяют в соответствии с ГОСТ 2.770-74 ЕСКД.
Основные элементы конструкции машин
В машинах швейного производства применяются различные механизмы, которые состоят деталей. Для соединения деталей в сборочные единицы и механизмы применяются валы, оси, стрежни, шатуны и т.п. в качестве крепежных деталей используются винты, шпонки, штифты и т.п.
Все подвижные звенья в рычажных и других механизмах принято подразделять на кривошипы, шатуны, коромысла, кулисы и ползуны.
Кривошип – звено рычажного механизма, совершающее полный оборот вокруг неподвижной оси. Конструктивно в механизмах кривошип может представлять собой эксцентрик или другое звено, закрепленное в корпусе машины. Обычно кривошип является ведущим звеном.
Шатун – это звено, совершающее плоскопараллельное движение. С помощью шатуна вращательное движение кривошипа преобразуется в поступательное.
Коромысло – это звено, совершающее колебательное движение вместе с валом.
Ползун – звено рычажного механизма, образующее поступательную пару со стойкой.
Кулиса – звено рычажного типа, вращающееся вокруг неподвижной оси и образующее с другим подвижным звеном поступательную пару.
Кулачок – звено, профиль которого, имея переменную кривизну, определяет движение ведомого звена.
Входное звено – звено, которому сообщается движение, преобразуемое механизмом в движения других звеньев.
Выходное звено – звено, совершающее движение, для выполнения которого предназначен механизм.
Основные передачи:
а – зубчатая коническая,
б – ременная,
в – зубчатая цилиндрическая,
г – зубчатая цилиндрическая внутренняя.
Основное оборудование швейных цехов – швейные машины, которые предназначены для ниточного соединения деталей изделия. По своим технологическим характеристикам и конструктивному исполнению они различны. Их можно разделить по переплетению ниток в стежке на челночные и цепные, также можно разделить по степени автоматизации, назначению.