Кинематические схемы лифтов с канатоведущим шкивом
Кинематические схемы лифтов
Кинематической схемой лифта называют принципиальную схему взаимодействия подъемного механизма с подвижными частями лифта - кабиной и противовесом (или схему запасовки канатов лифта). Существуют разнообразные кинематические схемы лифтов. Они отличаются друг от друга расположением машинного помещения, конструкцией канатоведущего органа, типами применяемых лебедок, гидроцилиндров, наличием или отсутствием противовеса, способами подвески кабины и назначением лифта.
Существует ряд различных канатных систем, применение которых зависит от конкретных условий, в частности от расположения лебедки, номинальной грузоподъемности и номинальной скорости кабины.
Большое внимание необходимо уделить выбору канатной системы для того, чтобы обеспечить продолжительный срок службы канатов лифта, высокий КПД системы и умеренное потребление энергии. Для этой цели, число блоков должно быть снижено до минимума и, по возможности, следует избегать реверсивных перегибов канатов.
Лебедка обычно расположена над шахтой, т.к. верхнее ее положение обеспечивает применение наиболее простой канатной системы и относительно небольшую нагрузку на конструкцию здания.
В некоторых установках лебедка расположена в подвальном помещении рядом с полом шахты. В этом случае первоначальная цена выше, и нагрузка действующая на расположенные в верхней части шахты блоки, и, следовательно, на несущие конструкции здания значительно выше. По этим причинам следует по возможности избегать нижнего расположения лебедки.
Расположение механизма привода в промежуточном положении (в средней части шахты) в наши дни встречается редко. Раньше такое расположение использовалось для цепных лифтов с небольшой высотой подъема. Однако они постепенно были заменены более эффективными гидравлическими лифтами.
Схемы основных канатных систем представлены на рис. 3.2 - 3.10. (На всех схемах принято изображение тягового шкива, показанное на рис. 3.1)
Рис.3.1 Обозначение тягового шкива.
Верхнее расположение лебедки:
Привод с одним обхватом, кратность канатной подвески i = 1 (рис. 3.2)
Привод с двойным обхватом, кратность канатной подвески i = 1 (рис. 3.3)
Привод с одним обхватом, кратность канатной подвески i = 2 (рис. 3.4)
Привод с одним обхватом, кратность канатной подвески i = 4 (рис. 3.5)
Рис.3.2 Канатная система с верхним расположением лебедки, привод с одним обхватом, кратность канатной подвески 1.
Рис.3.3 Канатная система с верхним расположением лебедки, привод с двойным обхватом, кратность канатной подвески 1.
Рис.3.4Канатная система с верхним расположением лебедки, привод с одним обхватом, кратность канатной подвески 2.
Рис.3.5Канатная система с верхним расположением лебедки, привод с одним обхватом, кратность канатной подвески 4.
Лебедка в нижнем помещении:
Привод с одним обхватом, кратность канатной подвески i = 1 (рис. 3.6)
Привод с двойным обхватом, кратность канатной подвески i = 1 (рис. 3.7).
Привод с одним обхватом, кратность канатной подвески i = 2 (рис. 3.8).
Рис.3.6 Канатная система с нижним расположением лебедки, привод с одним обхватом, кратность канатной подвески 1.
Рис.3.7 Канатная система с нижним расположением лебедки, привод с двойным обхватом, кратность канатной подвески 1.
Рис.3.8 Канатная система с нижним расположением лебедки, привод с одним обхватом, кратность канатной подвески 2.
Установка, показанная на рис. 3.2, - наиболее простая.
Когда расстояние между центром кабины и противовеса больше диаметра шкива, может быть предусмотрен отводной блок для отклонения канатов. Отводной блок, применяемый в тех случаях, когда расстояние между центром кабины и противовесом больше диаметра канатоведущего органа, позволяет увеличить расстояние между ветвями канатов, не увеличивая размеров канатоведущего органа. Кроме того, отводные блоки применяют в тех случаях, когда необходимо изменить направление канатов, например, в выжимных лифтах, а также в лифтах с полиспастной подвеской.
Для обеспечения достаточного тягового усилия может использоваться привод с двойным обхватом. На рис.3.3 канаты лифта проходят от кабины через тяговый шкив, вниз, огибая контршкив, обратно к тяговому шкиву и к противовесу. Контршкив применяемый в лебедках с тяговым шкивом, предназначен для увеличения силы сцепления тяговых канатов с КВШ в тех случаях, когда простого огибания КВШ канатами недостаточно для создания необходимой силы трения между ними. Для получения требуемого тягового усилия применяют двойное огибание канатоведущего шкива тяговыми канатами, при котором закрепленные на кабине канаты сначала огибают канатоведущий шкив, а затем контршкив. С контршкива они возвращаются на соседние канавки канатоведущего шкива, огибают его второй раз и направляются вниз, к противовесу. Кроме того, контршкивы могут выполнять функции отклоняющих блоков.
Если диаметр тягового шкива равен расстоянию между центром кабины и противовеса, второй шкив может располагаться прямо внизу. Там, где это расстояние больше, второй шкив служит также отводным блоком (рис. 3.3).
В системах с кратностью канатной подвески не равным 1, оба конца канатов лифта неподвижно зафиксированы на верхних балках, тогда как блоки подвески установлены на кабине и противовесе.
Теоретическая сила натяжения в канатах лифта в i раза меньше, чем при кратности канатной подвески 1, а окружная скорость обода тягового шкива в i раз больше.
Канатные системы с компенсирующими канатами показаны на рис. 3.9. (кратность канатной подвески 1) и рис. 3.10 (кратность канатной подвески 2). Лебедка расположена вверху и применяется привод с одним обхватом.
Рис.3.9 Канатная система с компенсирующими канатами, кратность канатной подвески 1.
Рис.3.10Канатная система с компенсирующими канатами, кратность канатной подвески 2.
Противовес служит для создания тягового усилия и уменьшения окружного усилия на канатоведущем органе. Тяговое усилие равно разности натяжений в кабинной и противовесной ветвях тяговых канатов. Величина окружного усилия прямо связана с крутящим моментом и, следовательно, с мощностью приводного электродвигателя. Чем меньше крутящий момент, тем меньше требуемая мощность электродвигателя. Противовес должен уравновешивать порожнюю кабину и часть, примерно 40...50%, веса полезного груза.
Уравновешивающие (компенсационные) гибкие элементы (стальные канаты или цепи, резинотросовые ленты) предназначены для уравновешивания тяговых канатов. Их применяют при значительной высоте подъема и (или) большой грузоподъемности лифта, когда вес тяговых канатов соизмерим с его номинальной грузоподъемностью. Они позволяют уменьшить окружное усилие при движении кабины. Обычно их используют на скоростных лифтах.
Натяжное устройство уравновешивающих элементов служит для натяжения этих элементов, чтобы они не раскачивались и не задевали оборудование шахты.