Формы, уровни структуры социально-педагогических технологий

Социально-педагогические технологии существуют в двух основных формах: во-первых, в виде программ, содержащих конкретные процедуры и операции социально-педагогической деятельности, и, во-вторых, в виде самой деятельности, построенной в соответствии с такими программами.

Социально-педагогические технологии существуют на нескольких уровнях:

1.Индивидуальный, или авторский, на котором происходит реализация в своеобразной последовательности конкретной деятельности по решению социально-педагогической задачи. Практически каждый социальный педагог, осуществляя свою профессиональную деятельность, так или иначе привносит в стандартную последовательность технологических процедур специфику, обусловленную личным подходом к пониманию проблемы, которая зависит от индивидуальных особенностей специалиста, уровня его профессионализма, опыта работы и т.п.

2. Групповой, или профильный, на котором происходит последовательная реализация социально-педагогических задач в русле определенного социального института, посредством выбора спектра типичных Для данного института и типа клиента технологий. Очевидно, видно, что одна и та же технологическая операция, например диагностика проблемы клиента, различна по своей структуре, длительности и содержанию в условиях кризисного отделения центра социальной помощи и в деятельности школьной социально-педагогической службы.

3. Управленческий, или территориальный, на котором реализация конкретных задач осуществляется в рамках конкретной территории посредством модернизации связей и функций наличных социальных институтов.

В соответствии с уровнем технологического действия могут быть выделены общие, частные и специальные социально-педагогические технологии.

Общие социально-педагогические технологии воплощают закономерности процесса взаимодействия специалиста с ребенком (подростком), компоненты этой деятельности. Система общих социально-педагогических технологий включает в себя: диагностику, профилактику, "адаптацию, реабилитацию, коррекцию, социальную терапию, социальную экспертизу, прогнозирование, проектирование, посредничество, консультирование и т.д. Так, например, технология диагностики проблемы клиента в ходе предварительного обследования и индивидуального собеседования может представлять из себя получение ответов на следующую последовательность вопросов:

I. Вопросы, на которые социальный педагог ищет ответы в ходе предварительного обследования:

Кто является реальным клиентом?

Каковы его (клиента) демографические и социально-психологические характеристики?

Какие проблемы беспокоят клиента, людей из его социального окружения, социального педагога (в связи с услышанным)?

Каким образом, когда и кто из ближайшего окружения заметил проблему или потребность клиента в получении помощи и что этому предшествовало?

Насколько адекватно клиент выполняет свои роли в той системе, частью которой является?

Кто из окружения клиента принимает значимые решения, и к какой сфере жизнедеятельности они относятся? И др.

II. Вопросы, непосредственно задаваемые клиенту при личной встрече:

Как человек определяет, объясняет и воспринимает стоящую перед ним проблему?

Насколько сильный дискомфорт или стресс вызывает проблема у человека?

Какие меры принимались клиентом или его окружением для изменения ситуации, результаты попыток? И др.

Частные социально-педагогические технологии в основе своей составляют определенные технологические процедуры оказания помощи конкретным категориям и социальным слоям, нуждающимся в поддержке. Группу частных технологий образуют следующие технологические процедуры: социально-педагогическая работа с лицами девиантного поведения, с детьми-инвалидами и т.д.

Специальные социальные технологии посвящены, как правило, оптимизации социальных процессов в условиях специализированных учреждений, центров и т.п. - например, технологии социально-педагогической деятельности во внешкольном досуговом учреждении, технологии работы социального педагога в школе, в приюте, в местах лишения свободы и т.д. К числу специальных технологий также можно отнести такие не столь часто упоминаемые технологии, как создание чисто физических условий для клиентов (например, архитектура внешкольного досугового учреждения), применение технического оборудования (использование кабельного телевидения в доме для детей-инвалидов), использование информационных систем (компьютеры для обеспечения сохранности документов и их систематизации в социально-педагогических службах ) и т.д.

Виды и формы социально-педагогических технологий можно также разделить на экстренные технологии, направленные на выживание индивида (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей и т.п.), и технологии непрерывные,или постоянные, направленные на поддержание стабильности жизненных условий ребенка, профилактику возможных негативных отклонений.

Структура конкретной социально-педагогической технологии обычно включает в себя несколько обязательных компонентов:

– во-первых, определение цели деятельности (почему и для чего?);

– во-вторых, отбор и построение ее содержания (что?);

– в-третьих, выбор основного способа организации деятельности (как?);

– в-четвертых, подбор методов и средств деятельности (с помощью чего?);

– в-пятых, определение людей и учреждений, чье привлечение необходимо для решения проблемы (кто.) и, наконец, в-шестых, подбор методов контроля правильности осуществляемой деятельности и оценки достигнутых результатов (так ли?) (Янушкевич Я. Технология обучения в системе высшего образования. М.: 1986).

Например, технология профилактики наркотической зависимости подростков и молодежи в городе на диагностическом этапе может включать в себя следующие операции:

1.Предварительная оценка «наркотической» ситуации в городе (проведение пилотажного исследования распространенности наркотиков в молодежной среде, характеристика основных типов психоактивных токсических веществ и способов их употребления).

2.Составление «наркотической карты» города (места распространения, количественный и качественный состав наркотических тусовок).

3.Изучение степени ознакомления с наиболее популярными у подростков города видами наркотиков.

4.Выявление и демографическая характеристика потенциальных «групп риска» в отношении возможного приобщения к наркотическим средствам.

Как видно из содержания приведенных операций, дальнейшая деятельность должна строиться по двум базовым направлениям: во-первых, работа по предотвращению влияния наркоманов со стажем на «неопытную» часть молодежи, т.е. профилактика насильственного приобщения к наркотикам и, во-вторых, собственно работа по профилактике приобщения молодых людей к наркотикам.

Первое направление деятельности может быть решено за счет активизации работы подразделений ОВД и развертывания разнообразных форм реабилитации для желающих излечиться (например, создание городского общества анонимных наркоманов или реализация программы «12 шагов»).

return false">ссылка скрыта

Реализация второго направления может быть осуществлена путем использования всего комплекса средств и ресурсов города (образовательных, психологических, медицинских, культурно-просветительских, экономических и т.д.) с целью предоставления подросткам «группы риска» альтернативных способов средств по разрешению проблем различного характера (что может снизить вероятность возникновения чувства безысходности и тем самым предотвратить формирование мотивации для обращения к наркотикам).

Критерием эффективности исполнения конкретных мероприятий по вышеназванным направлениям (и технологии в целом) могут служить числовые показатели увеличения биологического возраста наркоманов города при снижении их среднечисленного состава.