Жизненный цикл предприятия и функции менеджмента

Таблица 8.1

И технология и экономика регулируются людьми с их интересами и мотивами их деятельности. Собственники капитала инвестируют средства в конкретное предприятие в целях надежного сохраненияи приумножения средств. Устойчивость экономического и финансового положения фирмы обеспечивает поддержание высокой надежности

Рис.8.2. Структура экономики предприятия

Рис.8.1. Технологическая структура предприятия

 

Иначе отображается экономический процесс деятельности предприятия. Ресурсы нужно приобрести, сравнивая альтернативные возможности выбора конкретного ресурса по качеству и цене. Приобретенные и израсходованные ресурсы выступают как издержки предприятия. В свою очередь, продукцию (услуги) надо реализовать и получить доход, достаточный для возмещения израсходованного капитала, выплаты заработной платы персоналу и дивидендов собственникам.

 
 

 

 



прибыльности капитала и получение дивидендов не меньше среднего уровня в данной отрасли бизнеса. Управляющие (менеджеры) и специалисты предприятия, организующие производство, заинтересованы в росте личных доходов как доли в доходах фирмы. Наконец, наемный персонал заинтересован в росте заработной платы и премий за эффективную работу.

В последние десятилетия все большее число фирм в рамках идеологии социального партнерства развивают собственную социальную сферу и оказывают социальные услуги своим работникам. Медицинские услуги по профилактике и лечению прежде всего профессиональных заболеваний, учебные центры и обучение специалистов за счет фирмы, учреждения отдыха и спорта повышают привлекательность фирмы, укрепляют социально-психологический климат в коллективе. Особенно широко практика "человеческих отношений" развита на японских предприятиях.

Социальную структуру и предприятия можно представить в виде следующей схемы (рис.8.3).

 


Рис.8.3. Социальная структура предприятия

 

Решение технологических, экономических и социальных задач предприятия базируется традиционно на определенных принципах взаимодействия. Для американских предприятий характерна "философия контракта". Заключение контрактов с персоналом, договорные отношения с поставщиками и заказчиками, высокая договорная дисциплина позволяют поддерживать устойчивость фирмы и ее отношений.

Для японских предприятий традиционна модель "философии судьбы". Работники нанимаются для работы в фирме "на всю жизнь", иногда образуя даже трудовые династии. Оплата труда зависит от выслуги лет и значительно возрастает по стажу работы в фирме. Культивируются высокоморальные межличностные отношения между руководством и персоналом фирмы. Личная судьба человека тесно переплетается и зависит от судьбы фирмы, ее процветания и репутации, что позволяет задействовать моральные мотивы продуктивности труда персонала.

Для предприятий России реформенных лет (1992-2000 годы) сложилась своеобразная модель отношений администрации и работников, которую ряд экономистов определили как "философию гостя". Преобладает ощущение временности, неустойчивости предприятия. Велики долги взаимных неплатежей между предприятиями, низкая договорная дисциплина. Низкая зарплата, задержки в ее выплате становятся антистимулом в работе. Частая смена руководителей и специалистов провоцирует мотивацию быстрого обогащения за счет фирмы, в том числе путем финансовых афер и криминальных сделок. Вместо чувства хозяина возникает "чувство несуна" – прибрать к рукам то, что плохо лежит. Все эти проявления усугубляют кризисное положение многих предприятий.

Теория фирмы призвана выработать четкие рекомендации по реформированию предприятий как важнейшего направления экономических реформ. Цель реформирования предприятий заключается в повышении рыночного потенциала, его конкурентоспособности и социальной привлекательности.

Коммерческая привлекательность предприятия заключается
в увеличении спроса на его продукцию (услуги) и, соответственно, рост портфеля заказов или рыночной ниши.

Инвестиционная привлекательность предприятия достигается ростом рентабельности всех бизнес-линий, а значит, повышением цены акций, облигаций и других корпоративных ценных бумаг.

Социальная привлекательность фирмы проявляется в устойчивости кадров специалистов и квалифицированных рабочих, в возможности привлечения дефицитных специалистов, в здоровом морально-психологическом климате и наличии высокой технологической
и трудовой дисциплины.

Если привлекательность предприятия для партнеров и инвесторов снижается, то вполне реально нарастание кризисных проявлений вплоть до банкротства и ликвидации предприятия.

В таблице 8.1. представлен перечень организационно-правовых форм предприятий в России в соответствии с новым Гражданским кодексом, действующим с 1995 года.


 

Организационно-правовые формы предприятий в России

№ п/п Организационно-правовые формы Способ формирования капитала Управление фирмой Экономическая ответственность
I Хозяйственные общества и товарищества
1. Полное товарищество Вклады юридических и физических лиц По общему соглашению, один пай - один голос Субсидиарная ответственность всем имуществом
2. Товарищество на вере (коммандатное товарищество) Вклады полных товарищей и товарищей-вкладчиков По согласию полных товарищей и контроле вкладчиков Товарищи-вкладчики отвечают в пределах суммы вклада
3. Общество с ограниченной ответственностью. Доли (паи) физических лиц в уставном капитале Собрание участников, наемные менеджеры В пределах доли в капитале
4. Общество с дополнительной ответственностью   -”-   -”- Субсидиарная ответственность
5. Акционерные общества
5.1. Открытое (ОАО) Свободная покупка и продажа акций Собрание акционеров и наемные менеджеры В пределах пакета акций
5.2. Закрытое (ЗАО) Распределение акций среди учредителей или ограниченного круга лиц   -”-     -”-
6. Дочернее хозяйственное общество Преобладание доли основного общества в капитале или по договору Основное общество определяет важные решения Основное общество несет ответственность по сделкам, осуществляемым по его указаниям
7. Зависимое хозяйственное общество Обладание более 20 % голосующих акций   -”-   -”-
8. Производственный кооператив (артель) Имущественный пай и личное трудовое участие Собрание и выборные органы Субсидиарная ответственность
Продолжение таблицы 8.1
9. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
9.1. Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения Наделяется органами федеральной или муниципальной власти Назначенный руководитель под контролем органов власти Предприятие и собственники по своим решениям
9.2. Унитарное предприятие на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие) Решением Правительства России Назначенный руководитель в соответствии с Уставом Субсидиарная ответственность Правительства
Некоммерческие организации
10.1. Потребительский кооператив Добровольные паевые взносы Собрание и выборные органы Солидарно несут субсидиарную ответственность
10.2. Общественные и религиозные организации (объединения) Добровольные взносы и пожертвования (дарения) Собрания и выборные органы по Уставу Нет ответственности членов организаций по ее обязательствам
10.3. Фонды Добровольные взносы и дарения учредителей и лиц Попечительский Совет и наемные менеджеры по Уставу Учредители не отвечают по обязательствам Фонда и наоборот
10.4. Учреждения Наделяется собственником Назначенные собственником руководители Субсидиарная ответственность собственника
10.5. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) Взносы и целевые сборы членов объединения Собрания и выборные органы по Уставу Нет взаимной ответственности
           

Каждое предприятие возникает, развивается или может прийти
к разорению и банкротству. Жизненный цикл предприятия представлен на рисунке 8.4. Проектирование нового предприятия ведется под конкретные бизнес-идеи. Бизнес-проект позволяет оценить выгодность и осуществимость идеи. По учредительным документам - уставу предприятия, учредительному договору и заявке - предприятие регистрируется и вносится в государственный реестр. При необходимости получаются лицензии или сертификаты.

Установление хозяйственных связей с предприятиями инфраструктуры (энергия, вода, недвижимость, банки и др.), с поставщиками и потребителями позволяет выпустить пробные партии товаров (услуг) и сертифицировать качество. Постепенно предприятие выходит на проектные мощности, а при наличии рынка может расширить производство. Имея рыночные ограничения, предприятие может направить свободные средства на инвестиции, в том числе на учреждение новых предприятий в выгодных отраслях хозяйства. Таков положительный цикл развития предприятия.

На каждой стадии могут возникнуть кризисные ситуации. Так, последние годы многие предприятия испытывают недостаток оборотных средств, что порождает финансовый кризис неплатежей. Задержки выплаты зарплаты приводят к трудовым спорам вплоть до забастовок. Ограничения покупательной способности заказчиков ведут к кризису сбыта продукции и трудностям в закупках.

Кризисные явления изучаются и анализируются, а при положительной оценке на возможность решения проблем разрабатываются
и осуществляются программыcанации, т.е. устранения причин, порождающих кризис. Если антикризисные действия не приносят эффекта и долги предприятия государству или кредиторам превышают законные пределы, суд объявляет предприятие банкротом. Ликвидационная комиссия описывает, оценивает и распродает имущество, рассчитывается с претензиями в пределах возможности, и предприятие ликвидируется, в т.ч. выводится из реестра. Такова печальная судьба многих предприятий, особенно в сфере малого бизнеса. Если социальный ущерб от банкротства предприятия невелик, то в экономическом плане банкротство есть способ излечения и избавления экономики от больных неэффективных предприятий. Персонал и часть средств переходят на другие более эффективные предприятия в прогрессирующих отраслях хозяйства.

На всех стадиях жизненного цикла предприятия им нужно управлять. Система его управления конкретно формируется на каждом предприятии с учетом десятков факторов внутренней и внешней
среды.


       
 
 
   
Рис.8.4 Жизненный цикл предприятия


В странах с рыночной экономикой функция управления деловыми организациями получила название “менеджмент”, а специалисты по управлению называются менеджерами. Эта терминология постепенно входит и в деловой язык России.

Управление предприятием осуществляется посредством ряда параллельных действий (функций) - планирования, организации, мотивации персоналаиконтроля.

Планирование деятельности предприятия включает в себя выработку стратегического плана на 3-5 лет, текущего или оперативного планирования и разработки целевых программ. Стратегические планы разрабатываются высшим руководством фирмы и включают в себя четко сформулированные, измеримые ее цели, миссию и политику, необходимые организационные нововведения. Оперативные планы работ ведут руководители и специалисты всех уровней - от первичного до высшего звена. При возникновении сложных проблем, требующих концентрации сил и средств на их решение, разрабатываются целевые программы, например, программа технической реконструкции, программа санации, инвестиционные программы.

Стратегия и цели фирмы позволяют формировать организационные структуры управления. Выбор оргструктуры зависит от конкретного состояния предприятия, его технологии, сложности, масштабов деятельности. Традиционно на средних и крупных предприятиях использовались линейные и дивизиональные оргструктуры управления через отношения руководитель - подчиненные в иерархической пирамиде. Современное производство в лидирующих отраслях, таких как электроника, информатика, авиационная и космическая промышленность, требует создания более гибких и эффективных структур. Возникают и быстро распространяются системы управления по проектам, матричные структуры, информационно-управленческие системы.

Успех дела на любом предприятии зависит от людей-менеджеров, специалистов, рабочих. Значит, необходимо создать благоприятную рабочую среду и стимулировать эффективный и качественный труд. Мотивация персонала осуществляется через выбор эффективной системы оплаты труда, создания систем продвижения работников или служебного роста, поощрения предприимчивости и творчества. Это создает здоровую среду трудового согласия, а не конфронтации
и “классовой борьбы”.

Принцип контроля деятельности -Доверяй, но проверяй! – необходим в любой системе управления. Технологический контроль качества выполнения работ, контроль дисциплины и порядка в подразделениях и на рабочих местах, управленческий контроль за ходом выполнения планов и решений обеспечивают соблюдение сроков и координацию, а при необходимости и корректировку процессов производства, сбыта, трудовых взаимоотношений.

В последние годы успех предприятий в условиях ужесточающейся конкуренции, нарастания угроз и риска все более зависит от качества управления.Деловая активность, организованность, согласованность действий, гибкость, достаточная и достоверная информация, здоровая деловая атмосфера - все это определяет корпоративную культуру
и успех управления.

Высокое качество и гибкость управления особенно важны в процедурах антикризисного управления. В планировании необходимо иметь как стратегический план восстановления экономической устойчивости и конкурентоспособности предприятия, так и реальные бизнес-планы по доходным проектам с ускоренным оборотом капитала. В организации управления важно опираться на инициативу персонала, привлечение высококвалифицированных специалистов и консультантов. Трудно мотивировать персонал кризисных предприятий, поскольку ограниченные текущие доходы не позволяют повышать оплату труда. Тем важнее задействовать мотивы будущих доходов, патриотические чувства сохранения своего предприятия. Выполнение планов санации или банкротства контролируется не только администрацией, но и кредиторами, и государственными органами.