Собеседование по дополнительным вопросам.

Итоговая контрольная работа.

 

Экзамен по дисциплине проводится в два этапа. Первый этап – это итоговая контрольная работа (ИКР) в письменной форме. В задании будет около 25 вопросов в закрытой и открытой форме. В задании будут, во-первых, вопросы на конкретное знание текста. Задания на конкретное знание текста будут только по тем произведениям, которые включены в обязательный минимум. Вопросы по текстам будут аналогичны тем, которые включены в семестровые КРТ. Во-вторых, значительная часть вопросов – это проверка историко-литературных знаний в пределах Программы. Для подготовки к ИКР достаточно учебной литературы, указанной в списке, и лекционного материала. За ИКР можно получить до 50 баллов, в зависимости от количества правильных ответов на закрытые вопросы и качества ответов на открытые вопросы. Баллы, полученные за ИКР, добавляются к тем, которые были получены в течение семестра.

Баллы, которых студенту не хватает для получения желаемой оценки, могут быть получены по результатам собеседования по дополнительным вопросам.

 

 

 

Собеседование по дополнительным вопросам – второй этап экзамена. Оно проводится в почти традиционной экзаменационной форме. Студент получает билет, в который включены пять вопросов из программы курса, и после подготовки отвечает. Каждый ответ оценивается отдельно. Оценка «отлично» за ответ дает 10 баллов, оценка «хорошо» - 7 баллов, оценка «удовлетворительно» – 4 балла. Баллы, полученные по результатам собеседования, прибавляются к тем, которые были получены в течение семестра и за итоговую контрольную работу.

 

 

  1. Список рекомендуемой литературы по курсу «Современный литературный процесс» для студентов IV курса УГТУ-УПИ по специальности «Издательское дело и редактирование»

Андреев Л.Г. Художественный синтез и постмодернизм // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000 – 2000: Учеб. пособие / [Л.Г. Андреев, Г.К. Косиков, Н.Т. Пахсарьян и др.]; Под ред. Л.Г. Андреева. М., 2001.

Зарубежная литература XX века: Учеб. пособие / В.М. Толмачев, В.Д. Седельник, Д.А. Иванов и др.; Под ред. В.М. Толмачева. – М., 2003.

Зарубежная литература конца XIX – начала XX века: Учеб. пособие; Под ред. В.М. Толмачева. – М., 2003.

Зарубежная литература ХХ века: Учеб. / Л.Г. Андреев, А.В. Карельский, Н.С. Павлова и др.; Под ред. Л.Г. Андреева. 2-е изд. М., 2001.

Литературная энциклопедия терминов и понятий /Под ред. А.Н. Николюкина. М.: Интелвак, 2003.

Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Сурова О.Ю. Человек в модернистской культуре // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000 – 2000: Учеб. пособие / [Л.Г. Андреев, Г.К. Косиков, Н.Т. Пахсарьян и др.]; Под ред. Л.Г. Андреева. М., 2001.

Теория литературы: Учеб.пособие для студ.филол.фак.высш.учеб.заведений: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. – Т. 2.: С.Н. Бройтман. Историческая поэтика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

 


  1. Список текстов и график чтения по курсу «Современный литературный процесс» для студентов IV курса УГТУ-УПИ по специальности «Издательское дело и редактирование»

 

2 - 8 сентября

Эдмон Гонкур, Жюль Гонкур. Жермини Ласерте.

Эмиль Золя. Тереза Ракен.

9 - 15 сентября

Ги де Мопассан. Пышка. Милый друг.

16 - 22 сентября

Оскар Уайльд. Идеальный муж. Портрет Дориана Грея.

23 – 29 сентября

Роберт Льюис Стивенсон. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда.

Генри Джеймс. Дэзи Миллер

30 сентября - 6 октября

Хенрик Ибсен. Кукольный дом.

Морис Метерлинк. Непрошеная.

Джордж Бернард Шоу. Пигмалион.

7 - 13 октября

Пруст. В поисках утраченного времени (часть первая – «В сторону Свана»).

14 - 20 октября

Джойс. Улисс (фрагменты).

21 - 27 октября

Кафка. Приговор. Превращение. В исправительной колонии.

28 октября - 3 ноября

Томас Манн. Смерть в Венеции.

Герман Гессе. Степной волк.

4 - 10 ноября

Хемингуэй. В наше время.

Бертольд Брехт. Добрый человек из Сычуани.

11 - 17 ноября

Фолкнер. Шум и ярость.

18 - 24 ноября

Жан Поль Сартр. Мухи.

Альбер Камю. Посторонний.

25 ноября - 1 декабря

Джон Осборн. Оглянись во гневе.

Джером Дэвид Сэлинджер. Над пропастью во ржи.

2 - 8 декабря

Ален Роб-Грийе. В лабиринте.

Беккет. В ожиданье Годо.

9 - 15 декабря

Набоков. Лолита.

Хорхе Луис Борхес. Бескорыстный убийца Билл Харриган. Хаким из Мерва, красильщик в маске. Тлен, Укбар, Orbis Tertius. Пьер Менар, автор «Дон Кихота». Лотерея в Вавилоне. Вавилонская библиотека. Сад расходящихся тропок. Смерть и буссоль. Юг. Бессмертный. Алеф.

16 - 22 декабря

Хулио Кортасар. Игра в классики.

23 – 29 декабря

Маркес. Сто лет одиночества.

 

  1. Список вопросов к экзамену. Темы самостоятельных работ

1. Декаданс как мироощущение и как культурная эпоха.

2. Основные черты искусства декаданса.

3. Основные черты викторианской культуры как социально-исторического феномена.

4. Философские и научные основы натурализма.

5. В чем состоят принципиальные отличия натурализма как художественно-философской системы от классического реализма XIX века?

6. Символизм как эстетическая концепция.

7. Культурно-исторические и философские основы символизма.

8. Проблема неоромантизма в литературе конца XIX – начала ХХ века.

9. Основные черты эстетической концепции модернизма.

10. Культурно-исторический контекст формирования эстетических установок модернизма.

11. Охарактеризуйте важнейшие черты художественной манеры братьев Гонкур в романе «Жермини Ласерте».

12. Сходное и несходное в эстетических концепциях братьев Гонкур («Жермини Ласерте») и Эмиля Золя.

13. Опыт применения идей социального и биологического детерминизма в романе Золя «Тереза Ракен».

14. Мифы, реальность и ирония в новелле Мопассана «Пышка».

15. Образ Жоржа Дюруа в романе Мопассана «Милый друг» и проблема отношения автора к герою.

16. Оскар Уайльд: поэтика парадокса.

17. Оскар Уайльд, «Идеальный муж»: комедия интриги, комедия характеров или «драма идей»?

18. Спор о красоте и искусстве в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».

19. Место книги Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» в культуре европейского декаданса.

20. Стивенсон и викторианская культура.

21. Проблема зла в произведениях Р. Л. Стивенсона.

22. Важнейшие приемы повествования в прозе Генри Джеймса.

23. Смысл оппозиции «джентльмен – неджентльмен» в прозе Генри Джеймса.

24. Викторианская культура в произведениях Генри Джеймса: образ и оценка.

25. Проблема достоверности рассказа в новеллистике Генри Джеймса. Понятие «точка зрения».

26. Структура конфликта в драмах Ибсена.

27. Роль детали в художественном мире Ибсена.

28. Характер диалога в пьесах Ибсена.

29. Принципы построения диалога в драматургии Метерлинка.

30. Действие в драматургии Метерлинка: «подводное течение».

31. Идейная структура «Пигмалиона», основные смысловые оппозиции.

32. Культурологическое содержание сюжета комедии Бернарда Шоу «Пигмалион».

33. Образ доктора Хиггинса в комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Хиггинс – творец культуры и ее разрушитель.

34. Роман Пруста и традиция биографического романа в европейской литературе.

35. «Бессознательное воспоминание» Пруста.

36. Соотношение реальности, памяти и художественного творчества в концепции Пруста.

37. Концепция личности в романе Пруста.

38. Психологизм романа Пруста в сопоставлении с психологизмом классического европейского романа.

39. Значение гомеровских параллелей в романе Джеймса Джойса «Улисс».

40. «Поток сознания» и «поток жизни» в романе Джойса «Улисс».

41. Принципы создания образа реальности в романе Джойса «Улисс».

42. Проблема авторской точки зрения в романе Джойса «Улисс».

43. Проблема интерпретации романа Джеймса Джойса «Улисс».

44. Система кодов «Улисса».

45. Миф, история и искусство в романе Джеймса Джойса «Улисс».

46. Проблема вины в трилогии Кафки «Кары».

47. Сюжетная логика новеллы Кафки «Приговор».

48. Символика новеллы Кафки «Превращение».

49. Сюжетная логика новеллы Кафки «В исправительной колонии».

50. Творчество Кафки: проблема интерпретации.

51. Образ Густава Ашенбаха в новелле Томаса Манна «Смерть в Венеции» и духовный мир декаданса.

52. Структура человеческого Я (роман Германа Гессе «Степной волк»).

53. Природа и культура в романе Германа Гессе «Степной волк».

54. Модернизм и постмодернизм как художественные практики: черты сходства и различия.

55. Книга рассказов Эрнеста Хемингуэя «В наше время» и настроения «потерянного поколения».

56. Книга рассказов Эрнеста Хемингуэя «В наше время» и поэтика модернизма.

57. Важнейшие черты стиля Эрнеста Хемингуэя.

58. Особенности построения диалога в прозе Эрнеста Хемингуэя.

59. Американское и антиамериканское в позиции и творчестве Хемингуэя.

60. Этические принципы хемингуэевского героя.

61. Книга рассказов Хемингуэя «В наше время»: сюжет и композиция.

62. Книга рассказов Хемингуэя «В наше время» и традиция воспитательного романа.

63. Сюжетная логика рассказа Эрнеста Хемингуэя «Кошка под дождем».

64. Что такое эпический театр? Как пересматривает Брехт аристотелевскую теорию театра?

65. Какие черты, характерные для поэтики литературы авангардизма, можно выделить в пьесе Бертольда Брехта «Добрый человек из Сычуани»?

66. Условное и реальное в сюжете пьесы Брехта «Добрый человек из Сычуани».

67. Эффект очуждения в драматургической концепции Брехта.

68. Культурологический аспект темы истории американского Юга в творчестве Фолкнера.

69. Стиль Фолкнера; фолкнеровский синтаксис и проблема времени

70. Тема рока в романе Фолкнера «Шум и ярость».

71. Какие черты, характерные для поэтики литературы модернизма, можно выделить в

72. Роман Уильяма Фолкнера «Шум и ярость» и поэтика модернизма.

73. Время в романе Фолкнера «Шум и ярость».

74. Понятие «ангажированности» в концепции Сартра.

75. Проблема вины, свободы и ответственности в драме Сартра «Мухи».

76. Драма Сартра «Мухи» и экзистенциалистская концепция человека.

77. Герой повести Альбера Камю «Посторонний» как носитель экзистенциалистского мироощущения.

78. Тема природы в повести Камю «Посторонний».

79. Сценические способы изображения небытия и абсурда в пьесе Беккета «В ожиданье Годо».

80. Поэтика новелл Хорхе Луиса Борхеса и постмодернизм.

81. Реальность и фантазия в новеллистике Борхеса.

82. Мотивы и образы творчества Борхеса.

83. Новелла Борхеса «Смерть и буссоль» и жанр детектива.

84. Варианты интерпретации новеллы Борхеса «Юг».

85. Пьеса Джона Осборна «Оглянись во гневе»: драма или комедия?

86. Какие черты героя пьесы Джона Осборна «Оглянись во гневе» делают его характерным выразителем настроений поколения 1950-х годов?

87. Роман Джерома Дэвида Сэлинджера «Над пропастью во ржи» и духовная атмосфера послевоенных десятилетий.

88. Книга Джерома Дэвида Сэлинджера «Над пропастью во ржи» как юмористический роман.

89. Роман Джерома Дэвида Сэлинджера «Над пропастью во ржи» и традиция романа воспитания.

90. Роман Владимира Набокова «Лолита» и поэтика постмодернизма.

91. Важнейшие черты стиля Владимира Набокова.

92. Европа и Америка в произведениях Владимира Набокова.

93. Литературный фон книги Владимира Набокова «Лолита».

94. «Новый роман» как явление модернизма.

95. Роман Хулио Кортасара «Игра в классики» и поэтика постмодернизма.

96. Роман Хулио Кортасара «Игра в классики» и и духовная атмосфера послевоенных десятилетий.

97. Эстетический смысл композиционного эксперимента в романе Кортасара «Игра в классики».

98. Книга Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» как романе-миф.

99. Книга Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» и поэтика постмодернизма.

100. Роман Маркеса «Сто лет одиночества» как метафорический образ исторического пути Латинской Америки.