Рынок труда и заработная плата

ТЕМА 11. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ФАКТОР

 

Рынок труда имеет как общие, так и специфические черты. К общим чертам относят:

1) Спрос на рынке труда, как и на других рынках факторов производства, носит производный характер от величины спроса на конечную продукцию, создаваемую с участием этого ресурса.

2) Спрос носит взаимозависимый характер от других ресурсов, принимающих участие в создании продукта, т.к. труд и капитал используется в определенном сочетании в зависимости от технологии;

3) Количество спроса на рынке труда зависит также от предельного продукта труда в денежном выражении, т.е. от качества данного ресурса.

Основной специфической чертой рынка труда является тот факт, что объектом спроса на рынке труда являются услуги труда, а не сам труд, т.к. сам труд и способность к труду остаются собственностью работника. Качество услуг труда зависит от квалификации, опыта работы, творческих способностей и прочих характеристик носителя данного фактора. От индивидуальных качеств работника зависит его предельная производительность. В трудовом контракте купли–продажи услуг труда в отличии от контрактов покупки других ресурсов оговариваются продолжительность рабочего дня, ставка заработной платы, функции и обязанности входящие в компетенцию работника, а также обязательства работодателя по отношению к нему. Существенным отличием является срочность контрактов на рынке труда, в отличие от ряда других рынков, где процесс купли–продажи носит бессрочный характер и не лимитирован по времени. Еще одной особенностью является то, что отношения продавца и покупателя услуг на рынке труда не заканчиваются подписанием контракта, а наоборот, только начинаются.

Длительность контракта и непрерывность взаимоотношений сторон в течение всего срока контракта является важнейшей отличительной особенностью рынка труда. Спрос и предложение регулируется рядом факторов:

1. Ценовые факторы спроса и предложения. Под этим подразумевается уровень заработной платы. В экономике с ощутимой инфляцией приходится разделять понятия номинальной и реальной заработной платы. Чем выше на рынке реальная цена труда, тем шире его предложение и, наоборот. Спрос на труд при прочих равных условиях находится в обратной зависимости от цены услуг труда. Для работодателя заработная плата работника – это переменные издержки. Если ставка заработной платы растет, то соответственно издержки работодателя увеличиваются. На эффективно функционирующем рынке адекватное увеличение заработной платы, при росте производительности труда, не должно снижать спрос на труд.

2. Неценовые факторы: условия труда, степень сложности труда, уровень его престижности и т.п. Все они влияют на предложение труда в той же значительной степени, что и оплата труда. В свою очередь, неценовыми факторами спроса на труд выступают качественные характеристики рабочей силы: знание, опыт, навыки, квалификация и т.п.

3. Институциональные факторы: трудовое законодательство, деятельность профсоюзов, а также различного рода союзы и ассоциации, которые регулируют спрос и предложение услуг труда посредством воздействия на ценовые и неценовые факторы.

4. Естественные факторы: общая численность населения в стране, доля экономически активного населения, число иждивенцев в семьях.


В анализе рынка труда встречаются два подхода к определению предложения труда: индивидуальное предложение труда и общеотраслевое.

Рис. 1.11. Индивидуальное предложение труда

 

Особенность индивидуального предложения труда заключается в том, что его функция состоит из двух участков, имеет как положительную, так и отрицательную зависимость от стоимости услуг труда. Пока стоимость услуг труда, т.е. уровень заработной платы невысок (от 0 до Wk), кривая Ls повышается в ответ на повышение цены труда. Когда заработная плата достигает своего критического уровня, после которого индивид не хочет или не может работать больше, рост предложения труда останавливается, этот критический момент обозначен точкой F. Опустив из нее перпендикуляр к оси абцисс, мы найдем максимальный объем предложения труда при достижении критического уровня заработной платы.

Стремление к увеличению предложения труда, объясняемое стремлением индивидуума работать больше с целью увеличения дохода (на участке графика от 0 до F) объясняется эффектом замещения. При возрастающей оплате труда каждый час отдыха работник рассматривает как рост альтернативной стоимости отдыха или возрастающий упущенный доход. Поэтому на рисунке 1.11 от 0 до F по мере роста заработной платы каждый последующий час свободного времени замещается работой и величина предложения труда возрастает. На данном отрезке от 0 до F функция Ls предложения труда имеет положительный наклон. Однако на определенном этапе наступает предел, после которого работник удовлетворен высоким заработком, оценивает дополнительную возможность заработать гораздо меньше и начинает больше ценить свободное время, т.к. достиг в своем понимании максимального уровня дохода. Подобная переоценка ценностей индивида именуется эффектом дохода, под его влиянием предложение труда сократится и функция Ls, находящаяся выше точки F, приобретает отрицательную зависимость от величины ставки заработной платы, таким образом меняется наклон функции.


Оба эти эффекта объясняют необходимость для работодателя учесть, что стимулирование работника посредством роста вознаграждения имеет свои ограничители, поэтому работодателю необходимо выяснить тот критический уровень дохода, после которого работник будет стремиться к сокращению продолжительности рабочего времени, либо к ухудшению качества труда. Так как данный предел у каждого индивидуума будет разным, то общеотраслевое предложение труда будет ничем не отличаться от функций предложения на товарном рынке, а также будет иметь положительную зависимость от величины ставки заработной платы.

Рис. 2.11. Спрос и предложение на рынке труда в отрасли

 

Согласно рисунку 2.11 величина спроса на труд в отрасли подчиняется правилу использования ресурсов и растет по мере удешевления труда, поэтому функция спроса на труд изображена с отрицательным наклоном. Предложение труда, наоборот, увеличивается при повышении размера заработной платы. Поэтому функция предложения труда в отрасли изображена с положительным наклоном. Т.о. ставка заработной платы является ценовым фактором спроса и предложения на рынке труда.

Ставка заработной платы достаточно сложна по внутренней структуре, т.к. в ее основе лежит ориентир на уровень минимального дохода или прожиточный минимум.

Уровень прожиточного минимума является так называемой точкой отсчета, от которой в дальнейшем ставка заработной платы дифференцируется в зависимости от условий и сложности труда, физической или интеллектуальной нагрузки, квалификации и т.д. Такая ставка заработной платы, в которой учитываются все перечисленные факторы, называется дифференцированной. Кроме дифференцированной ставки заработной платы существует понятие удерживающей заработной платы. Это такой уровень оплаты труда, который удерживает работника от перехода в другую сферу или отрасль.

Ценообразование на рынке труда определяется также сегментированностью рынка по профессии. Соответственно заработная плата различается в зависимости от профессии и дифференцируется в рамках одной специальности, например, по разрядам. Тем не менее, большое значение оказывает при формировании ставки заработной платы спрос на каждую профессию со стороны потенциальных работников и платежеспособность работодателя в отношении найма квалифицированных работников. Поэтому иногда может наблюдаться относительное увеличение оплаты низко квалифицированного труда и, наоборот, понижение заработной платы высококвалифицированным специалистам.

В выравнивании структуры спроса на труд со структурой предложения труда большую роль играет мобильность трудовых ресурсов. Стимулирует мобильность трудовых ресурсов сама конкуренция труда на рынке.

Рынок труда в большей степени, чем остальные рынки, далек от ситуации чистой конкуренции. В отраслях с развитой рыночной экономикой рынок труда монополизируется профсоюзами крупными корпорациями. Он находится в ситуации так называемой двойной монополии. При этом рынок труда регулируется государством через трудовое законодательство и через установление минимальной ставки заработной платы. Все это влияет непосредственно на жесткость цен на данном рынке.

Воздействие профсоюзов на рынок труда заключается в том, что они вступают в контакт с работодателем на стороне продавца услуг труда и централизованно выражают интересы работников.

Существует два основных метода, которыми профсоюзы могут добиваться улучшения условий труда и повышения заработной платы: 1) воздействие на предложение услуг труда, 2) воздействие на спрос.

Первый метод основан на сокращении предложения труда, различными способами договариваясь о найме работников с работодателем, профсоюзы договариваются о предложении качественной рабочей силы, поэтому сами профсоюзы выдвигают жесткие условия вхождения работников данной профессии в конкретный профсоюз. Это сокращает предложение труда, однако, не делает его более качественным, что дает основания для повышения оплаты труда работников данного профсоюза. Кроме этого профсоюзы воздействуют на контрактные отношения. Работодатель заключает трудовое соглашение с обычным работником сроком на один год, а с работником, входящим в профсоюз, на три года. Это лишает гибкости ценовой сигнал на рынке труда в странах с сильными профсоюзами. Заработная плата пересматривается редко, как правило, в сторону повышения. Профсоюзы добиваются сокращения рабочего дня или рабочей недели, договариваются с работодателем о сокращении испытательного срока, об удлинении срока обучения, и все эти меры прямо или косвенно ограничивают предложение услуг труда, что вызывает рост заработной платы. Действия профсоюзов ограничивает конкуренцию на рынке труда и его монополизация выражается в том же эффекте, что и монополизация товарного рынка. Создание искусственного дефицита на рынке труда, по сравнению с совершенной конкуренцией, приводит к сокращению найма и к росту ставок заработной платы, которая теряет гибкость и не в состоянии эффективно балансировать спрос и предложение. Профсоюзы получают от этого существенный выигрыш, однако, рост издержек фирм, в связи с искусственным завышением профсоюзами заработной платы, приводит к увеличению цены на готовую продукцию, что подрывает конкурентоспособность товаропроизводителей.

Есть еще один фактор негативного воздействия профсоюзов. Они способствуют поддержанию безработицы среди тех, кто не входит в профсоюз и при найме на работу не членов профсоюзов им приходится соглашаться на более низкую оплату труда.

Еще один метод воздействия профсоюзов на рынок труда – это стимулирование спроса на труд. В этом случае профсоюзы пытаются стимулировать спрос на собственную продукцию. ения работников данной профессии в конкретный профсоюз. Это сокращает предложение труда, однако, не делает его более качественным, что дает основания для повышения оплаты труда работников данного профсоюза. Кроме этого профсоюзы воздействуют на контрактные отношения. Работодатель заключает трудовое соглашение с обычным работником сроком на один год, а с работником, входящим в профсоюз, на три года. Это лишает гибкости ценовой сигнал на рынке труда в странах с сильными профсоюзами. Заработная плата пересматривается редко, как правило, в сторону повышения. Профсоюзы добиваются сокращения рабочего дня или рабочей недели, договариваются с работодателем о сокращении испытательного срока, об удлинении срока обучения, и все эти меры прямо или косвенно ограничивают предложение услуг труда, что вызывает рост заработной платы. Действия профсоюзов ограничивает конкуренцию на рынке труда и его монополизация выражается в том же эффекте, что и монополизация товарного рынка. Создание искусственного дефицита на рынке труда, по сравнению с совершенной конкуренцией, приводит к сокращению найма и к росту ставок заработной платы, которая теряет гибкость и не в состоянии эффективно балансировать спрос и предложение. Профсоюзы получают от этого существенный выигрыш, однако, рост издержек фирм, в связи с искусственным завышением профсоюзами заработной платы, приводит к увеличению цены на готовую продукцию, что подрывает конкурентоспособность товаропроизводителей.

Есть еще один фактор негативного воздействия профсоюзов. Они способствуют поддержанию безработицы среди тех, кто не входит в профсоюз и при найме на работу не членов профсоюзов им приходится соглашаться на более низкую оплату труда.

Еще один метод воздействия профсоюзов на рынок труда – это стимулирование спроса на труд. В этом случае профсоюзы пытаются стимулировать спрос на собственную продукцию. При этом проводят массированные рекламные компании, добиваются от правительства ограничения ввоза в страну аналогичных товаров из–за рубежа, добиваются увеличения импортных пошлин и других протекционистских мер.

Одной из форм рынка труда является монопсония. Она присуща всем видам рынков, на примере рынка труда это выглядит следующим образом. В определенной местности существует единственное предприятие, которое может обеспечить занятость населения данной местности. Таким образом монопсония сосредотачивает в своих руках власть монопольного или единственного покупателя.

Монопсонисты также оказывают негативное воздействие на рынок труда, поскольку обладают властью над ценой услуг труда и используют ее в интересах экономии собственных издержек. Монопсонист работает на таком уровне выпуска продукции, при котором средние издержки по заработной плате ниже предельных издержек.