ТЕМА 9. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

 

1. Совершенная конкуренция: признаки, достоинства и недостатки

Состязательность большого числа мелких хозяйствующих субъектов, когда ни один из них не в состоянии оказать решающего влияния на общие условия реализации однородного товара на данном рынке называется совершенной конкуренцией. Модель совершенной конкуренции характеризуется пятью признаками или допущениями:

1. Однородность продаваемой продукции. Все единицы товара в представлении покупателя абсолютно одинаковы. У покупателя отсутствует возможность распознать, кем произведен товар. Совокупность всех предприятий, производящих однородную продукцию, образует отрасль.

2. Наличие большого числа экономических агентов (продавцов и покупателей). Большое число означает, что даже крупные покупатели и производители представляют такие объемы спроса и предложения, которые ничтожно малы в масштабе рынка.

3. Свободный вход на рынок и выход из него, то есть отсутствие каких– либо барьеров.

4. Совершенная информируемость продавцов и покупателей о товарах и ценах, то есть субъекты рынка обладают совершенным знанием всех параметров рынка, так как информация распространяется мгновенно.

5. Ни один из продавцов и покупателей не в состоянии повлиять на рыночную цену, так как доля каждой фирмы на рынке отрасли незначительна, поэтому кривая спроса отдельной фирмы горизонтальна (то есть совершенно эластична). Совершенный конкурент может продать любое количество продукции по цене, установленной на рынке. При этом дополнительный доход, полученный от продажи каждой дополнительной единицы продукции, в точности соответствует ее рыночной цене.

 

Рис. 1.9.Спрос на продукцию конкурентной фирмы

 

Выделим достоинства совершенной конкуренции:

1) Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам. Графически это означает, что кривая средних издержек только касается кривой спроса (см. рисунок 11.8 Положение фирмы в условиях долгосрочного равновесия в теме 8). Если бы издержки на производство единицы продукции были выше цены (AC > P), то любая продукция была бы экономически убыточной, и фирмы вынуждены были бы покинуть данную отрасль. Если бы средние издержки были ниже кривой спроса, и, соответственно, цены (AC < P), это означало бы, что кривая средних издержек пересекает кривую спроса и образуется некий объем производства, приносящий сверхприбыль. Приток новых фирм свел бы эту прибыль на «нет». Таким образом, кривые только касаются друг друга, что и создает ситуацию длительного равновесия.

2) Совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей. Это обеспечивается при условии, когда P=MC. Данное положение означает, что фирмы будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его удалось купить. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность.

К недостаткам совершенной конкуренции относят:

1) Совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ, которые, хотя и приносят удовлетворение потребителям, однако не могут быть четко разделены, оценены и проданы каждому потребителю в отдельности (поштучно). Это относится к таким общественным благам, как противопожарная безопасность, национальная оборона и т.д.

2) Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число фирм, не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно–технического прогресса. Это, прежде всего, касается фундаментальных исследований (которые, как правило, бывают убыточными), наукоемких и капиталоемких отраслей.

3) Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции. Она не учитывает в полной мере широкий диапазон потребительского выбора. Между тем, в современном обществе, достигшем высокого уровня потребления, развиваются разнообразные вкусы. Потребители все больше учитывают не только утилитарное назначение вещи, но и обращают внимание на ее оформление, дизайн, возможность приспособить ее к индивидуальным особенностям каждого человека. Все это возможно лишь в условиях дифференциации продуктов и услуг, что связано, однако, с повышением издержек производства.