Ответственность субъектов хозяйствования за нарушение порядка осуществления внешнеторговой деятельности.

Сроки и порядок поставки;

Дата договора;

Основные требования законодательства к содержанию внешнеторгового договора и к срокам проведения внешнеторговых операций.

Согласно указу Президента Республики Беларусь № 7 от 4 января 2000 г. «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» под внешнеторговым договором понимается договор между резидентом и нерезидентом Республики Беларусь, предусматривающий возмездную передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Под внешнеторговойоперацией, согласно данному законодательному акту, понимается каждая экспортная (импортная) отгрузка (поставка) товаров по отдельной таможенной декларации, каждый этап выполнения работ (оказания услуг), оформленный отдельным актом сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) либо иным документом, предусмотренным законодательством, а также каждый проведенный (полученный) платеж.

Каждый внешнеторговый договор может включать в себя от двух внешнеторговых операций (одна поставка и один платеж) до неограниченного верхним пределом максимального количества внешнеторговых операций.

Исходя из названных определений, можно сделать однозначный вывод, что внешнеэкономическая сделка – это действие, направленное на возникновение или изменение прав и обязанностей сторон, одной из которых является нерезидент Республики Беларусь.

Внешнеэкономическая сделка должна отвечать следующим признакам:

- наличие двух и более сторон;

- среди участников данной сделки должен быть, как минимум, один резидент и один нерезидент Республики Беларусь.

Согласно пункту 2 статьи 1116 Гражданского кодекса Республики Беларусь, внешнеэкономический договор, хотя бы одним из участников которого является юридическое лицо или гражданин Республики Беларусь, совершается независимо от места заключения договора в письменной форме.

Условия внешнеторгового договора определяются и согласуются сторонами.

В Указе № 178 определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь обязаны предусмотреть во внешнеторговом договоре следующие условия:

2) место заключения договора (при этом кроме конкретного юридического места в определенных случаях следует обозначить наименование ярмарки, аукциона, конкурса, биржи);

3) предмет договора (предмет внешнеторгового контракта определяется наименованием поставляемого товара, оказываемыми услугами, выполняемыми работами; если же товаром является технически сложная продукция, то её полные характеристики определяются в технических условиях – ссылка на них делается в контракте либо оговаривается в спецификации, которые являются частью контракта, охраняемая информация, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности);

4) количество товара (оно указывается либо в самом контракте, либо в спецификации);

5) цена товара или стоимость (цены сделки).

Для формирования условий этого раздела могут быть использованы многочисленные виды цен, связанные с особенностями внешнеторговых сделок купли-продажи конкретного товара.

1) цена базисная – используется в качестве ориентира при определении цен международной торговли в целом и по отдельным видам товаров;

2) цена номинальная – публикуемая в прейскурантах, справочниках и биржевых котировках;

3) цена скользящая – устанавливается договором по согласованному сторонами способу;

4) цена справочная – особый вид (номинальной, прейскурантной цены), отражающий уровень фактически заключенных сделок в определенный период, и используется в переговорах для определения базисной цены;

5) цена фиксированная – устанавливается государством на фиксированном (определенном) уровне;

Определение уровня цены – весьма ответственный и важный вопрос в заключение контракта. Для этого необходимо знать мировые цены, как правило используются данные биржевых котировок, цены торгов, справочные публикуемые в периодической печати, цены по разовым сделкам, публикуемые в специальной коммерческой информации и др.

валюта платежа, в которой будет осуществляться расчет между экспортером и импортером. Она может как совпадать с валютой цены, так и отличаться от неё, особенно в расчетах с развивающимися странами, а также при расчетах по валютному клирингу;

6) условие расчетов.

Поступление денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг) осуществляется только на счета экспортеров. Расчеты по внешнеторговым контрактам, предусматривающим импорт товаров (работ, услуг) осуществляется только со счетов импортеров. Расчеты по внешнеторговым договорам, по которым юридические лица и индивидуальные предпринимателем оформили паспорта сделок, осуществляется только через обслуживающие банки, где завизированы такие паспорта сделок.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить по внешнеэкономическим операциям:

1) поступление денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг) не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров, выполнения работ, и не позднее 60 календарных дней с даты отгрузки товаров, предназначенных для поставок в пределах европейской территории;

2) выполнение работ, оказание услуг по импорту не позднее 90 календарных дней с даты проведения платежа за работы, услуги;

3) поступление товаров по импорту не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа за товары.

Датой отгрузки (поступления) товаров считается дата их помещения под таможенные режимы. Если в соответствии с законодательством таможенное оформление товаров не производится, датой отгрузки товаров считается дата их отпуска со склада, осуществленного в установленном порядке, а датой поступления товаров – дата их оприходования в установленном порядке импортером;

Датой поступления денежных средств от экспорта товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполненных работ, оказанных услуг считается дата их зачисления на счет экспортера в банке, а в случаях, предусмотренных законодательством, – на счета в банках-нерезидентах;

8) название, юридические адреса и банковские реквизиты сторон, место нахождения нерезидента-контрагента;

Несоблюдение требований в отношении содержания контракта может

привести к отказу в выдаче лицензии или регистрации контракта, субъекты хозяйствования РБ не вправе по своему усмотрению определять перечень условий внешнеторгового контракта.

На каждый внешнеторговый договор, предусматривающий поставку товаров, должен быть оформлен паспорт сделки.

Паспорт сделки – это основной документ валютного контроля, с помощью которого органы Комитета государственного контроля сопоставляют информацию о движении товаров и денежных средств при исполнении внешнеторгового договора. Необходимость валютного контроля в целом и оформления паспорта сделки, в частности, обусловлена тем, что в рамках таможенного контроля (проверки сведений о товарах, отраженных в таможенной декларации) достаточно сложно осуществить проверку соответствия законодательству и договору валютных операций, проводимых во исполнение внешнеторгового договора.

return false">ссылка скрыта

Паспорт сделки должен быть зарегистрирован в таможне по месту нахождения субъекта хозяйствования и завизирован в банке, в котором субъект хозяйствования имеет счет, который будет использован для проведения платежа по внешнеторговому договору.

Законодательство Республики Беларусь устанавливает требования к срокам осуществления внешнеторговых операций.

Согласно указу Президента Республики Беларусь «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить по внешнеэкономическим операциям:

- поступление денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг) не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, а от экспорта по договорам комиссии товаров (работ, услуг), произведенных резидентами Республики Беларусь, - не позднее 180 календарных дней;

- выполнение работ, оказание услуг по импорту не позднее 90 календарных дней с даты проведения платежа за выполненные работы, оказанные услуги;

- поступление товаров по импорту не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа за товары;

- поступление товаров, выполнение работ, оказание услуг при неденежной форме прекращения обязательств по двустороннему внешнеторговому договору (за исключением договоров, по которым осуществляется уступка требования или перевод долга), предусматривающему эквивалентный обмен товарами, либо иным операциям, по которым поставляются сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, оборудование и энергоносители, используемые для собственного производства, не позднее 60 календарных дней с даты их каждой экспортной отгрузки.

Рассмотренные нормы права ограничивают по времени только те внешнеторговые операции, которые направлены на исполнение обязательств нерезидентами Республики Беларусь, срок исполнения которых, согласно внешнеторговому договору наступает позднее срока исполнения корреспондирующих им обязательств резидентов Республики Беларусь.

Например, девяностодневный срок проведения экспортной операции, распространяется только на ситуацию, при которой обязательство резидента Республики Беларусь (белорусского экспортера) по экспортной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) было исполнено раньше, чем обязательство нерезидента (иностранного импортера) по осуществлению платежа за эту продукцию. Если же платежное обязательство нерезидента (иностранного импортера) было исполнено до осуществления резидентом Республики Беларусь (белорусским экспортером) экспортной поставки, то внешнеторговая операция по проведению экспортной поставки не ограничивается девяностодневным сроком.

Продление вышеуказанных сроков поступления денежных средств либо товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется Министерством торговли Республики Беларусь в соответствии с установленным им по согласованию с Комитетом государственного контроля порядком. Если сроки поступления денежных средств, товаров, выполнения работ, оказания услуг по внешнеторговым договорам, связанным с проведением платежей на счета либо со счетов резидентов Республики Беларусь, превышают 180 календарных дней, их продление осуществляется данным Министерством при наличии согласования с Национальным банком.

Основаниями для ходатайства о продлении сроков являются:

- длительный цикл изготовления технически сложного оборудования предприятием-изготовителем - нерезидентом Республики Беларусь;

- длительный срок транспортировки продукции;

- реализация продукции через агентские и дилерские организации при условии заключения соответствующего соглашения с рассрочкой платежа в сроки, превышающие установленные указом Президента Республики Беларусь № 7 от 4 января 2000 г. «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» или ранее выданными разрешениями;

- сезонность и цикличность поставок;

- низкая конкурентоспособность продукции собственного производства, реализуемой в рамках внешнеторгового договора (в том числе в рамках договора консигнации или комиссии);

- наступление форс-мажорных обстоятельств, оговоренных ста-тьей 79 Конвенции ООН от 11 апреля 1980 г. «О договорах международной купли-продажи товаров», подтвержденное компетентными органами;

- наличие международных договоров, регулирующих порядок взаиморасчетов в сроки, превышающие установленные указом Президента «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» или ранее выданными разрешениями.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обращается в Министерство по вопросам продления сроков по договорам, в ходе исполнения которых возникли основания для продления сроков до их истечения.

Предусмотренные законодательством административные правонарушения в сфере осуществления внешнеторговой деятельности могут быть классифицированы на три группы: 1) правонарушения, имеющие место исключительно при экспорте продукции; 2) правонарушения, имеющие место исключительно при импорте продукции; 3) правонарушения, имеющие место как при экспорте, так и при импорте продукции (универсальные составы).

К правонарушениям, имеющим место исключительно при экспорте продукции, относятся следующие административно-наказуемые деяния:

- продажа (реализация) нерезиденту Республики Беларусь товаров по перечню, определяемому СМ, оплаченных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем иностранной валютой, купленной на внутреннем валютном рынке. Объективная сторона данного состава, предусмотренного ст. 11.35 Кодекса Республики Беларусь 2003 г. «Об административных правонарушениях», состоит из трех последовательных действий: а) приобретение субъектом хозяйствования иностранной валюты на внутреннем валютном рынке; б) приобретение за данные валютные средства товаров, включенных в вышеуказанный перечень; в) продажа данных товаров на экспорт. Перечень соответствующих товаров утверждён постановлением Совета Министров № 124 от 31 января 2000 г. «Об утверждении Перечня товаров, оплаченных резидентом иностранной валютой, приобретённой на внутреннем валютном рынке, продажа (реализация) которых нерезиденту Республики Беларусь не допускается». К таким товарам относятся сельскохозяйственные продукты (морепродукты, рожь, ячмень, овёс), нефть, природный газ, приборы, основанные на использовании рентгеновского излучения;

- экспорт товаров (работ, услуг), оплаченных белорусскими рублями за нерезидента. Объективная сторона данного состава, предусмотренного ст. 11.38 Кодекса Республики Беларусь 2003 г. «Об административных правонарушениях», состоит из трех действий: а) экспорт субъектом хозяйствования – резидентом Республики Беларусь любой продукции (товаров, работ или услуг) нерезиденту; б) заключение между данным нерезидентом (иностранным импортером) и резидентом Республики Беларусь (третьим лицом) соглашения о переводе на последнего долга перед белорусским экспортером или заключение между белорусским экспортером и другим резидентом Республики Беларусь (третьим лицом) соглашения об уступке права требования платежа нерезидента (иностранного импортера) за переданную ему по экспорту продукцию; в) осуществление резидентом Республики Беларусь (третьим лицом) платежа в белорусских рублях в пользу белорусского экспортера во исполнение заключенного с нерезидентом (иностранным импортером) соглашения о переводе долга или заключенного с белорусским экспортером соглашения об уступке права требования. Последовательность этих трех действий для констатации объективной стороны данного состава значения не имеет. Субъектом данного правонарушения будет являться субъект хозяйствования, осуществивший платеж белорусскими рублями в пользу белорусского экспортера вместо иностранного импортера. Однако акты законодательства могут предусматривать перечень оснований, исключающих противоправность этого деяния. На сегодняшний день перечень таких оснований установлен постановлением Совета Министров и Национального Банка Республики Беларусь № 1476/49 от 25 сентября 2000 г. «О проведении расчётов при осуществлении внешнеторговых операций». Например, правомерным будет являться перечисление суммы денежных средств банком-резидентом Республики Беларусь белорусскому экспортеру при реализации соглашения о факторинге;

- несанкционированное распоряжение денежными средствами от экспорта товаров (работ, услуг) без зачисления на счет субъекта хозяйствования – экспортера. Под несанкционированным распоряжением денежными средствами понимается любая расходная операция с ними до поступления их на счет экспортера без специального разрешения банка, обслуживающего экспортера. Данный состав административного правонарушения предусмотрен ст. 11.39 Кодекса Республики Беларусь 2003 г. «Об административных правонарушениях». Акты законодательства могут предусматривать перечень оснований, исключающих противоправность этого деяния. На сегодняшний день перечень таких оснований установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального Банка Республики Беларусь «О проведении расчётов при осуществлении внешнеторговых операций».

К правонарушениям, имеющим место исключительно при импорте продукции, относятся следующие административно-наказуемые деяния:

- превышение суммы перечисленных денежных средств по импорту (стоимости отгруженного товара, выполненных работ, оказанных услуг по экспорту) в сравнении с договорной стоимостью полученного товара, выполненных работ, оказанных услуг (суммой полученных денежных средств);

- несанкционированное перечисление денежных средств со счета субъекта хозяйствования – резидента Республики Беларусь, не являющегося импортером продукции, для оплаты нерезиденту Республики Беларусь (иностранному экспортеру) за продукцию, импортированную в Республику Беларусь другим резидентом (импортером). Объективная сторона данного состава, предусмотренного ст. 11.39 Кодекса Республики Беларусь 2003 г. «Об административных правонарушениях», состоит из трех действий: а) импорт субъектом хозяйствования – резидентом Республики Беларусь любой продукции (товаров, работ или услуг), реализованных ему нерезидентом (иностранным экспортером); б) заключение между белорусским импортером и резидентом Республики Беларусь (третьим лицом) соглашения о переводе на последнего долга перед нерезидентом (иностранным экспортером) за переданную им белорусскому импортеру продукцию; в) осуществление резидентом Республики Беларусь (третьим лицом) платежа в пользу нерезидента (иностранного экспортера) во исполнение данного соглашения. Последовательность этих трех действий для констатации объективной стороны данного состава значения не имеет. Субъектом данного правонарушения будет являться субъект хозяйствования, осуществивший платеж в пользу иностранного экспортера вместо белорусского импортера.

- представление импортером в обслуживающий банк недостоверной информации по проводимым по внешнеторговому договору платежам. Данный состав административного правонарушения предусмотрен ст. 11.51 Кодекса Республики Беларусь 2003 г. «Об административных правонарушениях».

К третьей группе правонарушений, имеющих место как при экспорте, так и при импорте продукции (универсальным составам), относятся:

- несанкционированное превышение сроков проведения внешнеторговых операций. Под несанкционированным превышением сроков внешнеторговых операций понимается превышение предельных сроков внешнеторговых операций, установленных Указом Президента Республики Беларусь «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций», при отсутствии разрешения Министерства торговли Республики Беларусь, полученного белорусским экспортером или импортером до истечения данных сроков. Кодекс Республики Беларусь 2003 г. «Об административных правонарушениях» не содержит оснований, исключающих применение за это деяние мер административной ответственности к юридическим лицам. Однако данный Кодекс содержит основания, исключающие применение за это деяние мер административной ответственности к должностным лицам юридических лиц и к индивидуальным предпринимателям. К таким основаниям относятся: а) безвозвратная утрата товара вследствие аварии или действия непреодолимой силы в то время, когда риск его утраты нес белорусский субъект хозяйствования; б) недостача товара в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения; в) выбытие товара из владения белорусского субъекта хозяйствования вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства; г) невозможность возврата нерезидентом резиденту Республики Беларусь суммы денежных средств, перечисленные ему за фактически не поставленную им продукцию в силу действия обстоятельств непреодолимой силы, объявленного иностранным государством моратория, а также неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства;

- нарушение установленного порядка проведения внешнеторговых операций: отсутствие лицензии либо других разрешительных документов, паспорта сделки, статистической декларации или периодической статистической декларации, оформляемых в установленных законодательством случаях;

- к данной группе относятся ряд других составов административных правонарушений.

Применение к субъектам хозяйствования и их должностным лицам мер административной ответственности за рассмотренные правонарушения отнесено к компетенции органов Комитета государственного контроля, а за совершение отдельных составов – к компетенции таможенных органов.

 

\