ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1. Понятие и субъекты инвестиционной деятельности.

2. Формы инвестиционной деятельности.

3. Гарантии прав и законных интересов инвесторов.

4. Понятие и виды правовых режимов иностранных инвестиций.

5. Запреты и ограничения на вложение иностранных инвестиций.

6. Инвестиционный договор.

7. Правовой статус коммерческой организации с иностранными инвестициями.

 

1 Понятие и субъекты инвестиционной деятельности.

Согласно статье 2 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь под инвестиционной деятельностью понимаются действия инвестора по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.

Под инвестором понимается лицо (юридические и физические лица, государство в лице уполномоченных органов и его административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов), осуществляющее инвестиционную деятельность в формах, определенных Инвестиционным кодексом Республики Беларусь.

Инвестиционное имущество – это имущество, обособленное инвестором от иного принадлежащего ему имущества, в целях осуществления инвестиционной деятельности.

Для эффективного правового регулирования инвестиционной деятельности большое значение имеют нормы, устанавливающие порядок определения национальной принадлежности инвестиций. Необходимость дифференциации инвестиций на национальные и иностранные обусловлена следующими причинами:

1 Статистический учет инвестиций. То есть установление долей национальных и иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций. Установление указанных долей позволяет разрабатывать правовые меры по привлечению инвестиций того вида, который составляет меньшую долю в общем объеме.

2 Установление необходимости применения тех правовых норм, действие которых распространяется только на национальные либо только на иностранные инвестиции.

В теории хозяйственного и международного частного права имеется два критерия определения национальной принадлежности инвестиций:

- объективный критерий: государством происхождения инвестиций считается страна, на территории которой инвестиции были получены, извлечены или приобретены (была получена прибыль (доход), было произведено или приобретено имущество (имущественное право);

- субъективный критерий: государством происхождения инвестиций считается страна, на территории которой имеет постоянное место нахождения или жительства инвестор, либо государство, гражданином которого является инвестор.

Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, как и законодательные акты большинства государств, устанавливает субъективный критерий определения национальной принадлежности инвестиций. Таким образом, в Республике Беларусь инвестиции признаются национальными, если они вложены национальным инвестором, а иностранными, если они были вложены иностранным инвестором.

Республика Беларусь и её административно-территориальные единицы признаются национальными инвесторами; иностранные государства, их административно-территориальные единицы, а также международные организации – иностранными.

Юридические лица и иные организации относятся к национальным или иностранным инвесторам в зависимости от государства, в соответствии с законодательством которого они создавались, и на территории которого они имеют официальный юридический адрес.

Физические лица относятся к национальным или иностранным инвесторам на основании двух принципов:

а) принципа гражданства;

б) принципа резидентства.

Иностранный гражданин признаётся иностранным инвестором независимо от того, имеет ли он постоянное место жительства в Республике Беларусь либо за её пределами. То есть к иностранным гражданам Инвестиционный кодекс Республики Беларусь применяет принцип гражданства.

Граждане Республики Беларусь и лица без гражданства признаются национальными инвесторами, если они постоянно проживают на территории Республики Беларусь, в противном случае они признаются иностранными инвесторами. То есть на данную категорию физических лиц Инвестиционный кодекс Республики Беларусь распространяет принцип резидентства.

 

2 Формы инвестиционной деятельности.

Инвестиционный кодекс Республики Беларусь содержит закрытый перечень форм инвестиционной деятельности. Это означает, что если вложение активов будет осуществляться в какой-либо другой форме, не предусмотренной Инвестиционным кодексом Республики Беларусь, то данные активы по-видимому не приобретут статуса инвестиций и на них не будет распространяться законодательство об инвестиционной деятельности, в том числе и специальные гарантии защиты инвестиций.

Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осуществляется в следующих формах:

- создание юридического лица. Один или несколько инвесторов (физических или юридических лиц) могут создать новое юридическое лицо в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

- приобретение имущества или имущественных прав: а) права на долю в уставном фонде созданного ранее юридического лица; б) права на недвижимое имущество; в) права на ценные бумаги; г) права на объект интеллектуальной собственности (изобретение, промышленный образец и др.); д) права на объект, относящийся к основным средствам;

- заключение инвестиционного договора. Инвестиционный договор – соглашение об осуществлении инвестиционной деятельности с предоставлением большего объёма прав и правовых гарантий по сравнению с объёмом прав и правовых гарантий, предусмотренных законодательством, сторонами которого являются Республика Беларусь в лице Совета Министров (уполномоченного им органа государственного управления или организации) и национальный либо иностранный инвестор. Право на заключение инвестиционного договора предоставляется на конкурсной основе тому инвестору, чей инвестиционный проект имеет исключительное значение для экономики страны;

- приобретение концессий.

Под концессией понимается приобретение права пользования объектом, находящимся в исключительной собственности государства, с условием раздела прибыли между пользователем и государством как собственником данного объекта. Как правило, концессии приобретаются на природные ресурсы, находящиеся в исключительной собственности государства. Договор коммерческой концессии (концессионный договор)соглашение между Республикой Беларусь в лице Совета Министров и национальным или иностранным инвестором (концессионером) об осуществлении инвестиционной деятельности с использованием имущества, находящегося в исключительной государственной собственности, а равно об осуществлении вида деятельности, исключительное право осуществления которого принадлежит государству.

Концессионный договор может быть трех видов.

Полный концессионный договор – концессионный договор с сохранением за концессионером права собственности на произведенную им продукцию. При этом, если иное не определено в концессионном договоре, концессионер уплачивает все установленные законодательными актами Республики Беларусь налоги и другие обязательные платежи.

Концессионный договор о разделе продукции концессионный договор, согласно условиям которого произведенная в соответствии с договором продукция делится между концессионером и Республикой Беларусь в порядке и размерах, определяемых концессионным договором.

Концессионный договор об оказании услуг (выполнении работ)– концессионный договор, в силу которого право собственности на произведенную в соответствии с договором продукцию передается Республике Беларусь. Концессионер за оказанные им услуги (выполненные работы) получает вознаграждение. Характеризуя эту форму инвестиционной деятельности, следует указать на наличие явного пробела в инвестиционном законодательстве Беларуси: оно не определяет ни базовые критерии к объектам исключительной государственной собственности, подлежащим передаче на условиях концессии, ни общие базовые правила определения долей государства и инвестора в полученной в результате исполнения договора концессии продукции. В Российской Федерации действует Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. «О соглашениях о разделе продукции», который детально регламентирует вопросы исполнения договора о разделе продукции как вида договора коммерческой концессии.

 

3 Гарантии прав и законных интересов инвесторов.

Инвестиционный кодекс Республики Беларусь 2001 г. предусматривает гарантии соблюдения прав и законных интересов как национальных, так и иностранных инвесторов.

Гарантия свободного распоряжения доходом от инвестиционной деятельности. Инвестор вправе самостоятельно распоряжаться прибылью (доходом), полученной в результате осуществления инвестиционной деятельности, в том числе осуществлять реинвестирование на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Под реинвестированием понимается вложение инвестором в объекты инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь прибыли (дохода), уже полученной им в результате такой деятельности.

Гарантия защиты инвестиционного имущества от принудительного безвозмездного изъятия. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям. Национализация или реквизиция возможны лишь со своевременной и полной компенсацией стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией.

Компенсация стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества должна быть равной рыночной стоимости этого имущества, определяемой в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь.

Компенсация стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества национальному инвестору выплачивается в официальной денежной единице Республики Беларусь, иностранному инвестору – в валюте, в которой первоначально были осуществлены инвестиции.

Кроме того, компенсация должна включать процент, исчисленный согласно официальному курсу белорусского рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте за период с даты фактической национализации или реквизиции либо их публичного объявления до даты фактической выплаты компенсации. Указанный процент не должен быть ниже, чем соответствующий процент, установленный на Лондонском межбанковском рынке (LІBOR).