Формы государственного внутреннего долга

Понятие и значение государственного кредита в Российской Федерации. Государственный внутренний долг

Под страховыми взносами в государственные внебюджет­ные социальные фонды понимаются обязательные платежи, уплачиваемые юридическими и физическими лицами в соот­ветствующие фонды в порядке и размерах, установленных правовыми актами.

Понятие и юридическая характеристика страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды

Одним из источников формирования государственных вне­бюджетных социальных фондов являются страховые взносы.

Одним из основных признаков является то, что страховые взносы являются централизованными доходами государства. Данный признак определяется двумя моментами. Во-первых, внебюджетные социальные фонды, источником образования которых они являются, относятся к государственной форме собственности. Более того, три из этих фондов находятся в федеральной собственности независимо от территориального уровня их образования. Исключением является фонд обязатель­ного медицинского страхования, который разделяется на Феде­ральный фонд и территориальные фонды обязательного меди­цинского страхования. Однако территориальные фонды также являются государственной формой собственности, что подчер­кивается в Положении об этих фондах^

Централизованный характер страховых взносов во все внебюджетные социальные фонды основан на централизован­номрегулировании порядка их установления и уплаты. В частности, их размер, круг плательщиков, сроки и т. д. устанав­ливаются исключительно федеральным законодательством.

Следующим признаком страховых взносов в государственные внебюджетные фонды является то, что они относятся к обяза­тельным неналоговым платежам. Их обязательность подтвер­ждается тем, что суммы сокрытых, заниженных и не внесенных в установленный срок страховых платежей во внебюджетные социальные фонды взыскиваются в принудительном порядке, установленном законодательством.

Целевая направ­ленность в использовании. Это означает, что страховые взносы зачисляются только в тот внебюджетный фонд, который был определен в момент установления взносов и используются в соответствии с общим целевым направлением средств фонда.

Как и для всех страховых платежей, для страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды характе­рен признак возвратности. Возвратность выражается в том, что при наступлении определенных событий (пенсионный воз­раст, болезнь, рождение ребенка, потеря работы и т. д.) за счет страховых взносов и других источников, поступающих в соот­ветствующий внебюджетный социальный фонд, обеспечивается ь .лф^деленной мере материальная поддержка граждан и упла­ченные страховые взносы как бы возвращаются.

 

Для привлечения денежных средств в распоряжение государ­ства, помимо других способов, применяется государственный кредит (от лат. ссуда).

Кредит — это предоставление денег или товаров в долг на определенный срок на условиях возмездности и возвратности. Вознаграждение за пользование кредитом устанавливается, как правило, в форме процента.

Кредит имеет несколько видов (форм)'. Одним из основных видов кредита, является государственный кредит. Государственный кредит как самосто­ятельный финансово-правовой институт состоит из относитель­но обособленных однородных финансовых отношений, регули­руемых определенной системой правовых норм.

Государственный кредит как экономическая категория — это система денежных отношений, возникающих в связи с привле­чением государством на добровольных началах для временного использования свободных денежных средств юридических и физических лиц. Экономическая сущность государственного кредита заключается в том, что временно свободные денежные средства юридических и физических лиц аккумулируются и на условиях возвратности и возмездности используются государ­ством как ссудный капитал. Государство направляет его на общегосударственные потребности (как правило, на покрытие дефицита бюджета) либо перераспределяет на льготных усло­виях между отраслями народного хозяйства, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, имеющими большое со­циальное и экономическое значение для государства и его граждан.

С правовой точки зрения государственный кредит — это урегулированные правовыми нормами отношения по аккуму­ляции государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

В результате реализации финансово-правовых отношений по госкредиту формируется внутренний государственный долг, с материальной точки зрения представляющий собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.

Правовые основы государственного кредита в Российской Федерации закреплены в различных нормативных актах, основ­ным среди которых является Закон Российской Федерации “О государственном внутреннем долге Российской Федерации”. Этот Закон впервые был принят 13 ноября 1992 г.

 

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть выражены в следующих трех формах, закрепленных в ст. 2 Закона РФ “О Государственном внутреннем долге РФ”:

1) в форме кредитов, получаемых государством в лице Пра­вительства Российской Федерации; 2) в форме государственных займов, осуществляемых посред­ством выпуска ценных бумаг от имени ПравительстваРФ;3) долговые обязательства в других формах, гарантированные Правительством Российской Федерации.

Использование такой формы государственных долговых обя­зательств, как кредиты Правительства Российской Федерации, обусловлено недостаточностью бюджетных средств.

Государственные займы — вторая основная форма государ­ственного долга, названная в Законе “О государственном внут­реннем долге”. Государственные займы представляют собой кредитные отношения между государством (как правило, в лице Правительства) и юридическими и физическими лицами, которые оформляются путем выпуска и размещения среди последних государственных ценных бумаг.Порядок выпуска государственных займов Российской Феде­рации, как установлено в ст. 75 Конституции РФ, определяется на основе федерального закона. Принцип добровольности разме­щения государственных займов закреплен в Основном Законе России (п. 4 ст. 75 КРФ).

В целях оформления государственных внутренних займов выпускаются ценные бумаги различных видов: облигации, каз­начейские обязательства, бескупонные облигации и другие.

В результате всех государственных кредитных операций РФ формируется государственный внутренний долг РФ, в состав которого включаются все задолженности прошлых лет и вновь возникающие задолженности.