Субъекты финансового права

Итак, финансовые правоотношения — это урегулирован­ные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания и дозволения, по образованию, распределению и исполь­зованию государственных денежных фондов и доходов

Финансовые правоотношения, их особенности и виды

Для достижения целей, поставленных государством, или иной организационной системой в сфере финансовой деятельности, необходима правовая урегулированность значительной части возникающих при этом отноше­ний. Урегулированные нормами финансового права, они стано­вятся финансово-правовыми отношениями: возникают на осно­ве норм финансового права, их участники находятся во взаим­ной связи (отношениях прав и обязанностей), которые обеспечиваются и охраняются принудительной силой государства.

Финансовые правоотношения имеют свои особенности:

Основ­ная особенность, которая определяет и другие отличительные черты финансовых правоотношений, заключается в том, что они возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных, муниципальных и иных де­нежных фондов, то есть в процессе деятельности государства, органов местного самоуправления и Организаций в финансово-экономической сфере.

Отсюда и другая их особенность: финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных, так как возникают по поводу денежных средств, точнее — финансовых ресурсов, как вида имущества, как объекта права. Такой объект правоотношений налицо, например, при возникновении их между государством и предприятиями в случаях внесения обязательных платежей в бюджет, составления бюджета и бюджетного планирования (бюджетирования), расходовании или получении ассигнований.

Следующая особенность финансовых правоотношений состо­ит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государ­ство, органы местного самоуп­равления, Организаций, в лице их уполномоченных органов. Это обусловлено тем, что сама определенная организационная система – Организация (Государство, Субьект РФ, муниципальное образование, коммерческая или некоммерческая оргнаизация), в интере­сах отдельных лиц или общества в целом, осуществляет финансовую деятельность: органи­зует поступление денежных средств в различные денежные фонды, распределяет и использует их на цели закрепленные в Конституции, соци­ально-экономические программы, проекты и другие, общественно необхо­димые блага.

 

В систему российского права входят ряд отраслей – наиболее крупных подразделений, каждая из которых распространяется на особый род общественных отношений, исходя из предмета и методов правового регулирования.

Особенности финансового права полнее раскрываются при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.

Финансовое право тесно соприкасается с рядом ведущих отраслей права, среди которых особую роль играют: Конституционное, Административное и Гражданское право.

Конституционное право – ведущая отрасль в системе права РФ, закрепляет основные права и свободы человека и гражданина, правовое положение личности, основы общественного строя, структуры органов законодательной и исполнительной власти, федеративное устройство, систему и принципы организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Финансовое и административное право используют сходные методы правого регулирования – метод властных предписаний.

Финансовое право находится в тесной взаимосвязи с гражданским правом, поскольку в его предмет, наряду с имущественными отношениями, входят и денежные отношения. Кроме этого, государственные , в том числе финансово-кредитные органы и организации, осуществляя государственное регулирование и управление в сфере финансов, государственного обязательного и добровольного страхования, одновременно выступают в качестве юридических лиц, а также обязаны при регулировании соблюдать основные принципы гражданского права, в том числе недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, возможности ограничения гражданских прав и вторжение в сферу гражданских правоотношений только в исключительных случаях.

В связи с выполнением функций по мобилизации и распределению денежных фондов и ресурсов финансово-кредитные и страховые органы и организации вступают в отношения на основе договора. Для таких отношений характерно равенство, автономия воли (ограниченная публичным интересом) и имущественная самостоятельность, экономическая обособленность сторон, которая безусловно должна включаться в предмет финансово-правового регулирования, как подотрасль гражданского права.

Именно потому, что, как мы уже говорили финансовое право, впрочем, как и предпринимательское, коммерческое и др. отрасли права, является комплексной отраслью, оно также изучает основы многих других обособленных отраслей права: налогового, бюджетного, банковского, страхового права, т.е. всех тех отраслей, в которых на поверхность выходят денежные средства, денежные фонды, денежные ресурсы.

В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового права, выделяемых в зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.

Через мате­риальные финансовые правоотношения реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и исполь­зованию определенных финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распреде­ления, расходования, перераспределения, изъятия.

В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются денеж­ные фонды.

В процессуальных финансовых правоотношениях выражает­ся юридическая форма (по содержанию процедура) , в которой происходит получение в распоряжение финансовых ресурсов, их рас­пределение и использование. Поэтому процессуальные субъек­тивные права и обязанности (полномочия) направлены на ис­пользование определенной юридической формы и порядка фи­нансовой деятельности.

Например, на стадии составления про­екта бюджета к ним относятся обязанность Правительства РФ представить в установленный срок Государственной Думе про­ект федерального бюджета по определенному перечню показа­телей. В организации составление бюджета на определенный период, с указанием механизма образования доходной и порядка использования расходной.

Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий или иначе называемых юридических фактов, к которым относятся: действия (бездействия) и события.

Действия – юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц, участников финансовых правоотношений (потенциальных), могут быть как правомерными так и неправомерными. Для действий в финансовой сфере наиболее характерными являются следующие: сбор денежных средств в денежные фонды, утверждение финансовых планов и бюджетов, порядка их распределения и использования, контроль за распределением и использованием денежных фондов.

События – обстоятельства, не зависящие от воли участников финансовых правоотношений (стихийное бедствие, эпидемии и эпизоотии, катастрофа, мировой финансовый кризис, кризисы повлекшие резкие изменения на рынках товаров и денежных фондов), с которыми финансовое право может связывать возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений.

Для полной характеристики сущности и содержания финансовых правоотношений их можно классифицировать по материальному содержанию, в зависимости от объекта и предмета правового регулирования.

По материальному содержанию финансово-правовые нормы в зависимости от выполняемых ими функций и, соответствующего звена финансовой системы, группируются по следующим видам:

Бюджетные;

Налоговые;

В области страхования;

Заемные и кредитные (государственного и банковского);

Регулирования денежного обращения и расчетов;

Валютного регулирования и контроля.

В зависимости от объекта: на материальные и процессуальные, характеристика которых дана была выше. В зависимости от предмета затрагиваемых им отношений на частные и публичные.

 

Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образова­ние, распределение и использование денеж­ных фондов.

Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятие “субъект финансового права” и “субъект (или участник) финан­сового правоотношения”, хотя они во многом совпадают.

Субъект финансового права это лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.

Субъект финансового пра­воотношения это реальный участник конкретных правоот­ношений.

Юридические права и обязанности в сфере финансо­вой деятельности принадлежат субъектам финансовогальный участник конкретных правоот­ношений.

Юридические права и обязанности в сфере финансо­вой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от учас­тия в конкретных правоотношениях.

Особенности круга субъектов финансового права раскрывает их подразделение на триосновные группы: а) общественно-территориальные образования: б) коллективные субъекты - оргнизации: в) индивидуальные субъекты – граждане РФ и иностранные граждане.

К общественно-территориальным образованьям — субъек­там финансового права РФ относятся государство РФ, субъекты РФ, автономные и административно-территориальные образования, в лице их специально уполномоченных органов сфере финансовой деятельности.

Такой круг субъектов свойственен бюджетным правоотноше­ниям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами, что выражает принцип народо­властия, закрепленный в Конституции РФ.

Принадлежность бюджета общественно-территориальным образованиям являет­ся и необходимым атрибутом, отражающим их организован­ность в соответствующую единицу — государство, автономию, административно-территориальное подразделение.

Коллективными субъектами финансового права являются государственные и муниципальные, коммерческие и некоммерческие организации – юридические лица, основанные на разных формах собственности, перечень и статус которых определяется нормами гражданского законодательства. Они вступают в финансовые правоотношения по поводу уплаты налогов и других обязатель­ных платежей государству, использования дотаций из бюджета, государственного кредита, других источников финансирования.

Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обяза­тельно в финансовых правоотношениях. В их круг входят органы представительной власти и исполнительной власти фе­дерального уровня и субъектов Федерации.

Особую группу составляют органы местного самоуправле­ния, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения. Участие в правоотношениях не только органов государствен­ного управления, но и органов представительной власти — ха­рактерная особенность круга субъектов финансового права, в отличие, например, от административного права, субъектами которого органы представительной власти не являются.

Индивидуальные субъекты финансового права — это граж­дане. Их права и обязанности связаны главным образом с налоговыми и другими обязательными платежами, поступаю­щими в распоряжение государства. Законодательство устанав­ливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышающего уста­новленный необлагаемый минимум, или определенного имущес­тва, подлежащего налогообложению (строения, транспортные средства, земельный участок и др.).