Понятие и общая характеристика бюджетных прав

Бюджетное устройство в Российской Федерации

Согласно БК РФ под бюджетным устройством понима­ется организация бюджетной системы и принципы ее постро­ения. Как видно из определения, бюджетное устройство вклю­чает в себя два составляющих элемента: а) бюджетную систему; б)принципы построения бюджетной системы. Бюджетная система любого государства определяется госу­дарственным и административно-территориальным устройст­вом (делением). Поэтому в конфедеративном, федеративном и унитарном государствах оно будет разным.

Россия является федеративным государством. В связи с разграничением компетенции между Российской Федерацией и субъектами федерации вытекает необходимость существования федерального бюджета и бюдже­тов каждого из ее субъектов. А наличие административно-территориальных образований в рамках субъектов Российской Федерации предполагает и наличие местных бюджетов.

БК РФ определяет бюджетную систему как осно­ванную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, республиканских бюджетов республик в составе РФ, бюджетов национально-государственных и административно-территори­альных образований Российской Федерации.

Исходя из особенностей государственного и административ­но-территориального устройства (деления) Российской Федера­ции, ее бюджетная система представлена следующими видами бюджетов:

1) федеральный бюджет (республиканский бюджет РФ);

2) бюджеты субъектов Российской Федерации, в том числе: республиканские бюджеты республик в составе РФ; краевые бюджеты краев

3) местные бюджеты (городские бюджеты городов, районные бюджеты районов в городах.)

Вторым составляющим элементом бюджетного устройства Российской Федерации являютсяпринципы (основные начала) построения бюджетной системы. По БК к ним относятся принципы единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ.

Принцип единства бюджетной системы обеспечивается еди­ной правовой базой; едиными бюджетными классификациями, используемыми на всей территории РФ; единством формы бюджетной документации (учетной, отчетной, статистической и т.д.); предоставлением с одного уровня бюджета на другой статистической и бюджетной информации, необходимой для составления консолидированных бюджетов соответствующих уровней, а также согласованными принципами бюджетного процесса и единством денежной системы.

Принцип полноты бюджетной системы обеспечивается дву­мя моментами: полнотой своего структурного состава и полнотой источников дохода, включаемых в бюджеты, и расходов, отно­симых на соответствующий бюджет. Полнота структуры бюд­жетной системы показывает, насколько обоснованным является существование именно тех бюджетов, которые имеют место в России на данном этапе. И в этом плане ее следует признать полной, поскольку она соответствует государственному и адми­нистративному устройству (делению) Российской Федерации как основному критерию своего обоснования.

Принцип полноты обеспечивается и включением в бюджетную систему практически всех видов источников дохода, имеющих место на территории Российской Федерации. В этом состоит принципиальное отличие бюджетов от других денежных фондов.

Принцип реальности бюджетной системы должен обеспечи­ваться реальными поступлениями денежных средств в бюдже­ты всех уровней. С этой целью в законодательном порядке определяются конкретные источники доходив, включаемые в бюджеты разного уровня. Они могут быть собственными и заемными, но эти источники должны реально существовать, а их поступление должно гарантироваться государством.

Принцип самостоятельности бюджетов, как указано в за­конодательстве, обеспечивается наличием собственных источ­ников доходов и правом определять направления их использо­вания и расходования.

Принцип гласности в бюджетной деятельности обеспечива­ется, во-первых, открытым всесторонним обсуждением бюдже­тов на предстоящий год и итогов исполнения бюджетов прошед­шего года и, во-вторых, доведением до всего общества конкрет­ных показателей бюджетов и итогов их исполнения.

Бюджетные права являются неотъемлемым элементом пра­вового статуса любого субъекта бюджетного права. Через систе­му этих прав определяется участие субъектов в формировании бюджетной системы и их взаимоотношения в осуществлении бюджетной деятельности.

Одной из характерных особенностей термина “бюджетные права” является несовпадение его юридического содержания с названием. С точки зрения юридического содержания под бюд­жетными правами понимаются не только права в “чистом” их виде, которые субъект может реализовать, а может и не реализовать, но и юридические обязанности в области бюджета, то есть бюджетные полномочия в целом.

Основными актами, определяющими бюджетные права Рос­сийской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуп­равления, является БК,а также законы республик

в составе РФ и решения представительных органов власти других субъектов РФ, принятые ими в соответствии с россий­скими основами бюджетного законодательства.

В зависимости от группы (вида) бюджетных правоотношений, они могут быть материального и процессуального характера. А по субъектному составу бюджетные права могут принадлежать как конкретным представительным и исполнительным органам власти разного уровня, так и государству в целом, национально-государственным и административно-территориальным обра­зованиям.

Распределение бюджетных прав по вертикали, то есть между представительными и исполнительными органами власти раз­ного уровня, равно как и между Российской Федерацией и ее субъектами, основано на конституционных нормах и договорах о разграничении предметов ведения и полномочий между феде­ральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации. То есть вертикальное распределение бюджетных прав между выше- и нижестоящими субъектами тесно связано с государственным суверенитетом соответствую­щих субъектов.

Распределение же бюджетных прав между представитель­ными и исполнительными органами власти одного уровня (на федеральном, республиканском и т.д.), то есть по горизонтали, основано на конституционных нормах о разделении компетен­ции между различными ветвями власти.

Бюджетные права на федеральном, республиканском, област­ном, краевом и местном уровнях осуществляются соответству­ющими представительными и исполнительными органами влас­ти. В этой связи территориальный уровень рассмотрения бюд­жетных прав является более предпочтительным, так как бюд­жетные права государства, национально-государственных и административно-территориальных образований полностью поглощают бюджетные права органов власти соответствующих образований (территорий).

Таким образом, под бюджетными правами Российской Феде­рации, ее национально-государственных и административно-территориальных образований понимается совокупность их прав и обязанностей в области бюджет. деят-ти, осуществляемых соответств. представит. и исп. орг. власти.