Коммерческий подкуп
Под общим названием «коммерческий подкуп» ст. 204 содержит описание двух тесно связанных преступлений: а) незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, вознаграждения имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (ч. 1 и 2 ст. 204); б) незаконное получение этим лицом такого вознаграждения (ч. 3 и 4 ст. 204).
Объектом данных преступлений являются интересы службы, заключающиеся, в частности, в том, чтобы лицо при выполнении функций управленческого характера в коммерческой или иной организации руководствовалось законными интересами данной организации, а не возможностью получения за эту деятельность незаконного вознаграждения.
Предмет обоих преступлений ничем не отличается от предмета взяточничества.
Действие или бездействие лица, выполняющего управленческие функции, за которое ему передается вознаграждение, должно быть обязательно связано с занимаемым им положением, кругом принадлежащих ему прав и выполняемых обязанностей. Ценности и услуги имущественного характера могут передаваться как стимул к заключению делового соглашения или, наоборот, чтобы сделка не состоялась.
В отличие от взяточничества, при коммерческом подкупе большое значение имеет наличие или отсутствие предварительной договоренности. В случаях, когда материальные ценности и услуги передаются лицу, выполняющему управленческие функции, при отсутствии предварительной договоренности в качестве благодарности, сувенира или просто подарка в связи с занимаемым им положением, состав коммерческого подкупа отсутствует. Кроме того, коммерческий подкуп не может иметь место за общее покровительство и попустительство по службе. В остальном объективная сторона и момент окончания коммерческого подкупа аналогичны взяточничеству.
Субъектом получениянезаконного имущественного вознаграждения является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в любой некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением.
Субъект незаконной передачи коммерческого подкупа – общий.
С субъективной стороны коммерческий подкуп – умышленное преступление. Мотив у лица, принимающего вознаграждение, корыстный; мотивы незаконной передачи вознаграждения могут быть различными. Цель у субъекта, передающего незаконное имущественное вознаграждение лицу, выполняющему управленческие функции, – побудить последнего совершить действие (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.
Квалифицирующие признаки коммерческого подкупа (совершение соответствующего деяния группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, вымогательство подкупа) понимаются так же, как и при взяточничестве.
Закон установил два самостоятельных основания освобождения от уголовной ответственности только для лиц, осуществивших незаконную передачу вознаграждения управленческому работнику коммерческой или иной организации: 1) вымогательство этого вознаграждения; 2) добровольное сообщение о состоявшемся подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Оба основания понимаются так же, как при взяточничестве.
Модуль 6. Преступления против общественной безопасности
и общественного порядка. Преступления против государственной
власти. Раздел 13. Преступления против государственной власти.
Лекция 56. Преступления против правосудия и порядка
управления. 2 часа
План лекции:
1. Понятие и общая характеристика преступлений против правосудия.
2. Заведомо ложный донос.
3. Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста
или неправильный перевод.
4. Отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний.
5. Понятие и общая характеристика преступлений против порядка управления.
6. Преступления, посягающие на субъектов управленческой деятельности.