Понятие и объект служебных преступлений

Лекция 53. Понятие и общие признаки служебных преступлений. 2 часа

Шпионаж

 

По объекту, предмету, объективной и субъективной стороне самостоятельный состав шпионажа идентичен со шпионажем как видом государственной измены (ст. 275). Отличие происходит по субъекту – при государственной измене им может быть только гражданин России, а при шпионаже по ст. 275 – только иностранец или лицо без гражданства (апатрид).

Необходимо отметить еще одно отличие между ответственностью российских граждан и иностранцев за передачу или собирание иных (кроме государственной тайны) сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ. При совершении указанных действий не по заданию иностранной разведки, а по собственной инициативе российский гражданин может нести ответственность за государственную измену в виде иного оказания помощи в проведении враждебной деятельности; ответственность же иностранца вообще исключается ввиду отсутствия признаков шпионажа.

На состав шпионажа распространяется примечание к ст. 275 об условиях освобождения от уголовной ответственности.

 

Модуль 6. Преступления против общественной безопасности
и общественного порядка. Преступления против государственной
власти. Раздел 13. Преступления против государственной власти.

План лекции:

 

1. Понятие и объект служебных преступлений.

2. Субъект служебных преступлений.

 

 

Принятие в 1994 г. первой части нового Гражданского кодекса РФ, где проводилось четкое разграничение между коммерческими и некоммерческими организациями, поставило вопрос о реформировании и уголовного законодательства об ответственности за преступления по службе, поскольку управленческие работники коммерческих негосударственных организаций нередко совершали общественно опасные деяния, требующие уголовно-правового регулирования. Также ранее действовавшая формулировка понятия должностного лица не охватывала и управленческих работников муниципальных структур.

В связи с этим УК РФ 1996 г. кардинально изменил существовавшую в советском уголовном законодательстве регламентацию ответственности за должностные преступления. Отказавшись от самого этого термина и признав принципиальное различие между преступлениями лиц, привлеченных к отправлению публичных функций, и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, не относящихся к публичным органам власти и управления, законодатель уже в названиях соответствующих глав УК, где изложены составы этих преступлений, отразил их специфические особенности, связанные, в первую очередь, с объектами посягательств. Это глава 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» и глава 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях».

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления – это предусмотренные УК РФ деяния, посягающие на нормальную, регламентированную законом деятельность публичного аппарата управления, совершенные служащими (должностными лицами) этого аппарата с использованием служебных полномочий, а также лицами, осуществляющими функции публичного аппарата управления по специальному поручению (полномочию).

Под преступлениями против интересов службы в коммерческих и иных организациях следует понимать такие общественно опасные деяния, которые посягают на нормальную деятельность коммерческих и иных организаций и причиняют либо создают угрозу причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Как уже указывалось, основным специфическим различием между преступлениями, предусмотренными в главах 23 и 30 УК, является объект.

Родовым объектом преступлений, предусмотренных главой 30 УК РФ, является государственная власть, то есть система деятельности народа, составляющих его общностей и индивидов, а также создаваемых ими органов по осуществлению принадлежащих им публичных прав, свобод, предоставленных полномочий, обязанностей и возможной ответственности, выражающих их социальное качество и потребности. Государственная власть (законодательная, исполнительная и судебная) осуществляется посредством деятельности федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов РФ. Кроме того, закон может наделять отдельными государственными полномочиями и органы местного самоуправления.

Государственная власть упомянута и как возможный видовой объект посягательства в названии главы 30 УК РФ, где к таковому отнесены также интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Интересы государственной и муниципальной службы заключаются, прежде всего, в четком, полном и своевременном выполнении задач публичного управления, стоящих соответственно перед каждым государственным органом и органом местного самоуправления.

Глава 23 расположена в разделе VIII «Преступления в сфере экономики», в связи с чем родовым объектом данной группы преступлений является экономика, понимаемая как совокупность производственных (экономических) отношений по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ.

Видовым объектом преступлений, предусмотренных в главе 23, является нормальная деятельность коммерческих и иных организаций, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями. Интересы службы в данном случае заключаются в правильном и четком функционировании аппаратов управления этими организациями, надлежащем исполнении управленческими работниками своих функций в соответствии с задачами и на благо организаций, общества и государства в целом.