Понятие и уголовно-правовое значение амнистии

Лекция 34. Амнистия. Помилование. Судимость. 2 часа

Уголовно-правовые меры.

Модуль 4. Наказание. Раздел 9. Освобождение от уголовной ответственности и наказания. Судимость. Принудительные

План лекции:

1. Понятие и уголовно-правовое значение амнистии.

2. Понятие и значение помилования

В соответствии с п. «е» ч. 1 ст. 103 Конституции Российской Федерации объявление амнистии относится к исключительному ведению Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Акт об амнистии (постановление Государственной Думы) принимается на сессии простым большинством голосов, подписывается председателем Думы и вступает в силу в момент официального опубликования.

Акт об амнистии не отменяет положений УК РФ о наказуемости перечисленных в нем деяний и не аннулирует вступившие в законную силу обвинительные приговоры лиц, попадающих под амнистию. Он является проявлением гуманизма по отношению к субъектам, нарушившим уголовный закон, и представляет собой акт государственного прощения преступников.

Акт об амнистии может освобождать лиц, совершивших преступления, от уголовной ответственности или от наказания, заменить неотбытую часть наказания более мягким видом или освободить от дополнительного наказания. Если лицо уже отбыло назначенное наказание, акт об амнистии может снять с него судимость.

Как правило, акты об амнистии принимаются в связи с какими-либо важными событиями государственного значения. Так, в последнее время акты об амнистии принимались в связи с юбилейными годовщинами победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. Акт об амнистии является нормативным актом, поскольку он распространяется на индивидуально неопределенные категории указанных в нем лиц. Например, амнистия может распространяться на совершивших преступления участников Великой Отечественной войны, женщин, имеющих несовершеннолетних детей, инвалидов первой и второй групп, несовершеннолетних, беременных женщин. Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 5 июля 2001 г. № 11-П, по своей правовой природе постановление об амнистии фактически приравнивается к закону, поскольку акты ниже уровня закона не должны в каком бы то ни было отношении ему противоречить, препятствуя его применению. Инициатива издания акта об амнистии принадлежит Президенту и Правительству России, объединениям депутатов Государственной Думы, фракциям или отдельным депутатам и другим субъектам законодательной инициативы.

Акт об амнистии распространяется только на преступные деяния, совершенные до его принятия. Если преступление было начато до издания акта об амнистии, а закончено после его издания (например, длящиеся и продолжаемые преступления), то оно считается совершенным после выхода постановления, и амнистия к нему не применяется. Лишь в исключительных случаях, специально оговоренных в тексте, акт об амнистии может применяться в отношении деяний, совершенных в определенный период после издания этого акта (обычно при выполнении каких-либо специальных условий). Освобождение от уголовной ответственности или от наказания по амнистии производится только с согласия самого освобождаемого лица. Прекращение уголовного преследования при этом не порождает права на реабилитацию, поскольку представляет собой специфическую форму прощения виновного лица от имени государства.

Во второй половине 1990-ых годов в этой сфере доминировала чрезвычайно либеральная политика. За шесть лет с 1995 г. по 2000 г в стране было объявлено десять амнистий. В результате сформировалась категория лиц, которые, систематически совершая преступления, подпадали то под одну амнистию, то под другую. Хотя одной из основных причин использования амнистии официально представлялась необходимость разгрузить места лишения свободы, однако, амнистия широко применялась и к условно осужденным, а также к лицам, осужденным к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Думается, что для усиления контроля за качеством и эффективностью применения амнистии ее следует объявлять не Постановлением Государственной Думы, а Федеральным законом, принимаемым в общем порядке.