Смертная казнь

Пожизненное лишение свободы

 

До июля 2007 г. пожизненное лишение свободы устанавливалось только как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь (предусматривалось в этом качестве в санкциях пяти составов преступлений), и могло назначаться в случаях, когда суд сочтет возможным не применять смертную казнь. Федеральный закон от 21.07.2004 г. № 74-ФЗ изменил редакцию ст. 57 УК РФ таким образом, что пожизненное лишение свободы перестало быть теперь альтернативой только смертной казни и предусматривается как за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против общественной безопасности. Одновременно пожизненное лишение свободы появилось в санкции ч. 3 ст. 205 УК РФ, предусматривающей ответственность за особо квалифицированный терроризм, при отсутствии в этой же санкции наказания в виде смертной казни.

Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста. Конституционный суд своим определением от 14.10.2004 № 321-О признал, что правило ч. 2 ст. 57 УК РФ не носит дискриминационного характера и не нарушает конституционный принцип равенства всех лиц перед законом, независимо, в том числе, от пола и возраста.

 

 

В соответствии с ч. 2 ст. 20 Конституции Российской Федерации, смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Ст. 59 УК РФ предусматривает, что смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.

В настоящее время смертная казнь предусмотрена в санкциях пяти статей Особенной части УК РФ, где в качестве альтернативного наказания содержится пожизненное лишение свободы. Это – ч. 2 ст. 105 УК РФ (квалифицированное убийство), ст. 277 УК РФ (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), ст. 295 УК РФ (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), ст. 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), ст. 357 УК РФ (геноцид).

Смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста. Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

Современная уголовная политика государства в качестве одного из главных ориентиров имеет полную отмену смертной казни. В настоящее время этот вопрос широко обсуждается в научной литературе, вызывает активные дискуссии в общественной и политической жизни. Главной причиной этого служит вступление России 28 февраля 1996 г. в Совет Европы и подписание представителем России в апреле 1997 г. Протокола № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в ст. 1 которого установлено, что «смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен». Одним из условий принятия России в Совет Европы было в течение одного года с этого момента подписать и в течение трех лет ратифицировать Протокол № 6 об отмене смертно казни. Однако это условие до сих пор не выполнено. Проблема в том, что, как показывают регулярные опросы общественного мнения, подавляющее большинство россиян выступают резко против отмены смертной казни. В соответствии со ст. 3 Конституции единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Поэтому Президент России, парламент и правительство считаются с мнением народа, хотя их позиция однозначна: смертная казнь должна быть исключена из российского законодательства.

Проблема отмены смертной казни осложнена еще и тем, что она упоминается в Конституции Российской Федерации, а внесение изменений в Конституцию – очень трудоемкий и длительный процесс. Пока действует своеобразный мораторий на назначение наказания в виде смертной казни. 2 февраля 1999 года Конституционный Суд РФ принял постановление, в соответствии с которым нельзя назначать наказание в виде смертной казни, поскольку суды с участием присяжных заседателей на тот момент были созданы в качестве эксперимента только в девяти субъектах федерации. Такое положение нарушало конституционный принцип равенства граждан перед законом и судом, поскольку в ст. 20 Конституции установлено, что любой, совершивший преступление, караемое смертной казнью, имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. На практике эти преступники оказывались в неравном положении в зависимости от того, создан в субъекте федерации, где совершено преступление, суд присяжных, или нет. Конституционный суд запретил назначать наказание в виде смертной казни до создания судов с участием присяжных заседателей во всех субъектах РФ независимо от того, существует ли такой суд в субъекте, где рассматривается уголовное дело.

В настоящее время суды с участием присяжных заседателей действуют почти во всех регионах России. Пока их нет только в Чеченской республике. После того, как этот суд начнет действовать и там, запрет Конституционного Суда РФ на применение смертной казни перестанет действовать и вопрос с отменой смертной казни придется решать по существу.

, нительного приговора в законую анительным правоотношениемтвенного осуждения. жено, вина его доказана и выяснено, что нет обстоя. йнин, Г. х лицо в качестве лювенных органов, возбуждающих уголовное дело и привлекающих лицо в качестве лювиняемого