Понятие и признаки системы наказаний по российскому уголовному праву

Предупреждение совершения новых преступлений как цель уголовного наказания

Исправление осужденного как цель уголовного наказания

Восстановление социальной справедливости как цель уголовного наказания

 

Прежде всего, следует отметить, что цель восстановления социальной справедливости ставится только Уголовным кодексом РФ и отсутствует в Уголовно-исполнительном кодексе РФ, где предусмотрены остальные цели и средства их достижения. Это значит, что указанная цель достигается, полностью реализуется уже в момент назначения наказания.

Социальная справедливость – это философская категория, содержание которой понимается как признанное обществом соответствие между деянием и воздаянием, между подвигом и наградой, между преступлением и наказанием. Государство стремится формализовать нравственные постулаты в содержании юридических, в частности, уголовно-правовых норм. Поэтому социальная справедливость внешне выступает как баланс общественных интересов, представляемых различными субъектами уголовно-правового правового регулирования.

Восстановление социальной справедливости не следует понимать буквально, как полную реставрацию ситуации, существовавшей до преступления. Так, применение штрафа за корыстное преступление не является восстановительной санкцией, поскольку он целиком уходит в доход государства, а не потерпевшему. Социальная справедливость как равновесие различных общественных интересов, восстанавливается, если наказание, во-первых, является неотвратимым. Безнаказанное преступление способствует дальнейшему нарушению существующего в обществе порядка. Во-вторых, социальная справедливость восстанавливается, если деяние правильно квалифицировано, а назначенное наказание соответствует характеру и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и другим фактическим обстоятельствам дела.

Поэтому выделяют два аспекта социальной справедливости: уравнивающий и распределяющий. Суть уравнивающего аспекта можно определить словами «равное отношение к равному». Практически это означает, что за каждым преступлением должно следовать наказание (кроме случаев, когда имеются законные основания для освобождения от уголовной ответственности и наказания), поскольку безнаказанность является мощным стимулов для совершения новых преступлений. Распределяющий аспект справедливости звучит как «неравное отношение к неравному», что подразумевает индивидуализацию наказания в зависимости от опасности совершенного деяния и особенностей личности виновного. Оба эти аспекта социальной справедливости при назначении наказания реализуются одновременно и, упрощенно говоря, означают, что наказаны должны быть все, нарушившие закон, но наказаны – по-разному, чтобы всякий раз при назначении наказания устанавливалось признанное обществом соотношение между тяжестью преступления и видом и размеров наказания.

Поэтому восстановление социальной справедливости как цель уголовного наказания означает, что за совершенное преступление неотвратимо назначается сбалансированное наказание, которое воспринимается как должное не только потерпевшим, но и обществом в целом, а также самим виновным лицом.

 

 

Ранее действовавший УК РСФСР предусматривал две цели наказания - исправление и перевоспитание. Теорией и практикой они воспринимались как парные категории.

Перевоспитание понималось как такое воздействие наказания на осужденного, результатом которого является коренная переделка основных свойств характера и личности виновного, когда не просто уничтожаются отдельные отрицательные привычки и взгляды, а создаются новые социально полезные личностные установки. Бывший преступник больше не нарушает уголовный закон, поскольку это противоречит его новой системе ценностей. В научной литературе многократно отмечалось, что наказание является довольно грубым инструментом воздействие на сознание человека. Ставить перед ним такую сложную цель как перевоспитание – значит явно переоценивать возможности этого института уголовного права. Более рационально воспитывать людей, а в случае необходимости их перевоспитывать, используя педагогические и психологические механизмы, лишенные элементов, существенное ограничивающих права и свободы человека, характерные для уголовного наказания. Законодатель пришел к выводу, что ставить перед наказанием цель перевоспитания осужденного нецелесообразно и неэффективно. Поэтому в ч. 2 ст. 43 УК РФ теперь говорится только лишь о цели исправления.

По мнению Н.А. Беляева, исправление - это такое изменение в сознании преступника, когда он, не превращаясь в активного и сознательного гражданина, становится безопасным для общества. В ст. 9 УИК РФ исправление определяется как формирование у осужденного уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование законопослушного поведения. Представляется, что такое, законодательно определенное понимание исправления является слишком широким и в значительной мере по своему содержанию перекрывает понятие перевоспитания, исключенное из УК РФ. Действительно, уважительное отношение к закону, если оно не было сформировано в юные годы в семье и школьном коллективе, может быть достигнуто органами, исполняющими уголовное наказание, лишь путем уничтожения отрицательных привычек и взглядов осужденного и создания взамен новых социально полезных установок личности. Такой результат больше похож на перевоспитание, как оно понимается в теории уголовного права. Поэтому исправление, как цель уголовного наказания, надо понимать более узко и конкретно.

Исправление – это несовершение осужденным нового преступления в силу нежелания вновь подвергнуть уголовному наказанию, которое он однажды уже испытал. Исправление осужденного достигается главным образом в результате реализации карательного содержания наказания. Бывший преступник становится безопасным, поскольку в нем сильно чувство страха перед возможным наказанием.

 

 

Цель предупреждения совершения новых преступлений может быть рассмотрена в двух аспектах: 1) предупреждение совершения новых преступлений самим осужденным (специальное предупреждение); 2) предупреждение совершения преступлений иными лицами (общее предупреждение).

В теории уголовного права сформулировано две позиции относительно содержания цели специального предупреждения преступления.

Первая из них исходит из того, что цель исправления охватывается целью специального предупреждения. Цель специального предупреждения считается достигнутой как в том случае, когда виновный исправился и не совершает новых преступлений, так и тогда, когда он в процессе отбывания наказания не исправился, но новых преступлений не совершает, поскольку это не дают сделать режимные ограничения, определяющие порядок исполнения наказания (А.А. Пионтковский).

В соответствии с другой позицией цели исправления и специального предупреждения являются полностью самостоятельными (Н.А. Беляев). Специальное предупреждение преступлений достигается исключительно за счет лишения осужденного физической возможности совершить новое преступление. Это достигается, например, путем изоляции от общества в случае применения лишения свободы. Осужденный, конечно, может совершить преступление в отношении представителей администрации исправительной колонии или в отношении таких же осужденных, однако, на срок, указанный в приговоре, он лишен физической возможности совершить преступление против остальных граждан, находящихся на свободе. В случае применения альтернативных наказаний (штраф, обязательные работы, исправительные работы) осужденный ставится на учет в уголовно-исполнительную инспекцию, что в значительной степени затрудняет совершение новых преступлений. Если назначается наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, то осужденный утрачивает возможность злоупотреблять должностными полномочиями или превышать их.

Специальное предупреждение как цель уголовного наказания заключается в лишении осужденного технической или физической возможности совершить новое преступление. Это достигается, прежде всего, за счет его изоляции от общества и последующем контроле за поведением в процессе отбывания наказания (в случае осуждения к лишению свободы). При осуждении к другим видам наказаний специальное предупреждение достигается за счет лишения осужденного тех благ и полномочий, используя которые он совершил преступления. Специальное предупреждение реализуется в процессе исполнения назначенного наказания.После того как наказание будет отбыто, специальное предупреждение может быть дополнено исправлением осужденного.

Каждое преступление нарушает охраняемую уголовным законом систему общественных отношений и показывает пример другим лицам, как совершать аналогичные деяния. Поэтому наказание имеет одной из своих целей удержание от совершения подобных преступлений других субъектов. Общее предупреждение как цель уголовного наказания заключается в предупреждении совершения преступлений уже не самим осужденным, а всеми иными лицами.

Большинство граждан соблюдает требования уголовного закона потому, что это соответствует их собственным интересам. Определенная часть лиц не совершает преступлений потому, что учитывает возможность быть наказанным за это. И, наконец, находятся такие, которые, несмотря на угрозу наказанием, все-таки преступления совершают. Возникает вопрос: каков механизм реализации общепредупредительного воздействия? За счет чего наказание, применяемое к конкретному лицу, оказывает удерживающее воздействие на иных граждан?

Момент общего предупреждения проявляется уже в самом существовании уголовного закона, запрещающего под страхом наказания совершение преступления. Уголовно-правовая норма определяет, какие общественно опасные деяния являются преступными, и, устанавливая наказание, подлежащее применению к лицам, совершившим преступления, тем самым оказывает предупредительное воздействие на всех субъектов уголовно-правового регулирования. Это предупредительное воздействие состоит в том, что в индивидуальном сознании создается отчетливое представление об определенных действиях как преступных, которые устойчиво ассоциируются с наказанием, выступающим последствием их совершения. Каждый случай реального применения уголовного наказания за конкретное преступление дополняет это удерживающее воздействие от нарушений закона лицами, которым стало известно об этой реакции государства. Чем большую огласку в печати, обществе получает факт применения наказания за преступление, тем сильнее он стимулирует субъектов уголовно-правового регулирования к законопослушному поведению.

В теории уголовного права было высказано мнение о том, что общепредупредительное воздействие наказания распространяется только на неустойчивых лиц, склонных к совершению преступления (Н.А. Беляев, А.Л. Ременсон). С этим выводом нельзя согласиться, потому что он противоречит конституционному и уголовно-правовому принципу равенства граждан перед законом. Ошибочно считать, что общепредупредительное воздействие наказания обладает избирательностью и кого-то обходит. Неправильно делить все население на потенциальных преступников и законопослушных граждан. Общепредупредительное воздействие наказания в отношении большинства граждан обеспечивается не за счет их устрашения, а путем укрепления чувства уважения к закону, активизации их позитивного правомерного поведения, в том числе и в форме противостояния преступным проявлениям.

Сущность общего предупреждения заключается в неотвратимом применении наказания ко всем преступникам, чтобы представление о преступлении, с которым субъекты связывают различные выгоды и наслаждения, было вытеснено из их сознания другим представлением – о грозящем наказании, с которым отчетливо связаны лишение и ограничение прав и свобод преступника.

Специальное предупреждение всегда стоит на первом плане в правоприменительной деятельности, а общее предупреждение реализуется лишь в тех пределах, в которых это позволяет делать основная цель – предупреждение совершения новых преступлений самим осужденным. Смещение акцента в балансе этих двух целей может привести к опасности применения так называемых «примерных наказаний», когда один пойманный преступник наказывается чрезмерно строго, за всех непойманных. Такая практика ведет к несправедливому усилению уголовной репрессии.

Модуль 4. Наказание. Раздел 7. Уголовная ответственность и наказание. Лекция 24. Понятие системы наказаний. Основные и дополнительные наказания. Виды наказаний: штраф. 2 часа

План лекции:

1. Понятие и признаки системы наказаний по российскому уголовному праву.

2. Основные и дополнительные наказания.

3. Штраф.

Для того, чтобы суд мог избрать наказание, в полной мере учитывающее характер и степень общественной опасности совершенного деяния, личность виновного и другие обстоятельства дела, уголовный закон предусмотрел различные виды наказаний, различающиеся по своему карательному содержанию, условиям и порядку применения. Перечень видов наказаний определен в ст. 44 УК РФ.

Вид наказания – это конкретная мера государственного принуждения, имеющая специфическое содержание, соответствующее наименованию, и входящая в качестве самостоятельного элемента в систему наказания. Системой наказаний является установленный уголовным законом, обязательный для суда, исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке в зависимости от степени их тяжести. Проанализируем признаки системы наказаний.

1. Система наказаний устанавливается только уголовным законом. Это значит, что никакие другие меры принудительного воздействия на правонарушителя, предусмотренные иными отраслями права (административным, трудовым), даже совпадающие по названию с санкциями, предусмотренными УК РФ, не являются элементами системы наказаний и не могут назначаться судами за преступление.

2. Система наказаний обязательна для суда. При определении конкретного вида наказания виновному лицу суд руководствуется этой системой и не может выйти за ее пределы, не может избрать принудительную меру воздействия виновному лицу, которая этой системой не предусмотрена.

3. Система наказаний – исчерпывающий перечень видов наказаний. В ст. 44 УК РФ дается исчерпывающий перечень видов наказаний. Это – штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь. В ранее действовавшем УК РСФСР некоторые виды наказаний предусматривались законом, но не были включены в систему, хотя активно применялись в судебной практике. Это – смертная казнь и условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением к труду.

4. Отдельные наказания внутри системы расположены в определенной последовательности таким образом, что каждое последующее наказание является более строгим чем предыдущее, то есть в порядке возрастания их карательного содержания. Такое расположение видов наказаний внутри системы имеет большое практическое значение. УК РФ содержит два института, реализация которых невозможна без точного знания относительной жесткости-мягкости различных видов наказания. Это – назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступления (ст. 64 УК РФ) и замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ). Для применения этих норм более мягкие виды наказаний достаточно легко можно определить, обратив внимание на те, которое в системе находятся выше наказания, подлежащего замене. Интересно, что в ранее действовавшем УК РСФСР система наказаний и санкции статей Особенной части были построены в обратном порядке, по убыванию карательного содержания каждого вида. Действующий уголовный закон изменил порядок расположения наказаний, чтобы чисто технически более строгие виды наказаний попадали во внимание суда только тогда, когда менее строгие виды, по его мнению, не могут достичь цели, которые ставятся перед наказание в каждом конкретном случае.

Действующая система наказаний включает два вида, которые еще не применяются на практике. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 10.01.02 № 4-ФЗ) положения о наказаниях в виде ограничения свободы и ареста вводятся в действие по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но при этом о наказании в виде ограничения свободы – не позднее 2005 г., о наказании в виде ареста – не позднее 2006 г. Установленные сроки давно прошли, однако, положение об этих видах наказания так и не введены в действие, поскольку в настоящее время в Государственной Думе РФ рассматривается внесенный Правительством России проект Федерального закона, в соответствии с которым арест исключается из системы наказаний, поскольку его применение требует очень больших бюджетных затрат на строительство арестных домов. Кроме того, по карательному содержанию арест оказался более строгим видом наказания, чем лишение свободы на тот же срок. Ограничение свободы планируется сохранить в системе наказаний, но в значительной степени изменить содержание, порядок и условия его исполнения в сравнении с тем, которое сейчас предусмотрено УК РФ и УИК РФ.

Федеральным законом от 08.12.03 г. № 162-ФЗ конфискация имущества исключена из системы наказаний и всех санкций статей Особенной части УК РФ. Законодатель посчитал, что после увеличения максимального размера штрафа до одного миллиона рублей, он может быть реальной альтернативой конфискации имущества. Кроме того, некоторые виды конфискации предусмотрены УПК РФ. Однако более чем двухлетняя практика показала необоснованность такого законодательного решения. Поэтому Федеральным законом от 27.07.06 г. № 153 ФЗ конфискация имущества была возвращена в Уголовный кодекс, но уже не в качестве наказания, а как уголовно-правовая мера (Глава 15-1 УК РФ).

Следует отметить, что многие виды наказаний, предусматривавшиеся УК РСФСР, не были включены в систему УК Российской Федерации. Так, например, ссылка и высылка не вошли в новый уголовный закон в силу архаичности их содержания, не отвечающего современным условиям общественной жизни, когда бурное развитие получили все виды связи и транспорта, что не позволяет достичь цели, ставившиеся когда-то перед этими наказаниями.

Увольнение от должности не попало в УК РФ, поскольку по своей правовой природе оно скорее является мерой дисциплинарного взыскания. Наказание в виде возложения обязанности загладить причиненный вред также не вошло в новый уголовный закон. По содержанию эта мера является восстановительной санкцией гражданско-правового характера, а не наказанием. Общественное порицание было самым мягким наказанием по УК РСФСР. Настолько мягким, что его карательная сила практически имела нулевое значение. Это была, скорее, мера общественного воздействия, которой не место в Уголовном кодексе.

Содержание системы наказаний менялось и будет модифицироваться в соответствии с изменениями исторических условий жизни российского общества.