Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или 5 страница

Посредник — это лицо, которое, действуя по поручению взяткодателя или взяткополучателя,

непосредственно передает предмет взятки. В отличие от взяткодателя — лица, заинтересованного в

соответствующих действиях получателя взятки, посредник, передающий взятку по его поручению, не

добивается за счет этого материального вознаграждения совершения или несовершения должностным лицом

каких-либо действий по службе в своих интересах. Посредник представляет чужие интересы, выступает не от

своего имени. Решение о даче взятки принимает взяткодатель: посредник лишь осуществляет его волю.

Действия посредника со стороны взяткодателя квалифицируются как соучастие в даче взятки, если, конечно, он

осознавал, что передаваемые им ценности или предоставляемые услуги являются взяткой.

В практике следственных и судебных органов нередко встречаются случаи так называемого мнимого

посредничества. Если лицо получает от взяткодателя деньги или иные ценности для передачи должностному

лицу и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное следует квалифицировать как хищение чужого

имущества путем мошенничества (ст. 159 УК РФ) или присвоения (ст. 160 УК РФ) в зависимости от

обстоятельств дела. Когда же в целях завладения имуществом взяткодатель склоняется им к даче взятки,

действия мнимого посредника помимо мошенничества должны дополнительно квалифицироваться как

подстрекательство к даче взятки. Действия взяткодателя в обоих случаях квалифицируются как покушение на

дачу взятки.

Дача взятки отнесена к числу преступлений средней тяжести, а при наличии квалифицирующих

признаков (ч. 2 ст. 291 УК РФ) — к тяжким преступлениям.

В примечании к ст. 291 УК РФ предусмотрены два самостоятельных основания освобождения

взяткодателя от уголовной ответственности:

1) если в отношении него со стороны должностного лица имело место вымогательство взятки;

2) если он после дачи взятки добровольно сообщил о случившемся органу, имеющему право возбуждать

уголовное дело.

При выявлении любого из этих обстоятельств органы предварительного следствия, прокурор или суд

обязаны освободить взяткодателя от уголовной ответственности.

Вымогательство взятки как основание, влекущее освобождение взяткодателя от уголовной

ответственности, понимается точно так же, как и вымогательство, являющееся квалифицирующим признаком

получения взятки.

Норма об освобождении взяткодателей от уголовной ответственности в случае их добровольного

сообщения о преступлении по своей направленности является стимулирующей, побуждая виновного к

деятельному раскаянию, к заглаживанию вреда, к разоблачению взяткополучателя.

Добровольное — это сообщение, сделанное не вынужденно, а по собственному желанию взяткодателя

при сознании им того обстоятельства, что о данной им взятке органам власти еще не известно (п. 22

постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.). При указанном выше условии мотивы, по

которым сделано сообщение, и время, которое прошло с момента дачи взятки, решающего значения не имеют.

В частности, сообщение о даче взятки должно быть признано добровольным и в тех случаях, когда

взяткодатель сообщил о преступлении, поскольку должностное лицо, получившее взятку, не выполнило

обещанного. Сообщение о даче взятки может быть устным или письменным и быть сделано органу, имеющему

право возбудить уголовное дело, т. е. прокурору, следователю, органу дознания.

Освобождение взяткодателей от уголовной ответственности по мотивам вымогательства взятки или

добровольного сообщения о даче взятки не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления.

Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей,

переданных в виде взятки, которые подлежат обращению в доход государства.

Совсем иная ситуация имеется в случаях, когда должностное лицо, покушаясь на получение взятки,

требует передачи ему материальных ценностей у гражданина, а последний сообщает об этом в

соответствующие органы, а затем с их ведома и под их контролем для уличения и задержания с поличным

преступника, пытавшегося получить взятку, передает ему деньги или иные ценности. Подобные действия

нельзя рассматривать как провокацию получения взятки, поскольку должностное лицо по своей инициативе

требовало взятку, т. е. уже совершило уголовно наказуемое деяние — приготовление или покушение на

получение взятки, за что и должно нести ответственность. В действиях гражданина в таких случаях нет состава

преступления, так как он не давал должностному лицу взятку, а лишь имитировал ее. Поэтому, в отличие от

случаев дачи взятки с последующим добровольным сообщением о содеянном, материальные ценности должны

быть возвращены гражданину или иному субъекту по принадлежности (п. 23 постановления Пленума

Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.).

Взяточничество — одно из опаснейших и распространенных преступлений, характерное проявление

коррупции. Закон устанавливает ответственность за получение взятки (ст. 290 УК РФ) и за дачу взятки (ст. 291

УК РФ), одновременно предусматривая основания освобождения взяткодателей от уголовной ответственности

в случаях вымогательства взятки со стороны должностного лица или добровольного сообщения о даче взятки

органу, имеющему право возбудить уголовное дело (примечание к ст. 291).

Сутью взяточничества является получение должностным лицом от других лиц или организаций заведомо

незаконного материального вознаграждения за служебное поведение или в связи с занимаемой должностью.__

 

95. Служебный подлог (ст. 292 УК РФ). Закон определяет служебный подлог как внесение должностным

лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся

должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные

документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из

корыстной или иной личной заинтересованности. Именно таким путем субъект совершает посягательство на

нормальную деятельность публичного аппарата управления, что является объектом данного преступления. В

2002 г. было зарегистрировано 8,2 тыс. фактов служебного подлога.

Центральным понятием для данной уголовно-правовой нормы является понятие официального

документа, который является предметом преступления. Многие специалисты понимают под официальным

документом лишь письменные акты, удостоверяющие конкретные факты или события, имеющие юридическое

значение, составленные надлежащим образом и имеющие необходимые реквизиты. Однако в Федеральном

законе от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» документированная

информация (документ) определяется как «зафиксированная на материальном носителе информация с

реквизитами, позволяющими ее идентифицировать» (ст. 2). Закон признает юридическую силу так называемого

электронного документа: «Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с

помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться

электронной цифровой подписью» (п. 3 ст. 5). Поэтому следует согласиться с теми специалистами, которые

допускают документ на любом материальном носителе.

Предметом служебного подлога могут также стать документы, исходящие от частных лиц, различных

коммерческих и некоммерческих организаций, не относящихся к государственным или муниципальным

органам и учреждениям (расписки, обязательства, справки, договоры и т. п.), если эти документы оказываются

в ведении (делопроизводствеД_Ѕє_) государственных или муниципальных структур.

Таким образом, официальный документ в качестве предмета служебного подлога можно определить как

документированную информацию, зафиксированную на любом материальном носителе, выдаваемую

(исходящую) государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и

муниципальными учреждениями, органами управления и должностными лицами Вооруженных Сил РФ, других

войск и воинских формирований РФ, а равно документированную информацию, выдаваемую частными

лицами, коммерческими и иными организациями, находящуюся в ведении государственных и муниципальных

органов и учреждений, для удостоверения фактов и событий, имеющих юридическое значение. В связи с этим

официальные документы порождают для использующих их лиц определенные юридические последствия.

Официальные документы должны содержать необходимые реквизиты в зависимости от характера документа и

его материального носителя и быть подписаны соответствующим должностным лицом либо снабжены

электронной цифровой подписью.

Объективная сторона служебного подлога может быть выполнена одним из двух действий:

1) внесение заведомо ложных сведений в официальные документы;

2) внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание.

Таким образом, подлог может быть материальным — внесение различных изменений в действительный

документ и интеллектуальным — составление ложного по содержанию, но подлинного по форме документа.

Преступление признается оконченным с момента совершения указанных действий независимо от того,

повлекло ли это деяние какие-либо последствия, был ли использован данный подложный документ.

Внесение заведомо ложных сведений в официальные документы — это запись не соответствующей

действительности информации в подлинный документ, который при этом сохраняет все признаки и реквизиты

настоящего. Это деяние может представлять и изготовление полностью поддельного как по форме, так и по

содержанию документа. К данной разновидности подлога относится также пометка документа другим числом,

не соответствующим фактической дате составления или выдачи документа, подделка подписи другого

должностного лица и т. п.

Внесение в официальный документ исправлений, искажающих их действительное содержание, может

быть совершено путем подчистки, дописки и иными способами.

Обязательным условием признания содеянного именно служебным подлогом является совершение

соответствующих действий по отношению к официальным документам должностным лицом или служащим в

связи с исполнением ими своих служебных обязанностей (в рамках или с превышением служебной

компетенции).

Субъектом служебного подлога может быть не только должностное лицо, но и любой государственный

служащий и служащий органа местного самоуправления. Государственным служащим является гражданин

Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по

государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет

средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Муниципальный служащий — это лицо, исполняющее обязанности по муниципальной должности

муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет местного бюджета.

Субъективная сторона служебного подлога характеризуется прямым умыслом. Виновный достоверно

знает, что он вносит в официальные документы ложные сведения, и столь же сознательно совершает иные

действия, составляющие сущность подлога. При этом он должен руководствоваться корыстными или иными

личными побуждениями.

Цель фальсификации должностным лицом или служащим официальных документов закон не

оговаривает. Однако в тех случаях, когда подлог совершается с целью последующего использования ложных

документов для совершения другого тяжкого или особо тяжкого преступления, содеянное должно быть

квалифицировано по совокупности как служебный подлог и приготовление к тяжкому или особо тяжкому

преступлению.

Использование должностным лицом или служащим изготовленных им заведомо фиктивных документов

при совершении хищения чужого имущества путем мошенничества, присвоения или растраты надлежит

квалифицировать по совокупности за хищение и служебный подлог. Точно так же по совокупности

преступлений квалифицируются действия должностного лица или служащего, который использует

подделанный им официальный документ для совершения или сокрытия любого другого преступления. Подлог

не требует самостоятельной квалификации лишь тогда, когда он является конструктивным признаком другого

преступления (например, контрабанды).

Закон считает служебный подлог преступлением небольшой тяжести.__

 

96. Халатность (ст. 293 УК РФ). Федеральный закон 2003 г. существенно изменил признаки уголовно

наказуемой халатности. В настоящее время халатность определяется как неисполнение или ненадлежащее

исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного

отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба. Крупный ущерб исчисляется суммой,

превышающей 100 тыс. рублей.

Объект и субъект халатности по своему содержанию ничем не отличаются от аналогичных понятий,

используемых при характеристике других преступлений против государственной власти, интересов

государственной службы и службы в органах местного самоуправления, и проанализированы выше.

С объективной стороны халатность характеризуется, во-первых, бездействием должностного лица или

ненадлежащим (ущербным) его действием по исполнению своих обязанностей; во-вторых, наступлением

последствий, указанных в законе; в-третьих, причинной связью между ненадлежащим поведением по службе

должностного лица и наступившими последствиями.

При халатности ответственность должностного лица основана на том, что оно не сделало положенного

по службе или сделало это несвоевременно, неполно, неточно, некачественно и т. п. В связи с этим прежде

всего требуется абсолютно точно выяснить на основе соответствующих законов, иных нормативных актов,

приказов, должностных инструкций, какие именно обязанности были в установленном порядке возложены на

данное должностное лицо, что конкретно оно обязано было сделать. Одних общих утверждений о

невыполнении субъектом своих обязанностей, об отсутствии с его стороны должного контроля за поведением

других лиц, его невнимательности и в целом ненадлежащем исполнении обязанностей по службе без

уточнения, в чем именно выражались эти упущения, недостаточно для обвинения в халатности.

Причинная связь между бездействием должностного лица и каким-либо последствием имеется лишь в

том случае, если установлено, что надлежащее выполнение должностных обязанностей исключило бы

наступление вредных последствий.

Субъективная сторона. Халатность — единственное преступление против государственной власти,

интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, совершаемое по

неосторожности. Неосторожная вина может быть в виде легкомыслия либо небрежности. И в том и в другом

случае необходимо обосновать, что должностное лицо не только должно было, но и могло в конкретной

обстановке надлежаще выполнить свои обязанности и тем самым не допустить (предотвратить) вредные

последствия. При этом учитываются как объективные внешние условия, в которых находилось данное

должностное лицо, так и его субъективные возможности, связанные с профессиональной подготовленностью,

опытом, уровнем образования, состоянием здоровья и т. п.

Часть 2 ст. 293 УК РФ предусматривает квалифицированный состав халатности, когда невыполнение или

ненадлежащее выполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие небрежного или

недобросовестного отношения к службе повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или

смерть человека. Особо квалифицированный состав халатности (ч. 3 ст. 293 УК РФ) связан с причинением по

неосторожности смерти двух или более лиц.

Халатность относится к числу преступлений небольшой тяжести, а при наличии квалифицирующих и

особо квалифицирующих обстоятельств — к преступлениям средней тяжести.

От халатности как преступления против интересов службы следует отличать случаи неисполнения или

недобросовестного исполнения профессиональных обязанностей, никак не связанных с должностными

полномочиями субъекта, даже если они у него имеются. Поэтому, например, медицинские работники

государственного учреждения здравоохранения (врач, хирург, медсестра), допустившие небрежность при

проведении лечения, хирургической операции, лечебной процедуры, могут нести ответственность только за

неосторожное преступление против личности.

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение '20 должностных полномочий

(ст. 286 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ) и халатность (ст. 293) — это составы общих преступлений

против государственной власти и интересов службы, которые могут быть совершены в любых звеньях

публичного аппарата управления, работниками этого аппарата. За исключением халатности, все преступления

против интересов службы совершаются умышленно. Обязательным условием уголовной ответственности за

злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий и халатность является

причинение указанных в законе последствий.

 

97. Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования

(ст. 294 УК РФ). В ст. 294 УК РФ предусмотрено два вида состава: в ч. 1 — вмешательство в деятельность

суда, а в ч. 2 — вмешательство в деятельность прокурора, следователя, лица, производящего дознание.

Объективная сторона заключается во вмешательстве в какой бы то ни было форме.

Вмешательство должно быть связано с расследованием и рассмотрением судебных и следственных дел и

направлено на судей, заседателей, прокуроров, т. е. на тех, кто непосредственно выносит приговоры и решения,

проводит расследование или осуществляет надзор за ним. Способы вмешательства могут быть различными:

требования, давление, обещания оказать услуги, угрозы причинить неприятности, ущемить тем или иным

образом законные права и интересы. При этом имеются в виду непроцессуальные формы воздействия, так как

предусмотренные процедурой обращения с ходатайствами, жалобами являются правомерными способами

поведения участников процесса. Не может считаться уголовно-противоправным вмешательством критика

действий судей и работников правоохранительных органов в печати или устных выступлениях, отрицательная

оценка вынесенных решений. Закон должен обеспечить независимость судей, но не может застраховать их от

критики.

Если виновный вмешивается в рассмотрение дела путем подкупа, то он должен привлекаться к

ответственности по совокупности ст. 294 и 291 УК РФ (за дачу взятки); когда же способом воздействия были

посягательство на жизнь, угроза или насилие — по совокупности ст. 294 и 295 или 296 УК РФ.

Субъективная сторона обоих видов деяния — прямой умысел и специальная цель: воспрепятствовать

либо осуществлению правосудия (ч. 1), либо всестороннему, полному и объективному расследованию дела

(ч. 2). Воспрепятствование заключается в создании помех рассмотрению или разрешению дела в суде либо

проведению отдельных следственных действий (обысков, осмотров и др.).

Субъект преступления — любое лицо (в том числе обвиняемый, его родственники).

Квалифицирующим обстоятельством по ч. 3 ст. 294 УК РФ является совершение действий с

использованием своего служебного положения. Понятие использования служебного положения и его

содержание такие же, как и при злоупотреблении полномочиями (ст. 285, 201 УК РФ). Следовательно,

субъектом этого вида состава может быть только должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие

функции в коммерческой или иной организации.

Деяния, наказуемые по ч. 1 и 2 ст. 294 УК РФ, относятся к преступлениям небольшой тяжести, а по

ч. 3 — средней тяжести.__

 

 

98. Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование

(ст. 295 УК РФ). Наиболее опасным преступлением, направленным против судей, следователей и других

участников процесса, является посягательство на их жизнь.

Объективная сторона посягательства на жизнь заключается в убийстве или покушении на него.

Состав формальный, преступление окончено в момент посягательства независимо от наступивших

последствий.

Ответственность по ст. 295 УК РФ наступает, когда посягательство было направлено на жизнь лиц,

перечисленных в диспозиции этой статьи: судей, присяжных заседателей, иных лиц, участвующих в

отправлении правосудия, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, защитника, эксперта,

специалиста, судебного пристава, судебного исполнителя либо их близких. Те же действия в отношении других

сотрудников правоохранительных органов квалифицируются по ст. 317 УК РФ.

Условие ответственности по ст. 295 УК РФ — связь посягательства с рассмотрением дел и материалов в

суде, расследованием дела либо исполнением приговора, решения, иного судебного акта. Такая связь имеется,

когда поводом для преступления послужило участие судьи и других лиц в рассмотрении дела и других

указанных выше действиях (например, виновный посягает на жизнь судьи или следователя, чтобы устранить их

от рассмотрения дела, или на жизнь их близких, выдвигая требование отказаться от рассмотрения дела либо

принять определенное решение, стремится отомстить за вынесенное решение и т. д.). Поэтому не имеет

значения, где и когда было совершено посягательство: в служебном помещении, на улице, дома и т. п., а также

до, во время или после совершения потерпевшим соответствующих служебных действий.

Субъективная сторона при убийстве — прямой или косвенный умысел, при покушении на убийство —

только прямой умысел, причем виновный осознает, что потерпевший является лицом, участвующим в

отправлении правосудия, предварительном расследовании либо исполнении приговора.

Обязательным признаком является цель воспрепятствовать законной деятельности указанных лиц или

отомстить им за такую деятельность.

Анализируемый состав отличается от террористического акта (ст. 277 УК РФ) по признакам

потерпевшего (государственный или общественный деятель) и характеру деятельности (государственная или

иная политическая), связанной с посягательством на его жизнь.

Деяния относятся к категории тяжких преступлений.

 

99. Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ). В соответствии со

ст. 49 Конституции РФ виновность в совершении преступления может быть установлена только вступившим в

законную силу приговором суда. Однако рассмотрению дела в суде предшествует расследование, важным

этапом которого является привлечение лица к уголовной ответственности. Это процессуальное действие

осуществляется путем вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого (ч. 1 ст. 171 УПК РФ)

либо обвинительного акта (ст. 225 УПК РФ) при наличии достаточных доказательств, дающих основание для

предъявления лицу обвинения в совершении преступления.

Объективная сторона заключается в привлечении невиновного лица к уголовной ответственности.

Лицо считается невиновными, если отсутствуют фактические или юридические основания привлечения

его к ответственности. К фактическим основаниям относятся событие преступления и доказанность участия в

нем данного лица; к юридическим — наличие в содеянном состава преступления.

Возможны ситуации, когда лицо, совершившее деяние, предусмотренное уголовным законом, по тем или

иным причинам не подлежит привлечению к ответственности либо должно быть освобождено от нее. Вопрос о

том, имеется ли в случае привлечения таких лиц состав, предусмотренный ст. 299 УК РФ, решается в

зависимости от характера оснований, препятствующих уголовному преследованию. Если лицо, совершившее

преступление, не подлежит ответственности за него ввиду истечения сроков давности, амнистии,

декриминализации деяния и по некоторым другим нереабилитирующим основаниям, то привлечение такого

лица не образует объективную сторону анализируемого состава. Однако его признаки имеются, когда к

ответственности было привлечено лицо, которое вообще не может быть субъектом преступления (например, не

достигшее возраста уголовной ответственности).

Деяние считается оконченным при вынесении постановления о привлечении в качестве обвиняемого.

Способом совершения преступления может быть и бездействие, когда при вынесении постановления

имелись данные о совершении преступления определенным лицом, однако после того, как выяснилась его

невиновность, постановление не было отменено.

С субъективной стороны преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Заведомость

относится к невиновности привлекаемого и означает, что лицо, выносящее такое постановление, осознает, что

привлекаемый невиновен, и желает, чтобы он был привлечен к уголовной ответственности. Установление

субъективной стороны представляет сложность, так как привлечение невиновного может быть вызвано или

объяснено ошибкой в оценке доказательств, толковании закона и т. д., когда признаки ст. 299 УК РФ

отсутствуют. Об их наличии могут свидетельствовать осведомленность о совершении преступления другим

лицом, доказанность алиби привлеченного, фальсификация следственных материалов и др.

Субъект преступления специальный — лицо, производящее дознание, следователь, прокурор, которые в

соответствии с процессуальными нормами имеют право привлекать к уголовной ответственности. Другие

работники правоохранительных органов, в том числе руководители (начальник отдела, вышестоящий прокурор

и т. д.), умышленно способствовавшие привлечению невиновного к ответственности, рассматриваются как

соучастники (ст. 33 и ст. 299 УК РФ).

Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности может сочетаться с совершением

других преступлений — незаконным задержанием и заключением под стражу, принуждением к даче показаний.

В этих случаях содеянное квалифицируется по совокупности ст. 299, 301 или 302 УК РФ.

Квалифицирующим обстоятельством по ч. 2 ст. 299 УК РФ является привлечение к ответственности,

соединенное с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, т. е. деяний,

перечисленных в ч. 4 или 5 ст. 15 УК РФ.

Деяние, наказуемое по ч. 1 ст. 299 УК РФ, — преступление небольшой тяжести, а по ч. 2 — тяжкое.__

 

100. Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 301 УК РФ). В

соответствии со ст. 22 Конституции РФ арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются

только по судебному решению, а до него лицо может быть задержано на срок не более 48 часов.

В ст. 301 УК РФ содержатся два состава — заведомо незаконное задержание (ч. 1) и заведомо незаконное

заключение под стражу или содержание под стражей (ч. 2). Между ними имеются как сходство (в обоих

случаях речь идет о незаконном лишении свободы), так и ряд отличий.

В ч. 1 ст. 301 УК РФ имеется в виду задержание как уголовно-процессуальное действие в отношении

лица, подозреваемого в совершении преступления, и объективная сторона заключается в незаконном лишении

свободы на краткий срок.

Основания, порядок и сроки задержания регулируются ст. 91 и 92 УПК РФ. Лицо, подозреваемое в

совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы, может быть

задержано:

- когда оно застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

- когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо, как на совершившее преступление;

- когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы

преступления.

При наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может

быть задержано, если пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена