Связь этики с науками.

Этика как самостоятельная отрасль знаний выделилась в конце XVIII в. Это обусловлено и сложностью ее предмета, и сложностью морали как социального явления. В реальной жизни мораль не существует автономно, изолированно, а пронизывает все виды деятельности и отношений человека.

Мораль как элемент общественного бытия и сознания, а также нравственное воспитание как социальная потребность и задачи, является объектом исследования не только этики, но и других наук. Философия, общая социологическая теория, социология морали, социология личности, общая и социальная психология, психология личности, антропология, педагогика, историческая наука, этнография, правоведение и другие науки находят свои аспекты изучения морали. Знание о морали формируются и накапливаются в результате деятельности этиков и историков, социологов и психологов, юристов и педагогов, а также представителей других наук, изучающих человека.

Если углубиться в века, то в восточной и античной философии этика сначала слитая воедино с философией и правом, имела характер преимущественно практического нравоучения, преподающего телесную и психическую гигиену жизни. Положения этики выводилось непосредственно из природы мироздания, всего живого, в том числе человека, что связано с космо-логичностью восточной и античной философии. В особую отрасль знаний этика выделена Аристотелем, который считает этику учением о душе (психологией) и учением о государстве (политикой); основываясь на психологии, считает этику основой учения о государстве, поскольку ее цель - формирование благотворительного гражданина государства. От стоиков идет традиционное деление философии на три области: логику, физику (в том числе метафизику) и этику. Разделение проходит Средневековья, воспринимается философией Возрождения и XVII вв.

Философ Иммануил Кант обосновывает разделение как разграничение учений о методе, природе и свободу (нравственность). Однако вплоть до XVII - XVIII вв. этику часто понимали как науку о природе человека, причины и цель его действий вообще. Этика, по сути, совпадала с философской антропологией (во французских просветителей, английского философа Дэвида Юма) или даже сливалась с натурфилософией (Жан-Батиста Робин, Бенедикта Спинозы - их учение о субстанции и модусы). Такое расширение предмета этики следовало из трактовки ее задач. Этика должна научить человека правильному жизни, исходя из ее собственной (естественной или божественной) природы. Поэтому-то этика совмещала теорию бытия человека, изучение ее страстей и аффектов психики (души) и учение о достижения благой жизни (общей пользы, счастья, спасения).

Философ Иммануил Кант подверг критике совмещение в этике натуралистических и нравственных аспектов. Этика - наука лишь о должном, а не о том, что есть и причинно обусловлено, должна искать основы не в сущем, природе или общественном бытии человека, а в чистых внеэмпирического постулатах разума. Попытка Иммануила Канта выделить специфический предмет этики (сфера должного) привела к устранению из нее проблем происхождения и общественной обусловленности морали. Вместе с тем практическая философия (какой Иммануил Кант считал этику) оказалась неспособной решить вопрос о практической возможности осуществления принципов, обосновываются ней в реальной истории. Кантовское переосмысления предмета этики вступило широкое распространение в этике XX в., Причем если позитивисты исключают нормативную этику из сферы научно-философского исследования, то этики - иррационалисты отрицают ее возможности как общей теории, относя решение нравственных проблем к прерогативам личной морального сознания, действующего в пределах неповторимой жизненной ситуации.

Почему этика не является частью философии и почему философия не является этикой? Возьмите любой учебник по философии или обычный философский словарь. Там можно прочитать, что философия наука об общих законах развития природы, общества и мышления. Если обратиться к другим философских школ XX в., То можно констатировать, что экзистенциализм учение, которое делает возможным человеческую жизнь и которое, кроме того, утверждает, что всякая истина и всякое действие предполагает некоторое среду и человеческую субъективность. Герменевтика, по утверждению философа Ханс-Георг Гадамера, является универсальной философией современности, призвана дать ответ на основной философский вопрос: как возможно понимать окружающий мир и как в понимании воплощается истина бытия? Таких примеров различных взглядов на философию можно привести много.

А чем занимается этика? Этика - наука о сущности и роли морали. Мораль или нравственность, одно из многочисленных общественных явлений. Это одна из форм общественного сознания, мораль призвана регулировать поведение людей почти во всех сферах их деятельности. В определении морали может быть и действительно есть определенное отличие. Одни философы, психологи считают, что мораль - не только форма общественного сознания, но и часть общественного бытия или аспект общественных отношений. Другие же придерживаются классической концепции, мораль, прежде всего, одна из форм общественного сознания, проявляющаяся в поведении людей. Но никто из философов до сих пор не утверждал, что предметом этики является наиболее общие законы развития природы, общества и мышления или, что этика должна объяснить понимания окружающего мира, как воплощается истина бытия. Тогда на каком основании утверждается, что этика - это часть философии и философская область знаний? Ссылаться только на то обстоятельство, что до сих пор ее проблемы формировались философами, - дело несерьезное.

Известно, что в прошлом философы занимались математикой, астрономией, естествознанием и другими отраслями знаний, но никто не говорит, что эти науки являются философскими или частью философии. Нужно добавить, что и философия не требует таких наук, как этика и эстетика, чтобы быть философской наукой. Современная философия - это не собрание философских и частично научных проблем, не конгломерат наук. Для выяснения специфики этики, содержания ее предмета целесообразно сопоставить с другими отраслями научных знаний. Этика исторически сложилась и развивалась в лоне философии как область философского знания наряду с онтологией (учение о бытии) и гносеологией (учение о познании). Известный философ Николай Бердяев рассматривал этику как заключительную часть философии духа. Этика, опираясь на философскую методологию, воспринималась как практическая философия (Аристотель) или моральная философия (Владимир Соловьев). Природа, происхождение, суть морали, взаимосвязь общественного бытия людей и их морального сознания, моральных фактов и их отражение в моральных представлениях, идеалах, убеждениях, взаимодействия необходимости, свободы и ответственности в морали, проблемы смысла жизни и другие не могут быть решены без философских знаний.

Этика частично обществоведческая наука, призванная исследовать причины существования и изменения нравственного сознания, поведения и поступков людей, социальную сущность и роль морали, ее нормы, принципы и понятия, историческое развитие этических теорий и их роль, и функциональное значение морали в жизни людей. Как наука, этика органически связана с другими социально-гуманитарными отраслями знаний. Существование и развитие этики неразрывно связаны с мировоззрением. Философия выступает определенной методологической основой этики. Единство этики и философии выражается еще и в том, что для решения основных этических проблем необходима теоретическая помощь философии. Этические проблемы связанные, например, с вопросом о том, как человек понимает свое место в мире и в чем видит смысл своей жизни. А это значит, от того, как отвечаем на основной вопрос той или иной школы философии, зависит правильная реализация этических проблем.

Этические проблемы органически связаны с проблемами социологии. Достаточно вспомнить, что мораль как общественное явление не может существовать вне общественной системой. Раскрытие структуры и структурной закономерности общества - предпосылка для правильного понимания этических явлений. А это задача и предметом социологии. Единство этика имеет и с политологией. Раскрывая законы возникновения и развития политических систем, политология вооружает этику точным критерием для определения нравственного прогресса, помогает правильно сформулировать задачу нравственного воспитания. Этика постоянно развивается, использует достижения и многих других наук: психологии, педагогики, истории, кибернетики, экологии, эстетики, этнографии и т.д.. Связь этики с психологией слишком существенным и многообразным. Достаточно сказать, что предмет этики - нравственность - возможен благодаря существованию сознания, волевого поведения, чьи закономерности изучаются психологией. А воля человека не отчуждена от других сторон сознания, от разума и чувств. Этические черты характера человека: добродетель и порок, существуют не только в форме норм и идей, но и как чувства, склонности, привычки человека. Все это предмет психологии. Если в моральной оценке поведения основным и существенным является мотив, то этика занимается, прежде всего, оценке мотива. Причины возникновения мотивов, закономерности их изменения, такие необходимые для этических обобщений, изучаются психологией. Если определенная система мотивов оценивается этикой положительно или отрицательно, то психология объяснить причины возникновения таких мотивов и указать на возможности их сознательного и направленного изменения.

Педагогика, как известно, исследует принципы, формы и методы воспитания. Одной из важнейших форм воспитательного процесса является нравственное воспитание. Но чтобы успешно осуществить нравственное воспитание, необходимо хорошо познать закономерности самой нравственности. Этика в определенном смысле является теоретическая основа педагогики. Изучение закономерностей воспитательного процесса - это одно из условий изучения этических явлений и особенно формирования нравственного сознания индивида. Итак, между этикой и педагогикой является тесная связь, единство и различие.

Взаимодействует этика с кибернетикой. Кибернетический подход к действительности раскрывает новую взаимозависимость в структуре сложных динамических систем, помогает точнее провести разграничение между управляющими и управляемыми системами, раскрыть еще лучше механизмы социальной саморегуляции и принципы гомеостатического функционирования общественной жизни. Кибернетика дает возможность рассматривать мораль как своеобразный руководящий механизм в системе общества.

В современных условиях в связи с глобальным характером влияния деятельности человека на окружающую среду оказалась взаимодействие этики и экологии. Этический аспект обнаруживает не вообще изучение связи организмов со средой, а глобальная экология, рассматривает крупномасштабные антропогенные изменения биосферы, а также пути ее сохранения и улучшения в интересах человеческого общества. Решения глобальных экологических проблем, кроме всего прочего, зависит от исходных социально-нравственных позиций. Так экология подводит человека к этике. Исторически этика раньше имела дело с обязанностями человека в отношении к обществу, к другим людям и к самому себе. Обязанности отношение к природе оставались вне ее зрением. Однако в современных условиях цели и интересы общественного человека требуют мобилизации нравственно-эмоционального фактора как одного из важных условий воспроизводства здоровой среды жизни. Ведь без естественного базиса невозможно самоутверждение человека как всесторонне развитой, цельной личности. И поэтому этика впитывает экологический аспект, но объектом моральной оценки и регулирования становится не природа сама собой, а отношение человека к природе, что, по сути, является общественным отношением. Итак, мораль не становится моментом универсума, а была, есть и остается историческим явлением. Обосновывая обязанности человека по отношению к природе, этика рассматривает их как продление социальных обязанностей человека. Только принципиально гуманистическая ориентация в этике создает такую моральную атмосферу, которая позволяет преодолевать экологические трудности на пути поступательного развития общества.

ЭТИКА история теология философия политика (дипломатия) логика социология педагогика психология фольклор этнология филология культурология искусство и связь с другими научными дисциплинами.

Предметом изучения этики является мораль, история социально- этнических нравов, право, обычаи, традиции в их светском (бытовом, научном) и конфессиональном (религиозном) проявлении. Объектном изучения этики является многообразие форм светской и конфессиональной морали в истории эволюции человечества. Субъектом изучения этики является человек разумный: лидеры философско- этических учений от древнейших времён до наших дней. Признание нормэтики в обществе делает общество цивилизованным и способствует прогрессу социальных отношений.
Востребованность в этике (в определённых нормах социальных отношений) обнаружились на заре человеческой цивилизации. Первобытные истоки представлений о «нормах» поведения обнаруживаются в стаде, в стае, в первой человеческой семье, роде, общине, племени. Более широко разнообразно своеобразие этических учений развивается национальном, далее народном фольклоре.

Первобытные люди для позитивного стадного, а позже коллективного общения и проживания вынуждены были принять и узаконить нормы коммуникативной морали: не воруй, не навреди ближнему, помоги ближнему, слабому и др. Но в силу сложности и противоречивости социально- экономической эволюции одни нормы морали принимались, другие отрицались. Этика является особым способом познания исторических причин избирательной эволюции морали светского и этнорелигиозного характера.

Языческие истоки социального этикета и этики. Все древние народы не миновали пути языческого развития. Язычество - многобожие, или обожествление всех тайных и явных сил природы и ритуальное поклонение им. Язычники обожествляют солнце, луну, огонь, ветер, водные стихии, землю, недра, леса и т.д. Страх ( ) перед тайными

силами природы побуждал древних людей обожествлять их просить у них милости и защиты. Причина обожествление тайных (®?) сил природы в незнании иных вероучений и наук. Языческие божества, идолы с подачи жрецов помогают исполнителям своих этических законов (учений, ритуалов, обычаев) и наказывают тех, кто пренебрегает ими. Но у каждого божества свои нормы почитания. Языческое многобожие усложняло нормы морали. За нарушение языческих ритуалов невежд сурово наказывали.

Древнеегипетский сфинкс - языческое зооморфное божество в Гизе (неподалеку от нынешнего Каира) около погребальных пирамид Хеопса, Хефрена и Микерина.

Древние египтяне, вавилоняне, греки, латиняне, славяне и другие народы сотворили свои пантеоны языческих Богов-демиургов (творцов всего сущего), а также божеств и идолов более низкого уровня. Язычники занимались идолопоклонством в языческих капищах, куда приносили с мольбами дары богам заступникам и судиям. Язычники просили защиты и помощи у богов, которым поклонялись. © Языческая мифология - носитель и хранитель языческой этики и ритуалов древних народов мира.
В языческие (дохристианские) времена люди развивают нормы морали с позиции авторитета божественных идолов и кумиров, которые накладывают табу (запреты) на определённые деяния. Например, Нельзя (табу) собирать грибов в священном лесу волхвов, шаманов, колдунов, нельзя посягать на собственность «святых» мест, нельзя украшать своё тело так же, как это дозволено вождям и жрецам племён и т.д.
Языческие табу, включая этические заповеди семи греческих мудрецов, способствовали выработке этических заповедей Библии.

Этика Библии на основе морально-нравственных заповедей Моисея (в Ветхом Завете) и Иисуса Христа (в Новом Завете) обязывает человека очищать себя от скверны грехов языческих.. Принципиальные отличия десяти заповедей Моисея от учения Иисуса Христа. Моисей, физически спасая свой народ от египетского плена лишь подготовил почву для спасения души от скверны языческой. Иисус Христос более глубоко формирует основы и принципы спасения души человеческой от грехов языческих. (Пятикнижие Моисея Ш) и Нагорной проповеди Иисуса Христа. (Евангелие от Матфея +Щ).

Отрицая моральные нормы языческих учений (Ш Книга Мертвых, Книга Пирамид, Велесова книга, Заратуштра, Веды, Ригведы, Аюрведы и др.), христианство подарило человечеству десять нравственно-этических заповедей от имени Моисея - основателя иудаизма, суть которого изложена в Торе, Талмуде, в священных книгах Ветхого завета Ш.

В 313 г. Константин 1 на основе Миланского эдикта разрешил проповедовать христианство в Римской империи.

Византийский император Константин Багрянородный (ум.337 г.) Он официально отменил язычество и утвердил христианство как государственное вероучение. За принятие христианства и защиту христиан Константин был канонизирован, т.е. обрёл лик и статус святого.