Философия
Идеологическая основа
XIII. Заключение
Таким образом, культура барокко занимает огромное историческое пространство:
рубеж XVI-XVIIвв - XVIIIв. Его появление было исторически закономерным
процессом, подготовленным всем предшествующим развитием. Неодинаково находил
свое претворение стиль в различных странах, выявляя их национальные
особенности. В то же время имел общие черты, типичные для всего европейского
искусства и для всей европейской культуры:
1. Церковный догматизм, приведший к усилению религиозности;
2. Увеличение роли государства, светскости, борьба двух начал;
3.Повышенная эмоциональность, театральность, преувеличенность всего;
4. Динамика, импульсивность;
5. Декоративность, живописность, излишество элементов...
В тоже время, барокко подготовило новую эпоху - эпохе Просвещения. Искусство
этого стиля живет, развивается вплоть до наших дней (искусство рококо,
“неоклассицизм”, возрождающий прежде всего барочные формы, “нововенская
школа” в музыке, обращающаяся к мастерам строгого стиля...)
Мир барокко столь же безграничен, как и мир человеческой души. Пестрота
жизни, переполняющая музыку этого времени, по законам барочной антиномии
уживается с напряженными духовными исканиями. Чувственная красота искусства
барокко - залог любви к нему. Но оно обращено не только к сердцу. Сердце и
разум, любовь и познание - вот ряд антиномий, относящихся к сфере восприятия
искусства.
Культурные и исторические предпосылки эпохи Барокко:
· Западная Европа вступила в новую фазу развития и борьбой феодальных и капиталистических отношений, приводящей к столкновению двух классовых мировоззрений.
· централизация государственной власти и образование национальных государственных объединений, слагавшихся на основе абсолютистских режимов.
· XVII век — одна из наиболее грандиозных эпох во всей истории: развитие всех европейских стран от феодализма к капитализму, в Голландии уже сложились буржуазные отношения; в Англии — буржуазная революция; во Франции — расцвет абсолютизма; в Италии — контрреформация; в Германии сохраняется феодальная раздробленность, идет Тридцатилетняя война (1618-1648гг.) ; Испания является одной из самых отсталых окраин.
· Ведущие соц. слои населения - буржуазия, земельная аристократия и крестьянство. Но именно с XVII в. намечаются контуры единого мирового культурно-исторического процесса.
· ослабление духовной культуры и духовной силы религии, раскол церкви (на протестантов и католиков)
· борьба различных вероучений, отражающих интересы различных классов: католицизм выражал феодальные тенденции, протестантизм — буржуазные. В это же время государство приобретает большую роль,
· борьба религиозного и светского начал.
· развивитие наук: (географическое познание Земли (за исключением Антарктиды) , развитие оптики, законы преломления света Декарта, разложение спектра цвета Ньютоном, имеющие большое значение для живописи, развитие термодинамики) .
· XVII в — время перелома в общественном сознании идеологии гуманизма.
· Обостряется ощущение трагических противоречий.
· Скепсис и дуализм —основные характеристики общественного мнения, общественного сознания. На рубеже XVI-XVII вв. образуется так называемый “трагический гуманизм” — осознание трагедии человека в обществе и мире, борьба с ними и с самим собой.
· “расслоение” человека на частного и родового, на личностного и сословного, на эмпирического и абстрактно-всеобщего.
· Бытие — динамичное, изменяющееся, сталкивающееся, драматичное.
· тип мышления - противоречие, разорванность, коллизия,
· возврат к дуализму средневекового религиозного сознания.
· мир воспринимается в противопоставлении материального и духовного, природного и божественного, эмоционального и рационального.
· размышления о первичности того или иного начала, о господстве одного над другим.
· противоборство диаметрально противоположных философских учений и принципов: метафизики (Декарт) и материализма (Гоббс, Локк, Бэкон) , т.е. борьба идеалистического и материалистического подходов в онтологии, сенсуализма и рационализма в методологии, индуктивного и дедуктивного методов познания.
· идеология признает существование антагонизмов (противоречий) , но считает государство и церковь силами, примиряющими конфликты жизни, придающими ей единство.
· Рене Декарт: единство мира в разуме. Именно сознание, по Декарту, является исходной достоверностью познания. Бог — наиболее совершенное сущее, его функции в гармонии и гарантии истинности познания; Бенедикт Спиноза находит единство в пантеистическом восприятии Бога, который включает в себя видимый и невидимый мир, материальную суть, духовные элементы; Томас Гоббс утверждает: единство — в материи. Все духовное есть суть материального. Люди должны объединяться в общество с сильной абсолютистской государственной властью.
Блез Паскаль находил единство и суть в идеальной любви, источнике благородного поведения. Именно религия (Христианство) разрешает загадку Бытия; Готфрид Вильгельм Лейбниц видел единство в предустановленной гармонии мироздания, состоящей из бесконечного числа монад — самоценных завершенных жизненных организмов.
Вообще, идея Божества — как средоточия высшего разума, справедливости, истины, милосердия, вносящего стройность во все сущее, — характерна для умонастроения эпохи.