Принципы социального партнерства.
Коллективные переговоры
Коллективные переговоры между работниками и работодателями возникли в конце XIX века в промышленно развитых странах для разрешения конфликтов между трудом и капиталом.
Конвенция МОТ (международная организация труда) №98 «право на организацию и ведение коллективных переговоров».
В 1981 году принята конвенция МОТ «о содействии коллективным переговорам»
Обе эти конвенции были положены в основу закона РФ «о коллективных договорах и соглашениях» и раздела II ТК. Коллективные договоры регулируются главой 6 ТК РФ, они начинаются с письменного уведомления одной из сторон по инициативе другой стороны (в большинстве случаев работников). С момента получения письменного уведомления другая сторона (работодатель) обязан приступить к ведению переговоров. Уклонение от коллективных переговоров признаются административным правонарушением и влечет наложение штрафов в соответствии с КоАП РФ. Право ведения коллективных переговоров от имени работников и работодателей предоставлено их представителю. Представителем работодателя может выступать руководитель организации, и уполномоченные им лица. Приоритет и содержании коллективных переговоров предоставлен представителям работников. Для ведения коллективных переговоров на равноправных условиях создается комиссия, включающая равное количество представителей работников и работодателей. Если в ходе переговоров возникают разногласия составляется протокол разногласий, который передается для решения споров специально созданной примирительной комиссии. Далее идет процедура разрешения коллективного трудового спора.
Момент разрешения является момент заключения (подписания) коллективного договора. Ст 37 ТК РФ регулирует порядок ведения коллективных переговоров в том числе в случаях наличия двух и более первичных профсоюзных организаций у одного работодателя (создание единого представительного органа ).
Трудовой кодекс закрепил в ст. 24 двенадцать принципов социального партнерства:
1) равноправие сторон (стороны равны и не подчинены друг другу в данных отношениях)
2) уважение, учет интересов сторон (стороны не вправе игнорировать интересы друг друга) – нужно уметь жить в социуме
3) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях (выражается в проработке вопросов и проблем, обсуждаемых социальными партнерами)
4) содействие государства в укрепление и развитие социального партнерства на демократической основе (начиная от законодательного стимулирования до государственной регистрации коллективных договоров и соглашений, награждения социальный партнеров добившихся наилучших результатов, например почетными грамотами, дипломами и специальными медалями отличившихся работодателей)
5) соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативно-правовых актов (все действия социальных партнеров должны соответствовать законодательству)
6) полномочность представительств сторон (представители работодателя должны иметь письменную доверенность подписанную руководителем организации, ИП и скрепленные его печатью, а представитель работников должны иметь письменную доверенность как правило выдаваемую выборным профсоюзным органам на основании протокола его заседания, подписанную председателем профкома и скрепленную печатью профкома)
7) свобода выбора и обсуждения вопросов с социальными партнерами (не допускается принуждение какой либо стороны)
8) добровольность принятия сторонами на себя обязательств (работодатель принимает на себя лишь посильные обязательства , то есть обязательства выполнение которых он может профинансировать, но при этом самые необходимые меры по вопросу улучшения труда им должны приниматься, например)
9) реальность обязательств принимаемых на себя сторонами (обязательства должны быть выполнимы и не являться декорациями)
10) обязательность выполнения коллективных договоров и соглашений (все пункты принятых на себя обязательств стороны должны выполнить и отчитаться за соответствующие периоды – месяц, квартал (3 месяца), полугодие и год)
11) контроль за выполнением принятых коллективных договоров и соглашений (контроль осуществляется самими сторонами: ежемесячно и ежеквартально руководитель организации заслушивает руководителей подразделений – исполнителей о ходе выполнения коллективного договора, на заседании профкома ежеквартально и ежегодно заслушиваются вопросы выполнения коллективного договора, где отчитываются представители работодателя: на более высоких уровнях ежеквартально или по полугодиям социальные партнеры заслушивают информацию друг друга о ходе выполнения соглашений – государственный контроль за ходом выполнения коллективных договоров осуществляется региональными органами министерства здравоохранения и социального развития, органами федеральной инспекции труда)
12) ответственность сторон и их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров и соглашений (дисциплинарная и административная – штрафы для представителей работодателя). Закон РФ от 11 марта 1992 года «о коллективных договорах и соглашениях» (ныне поглощенный главой II ТК РФ, заключающий 7 принципов коллективных договоров и соглашений, т.е. кодекс увеличил их до 12)
Целью коллективного договора или соглашения являются установление договорного регулирования социально трудовых отношений при согласовании интересов сторон на уровне выше установленного законодательством.
Согласно ст.25 ТК РФ сторонами социального партнерства (заключаемых коллективных договоров и соглашений) являются работники и работодатели в лице их представителей. В качестве работодателей выступают не только юридические и физические лица, но могут выступать и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношение подчиненных им организаций и работников.
Участниками социального партнерства на уровне выше локального (работодателя) являются соответствующие представители сторон, а так же органы гос власти (это третья сторона). Органом социального партнерства является комиссия по регулированию социально трудовых отношений (ст 35 ТК РФ).
На федеральном уровне созданы и действует российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. В соответствие с ФЗ от 1 мая 1999 года «о российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» указанная комиссия является постоянным органом в системе социального партнерства, образованным тремя социальными партнерами федерального уровня. Задачами российской трехсторонней комиссии являются:
a) выработка общих принципов согласованного проведения социально-экономической политики
b) развитие системы социального партнерства
c) ведение коллективных переговоров
d) подготовка и заключение Генерального соглашения
Членами этой комиссии являются представители общероссийских объединений, профессиональных союзов (в первую очередь Федерация независимых профсоюзов России), представители общероссийских объединений работодателей (Российский союз промышленников и предпринимателей - РСПП) , и Правительство России (в лице заместителя Премьер-министра по социальному блоку).
В субъектах федерации так же образуется трехсторонняя комиссия, как и на отраслевом, межрегиональном, региональном и территориальном (муниципальном) уровнях. Эти комиссии осуществляют ведение коллективных переговоров, подготовку проектов соглашений, их заключение и контроль за их выполнением. На урin or path outside the boundaries set for its Starting Address. \n\nDo you want to open it from the server?'))window.location='http://usr.