Второе направление абстрактного или беспредметного искусства

характеризуется созданием новых типов художественного пространства путем сочетания всевозможных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий. К. Малевич призывает к максимальной экономичности живописных средств, доходя до ликвидации цвета. Возникают простейшие знаки супрематизма- квадрат, крест, прямоугольник, символизирующие полную отрешенность от реального мира. «Черный квадрат» (К. Малевич) — это идея безграничных возможностей человеческого духа, раскрывающихся в способности самосозерцания. Отказавшись от изображения мира, Малевич призывает к условно-обобщенному отражению духовных сущностей человеческого внутреннего мира, который, по его убеждению, гораздо богаче и глубже мира, видимого человеком.

Идеи супрематизма в живописи были развиты представителями такого направления, как кубизм.

Кубизм

На возникновение кубизма сильно повлияли искания П. Сезанна (провозгласившего: «Трактуйте натуру посредством цилиндра, шара, конуса»), древние примитивы, африканская скульптура, средневековое искусство, народное творчество. Родоначальником и теоретическим вдохновителем кубизма является Пабло Пикассо. Усилия кубизма были направлены на разложение изобразительной системы как таковой, на конфликтное противопоставление живописного материала и образной формы. Основные принципы кубизма можно сформулировать так:

• художник пишет без модели, выстраивая композицию прямо на холсте;

• не элементы конкретной реальности переводятся в изображение, а изображение создает реальность;

• окружающий человека мир предстает либо как продукт организующего мышления, либо как результат условного кодирования в человеческой чувственности;

• развитие принципа симультанное™, когда в одном изображении совмещалось несколько различных точек зрения на один и тот же предмет;

• введение чужеродных средствам живописи предметов вструктуру живописного полотна, убедительно доказывающее, что изобразительно-выразительные средства живописи отныне не обязаны ограничиваться только красками.

Кубистические принципы проявились и в литературе- Г.Аполлинер, М. Жакоба, П. Риверди, Г. Стайн. «Поэмы-разговоры» Аполлинера, составленные из обрывков диалогов и фраз, случайно услышанных втолпе, аналогичны кубистическим коллажам. Его приемы «механического

письма», предвещавшие литературную технику сюрреалистов, были также попыткой отчуждения языка от смысла, какие предпринимались художниками.

Позднее идеи кубизма будут проявляться в скульптуре(тяготение к объемности) в творчестве А. Лорена, Ж. Липшица, А. Архипенко, X. Орлова и др. Возникнет «новый кубизм», «фольклорный кубизм», «орнаментальный кубизм», «криволинейный кубизм», «анти-кубизм».