Государство и Церковь. Светские и теократические государства.

Право и другие социальные нормы как регулятивная основа политической системы.

Политическая система общества помимо экономической, политической, социальной, идеологической имеет и нормативную основу. В качестве этой основы воспринимаются все социальные нормы, которые регулируют взаимоотношения структурных элементов политической системы общества: например, взаимоотношения государства и политических партий и т.п. Нормативная основа выступает в качестве важнейшей формы регулирования политических отношений, обеспечивающих определенный уровень общественной организованности. В отечественной и зарубежной юридической научной литературе нет единого мнения о цели и роли нормативной основе в политической системе общества. Также нет единого мнения над ее содержанием. Одни полагают, что нормативная основа политической системы включает в себя право, нормы общественных организаций (прежде всего, уставы), различные нормы государственной и общественной жизни. Другие в нормативную основу политической системы общества включают норма права, нормы общественных организаций, партийные решения, политические традиции и обычаи, нормы морали, этику политической жизни. Третьи к нормативной основе относят политические принципы и нормы, правовые нормы, политические традиции, эталоны политического поведения и типичные реакции на политические события. Однако все авторы сходятся в одном, что непременным атрибутом политической системы являются социальные нормы. Однако не все социальные нормы можно рассматривать как элементы нормативной основы, так как в научной литературе нет однозначного ответа на этот вопрос. Проанализировав все вышеизложенные точки зрения, можно отметить, что нормативная основа политической системы общества выступает как сложное образование, состоящее из следующих элементов:

· правовые принципы и нормы, имеющие политическое содержание;

· принципы и нормы, содержащиеся в актах партийных органов и общественных организаций;

· политические традиции;

· политические обычаи;

· принципы и нормы морали.

В законодательном порядке во всех странах закреплена политико-правовая база действия структурных элементов политической системы и важнейшими актами нормативной основы политической системы являются конституции государств. В них отражаются и закрепляются правовые основы политической системы самого общества, экономические, социальные, культурные и политический строй.

В истории отношений государства и церкви немало драматических страниц. Соперничества и открытого противоборства, стремления Церкви подчинить государственную власть и борьба государства за выход из под влияния и контроля церкви. В переводе с греческого «Церковь» – «Дом Бога». В узком смысле под церковью понимают здание для отправления обрядов христианской религии, имеющие определенные атрибуты. В широком смысле «церковь» – это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. К главным признакам церкви относят:

1. наличие более или менее разработанной религиозной системы;

2. иерархический характер, централизация управления;

3. разделение принадлежащих церкви служащих на духовенство и мирян.

Церковь – последний этап, играет важную роль в жизни общества, и существуют два основных вида взаимоотношений церкви и государства:

1. наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями.

Статус государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви в равных областях общественной жизни. В дореволюционной России такой статус имела Русская Православная Церковь. В Великобритании официальной государственной церковью является Англиканская (Протестантская Епископальная) Церковь, главой которой выступает монарх. Почти в тридцати мусульманских странах официальной религией признан Ислам. Для статуса государственной церкви характерны следующие особенности:

· за Церковью признается право собственности на широкий круг объектов: здания, сооружения и т.д.

· Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь. Во многих случаях государство освобождает Церковь от налогообложения или значительно снижает налоги.

· Церковь наделяется радом юридических полномочий. Она вправе регистрировать брак, рождения, смерть и в ряде случаев регулировать брачно-семейные отношения.

· Церковь имеет право участвовать в политической жизни, в частности, через свое представительство в государственных органах.