Основные отрасли права

Современное романо-германское право по своей структуре подразделяется, во-первых, на публичное и частное право, а, во-вторых, на отдельные отрасли законодательства. К сфере публичного права относится конституционное, административное и уголовное законодательство. Во Франции сильно развита административная юстиция, основанная на деятельности Государственного Совета и подчинённых ему административных трибуналов. В Германии значительная роль принадлежит Федеральному Конституционному Суду, решения которого обязательны для всех субъектов права. В свою очередь к частному праву относятся гражданское, семейное, трудовое законодательство. По отношению к гражданскому праву возможно существование двух основных подходов:

1. Концепция единого гражданского права (Италия), при которой в гражданском кодексе содержится общая часть. Компромиссным вариантом является ГК Нидерландов, содержащий в общей части только вопросы, посвящённые имущественным правам.

2. Сосуществование гражданского и торгового права (Германия и Франция). Отметим также, что Гражданский Кодекс Франции не содержит общей части, а построен по институционной системе, восходящей к Институциям Гая (деление правового материала на разделы: Лица; Вещи; Обязательства).

Нормы романо-германской правовой системы основаны на общем понятии и должном поведении. Степень обобщённости норм очень высока. По своей структуре нормы состоят из гипотезы, диспозиции и санкции. Кроме того, возможно деление правовых норм на первичные (законы) и вторичные (подзаконные акты).

 

Рассмотрим кратко системы права некоторых стран Романо-германской правовой семьи:

Так во Франции отраслями публичного права являются:

- конституционное право, регулирующее вопросы, касающиеся формы и структуры государства, организации государства, его верховных органов и парламента, исполнительной власти и участия граждан в правительстве;

- административное право, включающее в себя нормы, регулирующие организацию государственных органов, не решающих чисто политические и судебные вопросы, и условия, в которых государственные органы осуществляют свои права и налагают обязанности на нижестоящих;

- финансовое право, регулирующее государственные расходы и доходы (налогообложение, займы, денежное законодательство);

- международное публичное право.

Частное право во Франции включает в себя:

- собственно гражданское право;

- торговое право, включающее и морское право;

- гражданское процессуальное право;

- уголовное право.

 

Имеются особые отрасли права, где нормы публичного и частного права, по существу, тесно переплетаются. Наиболее важными из них являются:

- трудовое право;

- сельскохозяйственное право;

- законы о промышленной собственности и авторское право;

- воздушное право;

- лесное право;

- горное право;

- страховое право;

- транспортное право;

- международное частное право.

 

Международное частное правоопределяет положение иностранцев, рассматривает коллизии прав и юрисдикции в гражданских делах. Хотя международное частное право традиционно считается составной частью частного права, некоторые затрагиваемые им вопросы, например определение национальности, по сути своей являются частью публичного права.

Гражданское процессуальное право и уголовное право иногда выделяются как санкционирующее право, так как они обеспечивают проведение в жизнь норм частного права. Эта традиционная точка зрения оспаривается некоторыми учеными, которые относят определенные отрасли — торговое, морское, сельскохозяйственное, воздушное, трудовое право, законы о социальном обеспечении и так называемое санкционирующее право (уголовное и гражданское процессуальное право) к отдельной группе «смешанных прав». Существует и другая точка зрения, согласно которой гражданское процессуальное право больше связано с публичным, нежели с частным правом.

 

В ФРГ разделение между частным и публичным правом было выражено несколько слабее, чем во Франции, что, в частности, находит свое отражение в иной, чем во Франции, организации и компетенции органов общей, административной и конституционной юстиции. Но в общих чертах схема схожа. Так в немецкой юридической науке отраслями публичного права принято считать:

- конституционное право,

- административное,

- налоговое,

- уголовное,

- уголовно-процессуальное,

- гражданское процессуальное право,

- церковное право,

- международное публичное право.

 

Право, регулирующее отношения между государственными органами, называется также государственным правом.

 

Частное право в ФРГразделяется на:

- собственно гражданское право, содержащееся в гражданском кодексе и во вспомогательных законах,

- и особую часть частного права, в эту часть входят торговое право, законодательство о компаниях, законы об оборотных документах, авторское право, законы о конкуренции (включая патенты), торговые знаки и модели, международное частное право.

Трудовое право иногда считается составной частью частного права, но в большинстве случаев, его относят к области , которая не соответствует ни частному, ни публичному праву.

 

В большинстве европейских стран классификация отраслей права напоминает германскую (Швейцария, Испания, Австрия). Италия, Бельгия придерживаются французской схемы, как и Нидерланды, где, впрочем, делается оговорка: гражданское процессуальное право и законы о несостоятельных должниках составляют формальную часть частного права в отличие от субстантивной части частного права, куда входят собственно гражданское и торговое право. Одно из значительных отличий публичного права от частного состоит в том, что большая часть частного права кодифицирована, тогда как публичное право состоит по большей части из конституционных законов и иных законов, не носящих характера кодификации.

Усилившаяся административно-правовая активность государственных органов затронула такие отношения, которые ранее находились в исключительном ведении частного права. Так, в области аграрных отношений административно-правовое регулирование оказывает значительное воздействие на использование собственности (или долгосрочной аренды) путем введения земельного зонирования, принудительных сервитутов, ограничения инвестирования средств, установления квот на продукцию и другими путями. Произошло о вторжение государства в область договоров — ранее вотчину частного права. Появился институт обязательного договора, заключенного по предписанию государственных органов. Условия обычного договора также могут в ряде случаев устанавливаться и предписываться административным актом, как в случае установления цен и квот.

 

Одновременно с проникновением публичного права в сферу частного права расширение круга государственных обязанностей, особенно в области социальных и коммунальных услуг, породило обратную тенденцию — применение институтов и средств частного права при выполнении публично-правовых действий.

 

Соотношение общего и особенного в национальных правовых системах