Виды наследования

Понятие и история наследования в римском праве.

Введение

ПЛАН

Тула - 2004

Л Е К Ц И Я

Тульский филиал

Источники

Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая Дигесты Юстиниана. М., 1997

Гай. Институции / Пер с латинского Ф. Дыдынского (под ред. В.А. Савельева, Л.Л. Кофанова). М., 1996.

Дигесты Юстиниана / Пер. И.С. Перетерского. М., 1984.

Законы XII таблиц / Перевод Л.Л. Кофанова. М., 1996.

 

 


МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ

РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

 

по курсу «Римское право»

 

 

ТЕМА: «Право наследования в Древнем Риме»

 

Подготовил: Агафонов Н. А.

Время: 4 час.

 

 

 

 

Введение …………………………………………………….. 3

 

Понятие и история наследования в римском праве …… 4

 

Наследование по завещанию …………..……………… 8

 

Наследование по закону ………………………………….12

 

Принятие наследства и его последствия ………………..16

 

Легаты и фидеокомиссы ………………………………….18

 

Иски о наследстве ……………………………………… 21

 

Заключение …………………………………………………. 22

Литература ………………………………………………….. 23

Одним из наиболее интересных разделов римского права, по мнению многих исследователей, является наследственное право, рассмотрению которого мы и посвятим данную лекцию.

Наследование – переход имущества, прав и обязанностей умершего лица (в том числе тех, о которых умерший не знал) к одному или нескольким другим лицам по завещанию или по закону (если завещания нет, оно недействительно или наследник не принял наследства).

Развитие института наследования восходит к первой римской кодификации права (середина V столетия до н. э., «Законы XII таблиц»). В течение многих веков они считались в Риме основным источником права - публичного и частного.

Свое название Законы получили в связи с тем, что были написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на город­ской площади. Никто поэтому не мог «отговариваться незнанием закона». По некоторым сведениям, от всякого вступающего в ря­ды граждан юноши требовалось знание законов наизусть. Счита­лось, что без этого нельзя выполнять обязанности гражданина, в особенности судейские.

Сами законы до нас не дошли. Они известны лишь в отрывках, которые сохранились в сочинениях древних авторов, в особенности юристов, - Цицерона, Ульпиана и др. Среди этих источников особое место занимает сочинение юриста II века н. э. Гая, автора «Институций» - учебника для римских юридических школ. Его случай­но обнаружил историк Нибур в 1816 году в итальянском городе Вероне. «Институции» Гая были найдены под текстом сочинения богословского содержания. Существует предание, будто Нибур опрокинул чернильницу и, стирая на рукописи пятно, обнаружил сочинение Гая.

От слова «цивитас», что значит «город», «городская община», право Таблиц называли «цивильным», то есть принадлежа­щим данной совокупности граждан[123][1]; от слова «квирит» (как люби­ли называть себя сами римляне в честь бога войны Януса Квирина) - «квиритским».

Примечательной чертой «Законов XII таблиц» было четко проведенное разделение вещей на две категории. К первой при­надлежали главным образом земля, рабы, рабочий скот. Ко вто­рой - все остальные вещи. Практическое значение такого разделения обнаруживалось в способе отчуждения вещей; при их продаже, дарении и пр. Именно по этому признаку определилось и само название ука­занных категорий. Первая называлась res mancipi (рес манципи), вторая - res nес mancipi (рес нек манципи). Отчуждение земли, рабов, рабочего скота должно было со­вершаться в строго установленной форме. Она называлась mancipatio (манципацио) – т.е. манципация.

Слово это происходит от manus - рука. Первоначальное образное представление о собственности шло от завладения вещью, захвата. Отсюда “манус”.

Манципация производилась следующим образом. Продавец и покупатель (если взять наиболее частый случай) приглашали пять свидетелей (не менее) и весодержателя. Покупатель (приобретатель) касался рукой купленной им вещи («хватал ра­ба»), говоря при этом: «Я утверждаю по праву квиритов, что этот... (предположим, раб) принадлежит мне, и я купил его за эту медь». Продавец мог ограничиться молчанием, которое считалось знаком согласия.

Медный слиток бросался на весы, символизируя уплату денег. В этом обряде пережиточно сохранилось воспоминание о тех временах, когда еще не умели че­канить монету и металл переходил из рук в руки в виде слитков определенного ве­са. Из этого можно заключить, что обычай манципации много древнее «Законов XII таблиц», знающих уже и денежный штраф.

Пропуск слова в формуле покупки, отсутствие хотя бы од­ного из пяти положенных свидетелей, какое-нибудь упущение в обряде и т. д. были достаточными основаниями для признания сделки недействительной, даже если были уплачены деньги.

Здесь выступает перед нами строгийюридический форма­лизм, красной нитью проходящий через все законодательство Таблиц.

В контексте сегодняшней темы обратимся к тому, как регулировались семейные отношения по «Законам ХП таблиц». Следует отметить, что они характери­зуются ранее всего неограниченной властью домовладыки. Все живущие под крышей его дома, будь то кровные родственники или приемыши, были членами одной и той же фамилии - агнатами. Имущество семьи считалось ее коллективной собственностью, но распоряжаться им мог только «отец семейства» - pater familias (патер фамилиас). По смерти последнего оно поровну делилось между агнатами. Когда их не оказывалось, наследовали ближайшие сородичи (братья умершего, их сыновья и т. д.), которых также считали агнатами, хотя и дальними (братья некоторое время до смерти отца жили под одной крышей).

Дочь переходила в дом своего мужа, подпадая под власть его самого и его от­ца, если последний был еще жив. По отношению к своему родному отцу и своей старой семье вообще она когнатка, кровная родственница, но и только. Прав на наследство в своей кровной семье она, а также ее дети и внуки, не имели.

Таким образом, имущественная правоспособность наступала для римского гражданина нередко много позже политической - не ранее смерти отца.

Существовала одна возможность для освобождения сына при жизни отца - че­рез троекратную продажу в рабство. После третьей продажи сын становился сво­бодным. По отношению к своей семье он делался когнатом, лишенным, как и за­мужняя дочь, права наследования.

Жена так же, как и другие домочадцы, была во власти своего мужа. Сама форма брака была для нее хотя и традиционной, но все же унизительной, особенно если брак устанавливался покупкой (в форме манципации). Некоторое равенство давал ей только брак без формальностей – sine manu (сине ману), без «наложения руки». Такой брак, допущенный законом, устанавливался фактомпростого сожительства. Имущество супругов находилось при этом в их раздельной собственности. Брак этот следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть - по давности. Чтобы избежать этого, она не менее трех ночей в году проводила вне дома - давность таким образом прерывалась.

Поскольку издержки на содержание семьи лежали на му­же, установился обычай, чтобы в браке «сине ману» жена прино­сила приданое (в «правильном» браке все ее имущество было соб­ственностью мужа). В случае развода оно возвращалось.

(схема 1)

«Законы XII таблиц» разрешают наследование по завещанию, но ограничивают его рядом условий. Лишая наследства ко­го-либо из агнатов, отец должен был прямо назвать его. Это ре­шение могло быть обжаловано. Всякое наследственное распоряжение нуждалось в ранний период республики в утверждении народного собрания. Однако наследование по завещанию, получив­шее в более позднее время очень широкое применение (так, что наследование по закону носило название наследование ab intestate (аб интестате), т. е. после лица, не оставившего завещания), в древнейшую эпоху практически имело места. Что же касается насле­дования по закону, то в силу указанного обстоятельства круг законных наследников первоначально определялся по признаку агнатского родства. Родство по крови (когнатское), как основание для наследования по закону, впервые получи­ло признание в преторском праве и окончательно восторже­ствовало в императорском законодательстве.

Со временем разложение агнатской семьи, ослабление от­цовской власти, явившиеся следствием изменения производ­ственных отношений и всего социально-экономического строя, приводило к тому, что передача наследства лицам, увязанным с наследодателем лишь агнатскими отношениями, минуя самых близких кровных родственников, но утративших агнатскую связь (например, эманципированные дети), стала признаваться несправедливой.

С другой стороны, сложные формальности, требовавшиеся по цивильному праву для составления завещания, также стали слишком стеснительными. Эти новые запросы жизни были уч­тены претором. В своем эдикте он стал обещать судебную за­щиту также лицам, которые по цивильному праву не имели права наследовать; равным образом, он объявил, что будет признавать завещания, составленные в более простой форме.

Не имея права отменять нормы цивильного права, претор достигал цели, предоставляя этим новым наследникам владе­ние наследственным имуществом (bonorum possessio – бонорум посессио). Сначала это признание давалось лишь постольку, поскольку с “преторским наследником” не конкурировал цивильный наследник: если находился цивильный наследник, заявлявший требование о наследстве, наследство передавалось ему, преторский на­следник оказывался sine re, т. е. без наследственного имуще­ства. Но позднее (в эпоху принципата) претор стал обеспечи­вать прочное обладание наследственным имуществом за те­ми лицами, которые признавались им более подходящими наследниками (bonorum possessio cum re). После этого bono­rum possessio стала одним из случаев возникновения бонитарной или преторской собственности.

В императорскую эпоху эти две системы: цивильная и преторская bonorum possessio — стали постепен­но сближаться тем путем, что наиболее старые цивильные наследственные нормы стали изживаться. Наряду с этим, в само цивильное право стали проникать новые положения, построенные на преторских принципах, — например, взаим­ное право наследования матери и ее детей.

Окончательное торжество новые принципы наследования получили только в новеллах Юстиниана.