VII. Музыкальная жизнь Англии
Музыка
V. Искусство Германии
Музыка
IV. Искусство Испании
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ
История инструментальной музыки XVIIв. - это история создания
инструментальных ансамблей с ведущей ролью скрипки. Постепенно определяются
ведущие типы ансамблей (трио), выдвигаются солирующие инструменты. В середине
века образуется соната, как цикл нового типа.
Это породило:
1) поиск нового тематизма, образной определенности, конкретности;
2) расширение рамок композиции, самоопределение частей;
3) контрастность динамики и лирики в макро- и микромасштабах.
Постепенно соната из контрастно-составной формы превращается в цикл.
Развивается и жанр сюиты. Постепенно создается тип концерта -
grosso. Представители:
Арканджело Корелли. Характерно: отсутствие тематических контрастов в пределах
частей; сопоставление solo и tutti для активизации музыкальной ткани; ясный и
открытый образный мир.
Антонио Вивальди. Черты: отсутствие в большинстве произведений программы, но
яркий тематизм, конкретность музыкального языка. Мелодии близки фольклорному
песенному, танцевальному пласту, оперным интонациям. Вырабатывается
определенный тип трехчастной композиции:
1ч - быстро; рондо, разработочный характер;
2ч - медленно, лирический центр;
3ч - быстро.
В области органной музыки ведущее место принадлежит Фрескобальди.
Основные черты стиля: смешение полифонических форм, тяготение к “взволнованному
стилю”, жанровое разнообразие, тематическая индивидуализация.
Таким образом, художественная и музыкальная жизнь Италии была многоплановой и
разнообразной.
Путь испанской музыки был своеобразен. В XVIIв. не выдвинулась
своя оперная школа, но стремление к театральной определенности проявилось
достаточно рано. Помимо крупных драматических произведений с традиционным
участием музыки, развивались театрализованные песни (tonas, tonadas), сложилась
сарсуэла - музыкально-театральный жанр (от названия королевского замка). Музыке
придавалась ведущая психологическая роль. В XVIIIв. значение жанра заслоняется
нахлынувшей итальянской оперой.
Таким образом, находясь в экономическом и политическом упадке, Испания
переживала свой “золотой век” в художественной культуре.
Необычайно насыщенной была музыка Германии, предоставленная разнообразными
жанрами и давшая миру такого гения, как И.С. Бах.
Среди вокальных жанров наиболее крупные произведение - вокальные
оратории Генриха Шюца (пассионы). Происхождение формы связано со средневековыми
традициями прочтения определенных глав Евангелия на страстной неделе.
Постепенно пассионы становятся творениями композитора. Основные черты:
1) лаконичность и строгость музыкальной драматургии;
2) декламация зависит от церковной традиции произнесения текста;
3) вводятся элементы напевности (в кульминациях);
4) обрамление хорами.
Опера наиболее продуктивно развивалась в Гамбурге. Характерно:
1) духовные, мифологические, исторические, бытовые, злободневные сюжеты;
2) комедийная трактовка;
3) театральные эффекты;
4) натуралистические подробности;
5) сочный, грубый язык, диалект.
Среди представителей: Георг Телеман, Рихард Кайзер.
В инструментальной музыке XVIIв. орган занимал почетное место. В
первых поколения немецких композиторов-органистов наиболее интересными были
фигуры Шайдта (1587-1654) и Иоганна Фробергера (1616-1667). Их значение велико
для истории полифонических форм на пути к фуге и обработок для хорала.
Фробергер сблизил органную и клавесинную музыку (импровизационность,
патетичность, виртуозность, подвижность, тонкая разработка деталей). Среди
непосредственных предшественников Баха можно назвать Иоганна Адама, Георга
Бема, Иоганна Пахельбеля, Дитриха Букстельхуде. Крупные и оригинальные
художники, они представляют как бы разные стороны предбаховского органного
искусства: Пахельбель - “классическую” линию, Букстельхуде - “барочную”. Для
творчества Букстельхуде характерна раскинутость композиции, свобода фантазии,
склонность к патетике, драматизму, ораторским интонациям.
XVIIв оказался противоречивым и для музыкального искусства Англии
. Творческое наследие английской музыки было богатым и разнообразным: традиция
многоголосья, разработка полифонических форм, расцвет мадригала... Но
непосредственного исторического продолжения многое из ранее достигнутого не
получило. Движение творческой мысли тормозилось и прерывалось в силу особых
исторических обстоятельств. В сложных условиях выдвинулась в Англии фигура
гениального музыканта Генри Персела (1658-1695гг.). Им написаны произведения в
различных жанрах, некоторые его песни стали “народными”, он развил духовные
хоровые песнопения (“антемы”). Но главной областью творчества была музыка для
театра (опера, музыка к 152 спектаклям...). Явился родоначальником и
завершителем национальной оперной школы. Характерно:
1) опора на глубинные музыкальные традиции Возрождения;
2) соединение национальной почвенности, смелой опоры на народно-жанровые
образцы со свободным проявлением авторской индивидуальности;
3) концентрация музыкальной образности;
4) драматизм и трагизм в мировосприятии;
5) принцип единовременного контраста в образах, интонациях, гармонии, ритмах;
6) композиция крупного плана с большой цельностью частей.
В области английской инструментальной музыки происходило
складывание клавирной школы (верждинелисты - по названию инструмента).
Представители: Берд, Булл, Морни, Гиббонс... Наибольший интерес из их
творчества представляют вариации на тему танцев и песен.