VII. Музыкальная жизнь Англии

Музыка

V. Искусство Германии

Музыка

IV. Искусство Испании

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ

 

История инструментальной музыки XVIIв. - это история создания

инструментальных ансамблей с ведущей ролью скрипки. Постепенно определяются

ведущие типы ансамблей (трио), выдвигаются солирующие инструменты. В середине

века образуется соната, как цикл нового типа.

Это породило:

1) поиск нового тематизма, образной определенности, конкретности;

2) расширение рамок композиции, самоопределение частей;

3) контрастность динамики и лирики в макро- и микромасштабах.

Постепенно соната из контрастно-составной формы превращается в цикл.

Развивается и жанр сюиты. Постепенно создается тип концерта -

grosso. Представители:

Арканджело Корелли. Характерно: отсутствие тематических контрастов в пределах

частей; сопоставление solo и tutti для активизации музыкальной ткани; ясный и

открытый образный мир.

Антонио Вивальди. Черты: отсутствие в большинстве произведений программы, но

яркий тематизм, конкретность музыкального языка. Мелодии близки фольклорному

песенному, танцевальному пласту, оперным интонациям. Вырабатывается

определенный тип трехчастной композиции:

1ч - быстро; рондо, разработочный характер;

2ч - медленно, лирический центр;

3ч - быстро.

В области органной музыки ведущее место принадлежит Фрескобальди.

Основные черты стиля: смешение полифонических форм, тяготение к “взволнованному

стилю”, жанровое разнообразие, тематическая индивидуализация.

Таким образом, художественная и музыкальная жизнь Италии была многоплановой и

разнообразной.

 

Путь испанской музыки был своеобразен. В XVIIв. не выдвинулась

своя оперная школа, но стремление к театральной определенности проявилось

достаточно рано. Помимо крупных драматических произведений с традиционным

участием музыки, развивались театрализованные песни (tonas, tonadas), сложилась

сарсуэла - музыкально-театральный жанр (от названия королевского замка). Музыке

придавалась ведущая психологическая роль. В XVIIIв. значение жанра заслоняется

нахлынувшей итальянской оперой.

Таким образом, находясь в экономическом и политическом упадке, Испания

переживала свой “золотой век” в художественной культуре.

 

 

 

Необычайно насыщенной была музыка Германии, предоставленная разнообразными

жанрами и давшая миру такого гения, как И.С. Бах.

Среди вокальных жанров наиболее крупные произведение - вокальные

оратории Генриха Шюца (пассионы). Происхождение формы связано со средневековыми

традициями прочтения определенных глав Евангелия на страстной неделе.

Постепенно пассионы становятся творениями композитора. Основные черты:

1) лаконичность и строгость музыкальной драматургии;

2) декламация зависит от церковной традиции произнесения текста;

3) вводятся элементы напевности (в кульминациях);

4) обрамление хорами.

Опера наиболее продуктивно развивалась в Гамбурге. Характерно:

1) духовные, мифологические, исторические, бытовые, злободневные сюжеты;

2) комедийная трактовка;

3) театральные эффекты;

4) натуралистические подробности;

5) сочный, грубый язык, диалект.

Среди представителей: Георг Телеман, Рихард Кайзер.

В инструментальной музыке XVIIв. орган занимал почетное место. В

первых поколения немецких композиторов-органистов наиболее интересными были

фигуры Шайдта (1587-1654) и Иоганна Фробергера (1616-1667). Их значение велико

для истории полифонических форм на пути к фуге и обработок для хорала.

Фробергер сблизил органную и клавесинную музыку (импровизационность,

патетичность, виртуозность, подвижность, тонкая разработка деталей). Среди

непосредственных предшественников Баха можно назвать Иоганна Адама, Георга

Бема, Иоганна Пахельбеля, Дитриха Букстельхуде. Крупные и оригинальные

художники, они представляют как бы разные стороны предбаховского органного

искусства: Пахельбель - “классическую” линию, Букстельхуде - “барочную”. Для

творчества Букстельхуде характерна раскинутость композиции, свобода фантазии,

склонность к патетике, драматизму, ораторским интонациям.

 

XVIIв оказался противоречивым и для музыкального искусства Англии

. Творческое наследие английской музыки было богатым и разнообразным: традиция

многоголосья, разработка полифонических форм, расцвет мадригала... Но

непосредственного исторического продолжения многое из ранее достигнутого не

получило. Движение творческой мысли тормозилось и прерывалось в силу особых

исторических обстоятельств. В сложных условиях выдвинулась в Англии фигура

гениального музыканта Генри Персела (1658-1695гг.). Им написаны произведения в

различных жанрах, некоторые его песни стали “народными”, он развил духовные

хоровые песнопения (“антемы”). Но главной областью творчества была музыка для

театра (опера, музыка к 152 спектаклям...). Явился родоначальником и

завершителем национальной оперной школы. Характерно:

1) опора на глубинные музыкальные традиции Возрождения;

2) соединение национальной почвенности, смелой опоры на народно-жанровые

образцы со свободным проявлением авторской индивидуальности;

3) концентрация музыкальной образности;

4) драматизм и трагизм в мировосприятии;

5) принцип единовременного контраста в образах, интонациях, гармонии, ритмах;

6) композиция крупного плана с большой цельностью частей.

В области английской инструментальной музыки происходило

складывание клавирной школы (верждинелисты - по названию инструмента).

Представители: Берд, Булл, Морни, Гиббонс... Наибольший интерес из их

творчества представляют вариации на тему танцев и песен.