Способы приобретения права собственности
Право собственности не могло возникнуть без существования законных способов приобретения собственности. Вещи, приобретенные каким-либо способом, не предусмотренным правом как способ приобретения собственности не становились собственностью приобретателя. Он не обладал юридической властью над ними, а мог устанавливать только фактическую власть, т. е. владение или держание.
Для приобретения права собственности необходимы установленные законом основания — юридические факты (например, договоры займа, купли-продажи), образующие титулприобретения. Такими способами являются формальные обстоятельства, с наступлением которых приобретается право собственности (например, совершение манципации или in jure cessio).
В связи с большим значением способов приобретения собственности как единственного источника этого права, римские юристы уделили большое внимание множеству вопросов, связанных с ним.
Такое внимание уделялось ими и отдельным способам приобретения собственности, и их общей классификации.
Общее разделение способов приобретения собственности, приведенное в трудах римских юристов, исходило из нескольких принципов. Опираясь на эти принципы, было создано следующее разделение способов приобретения собственности.
По предмету приобретения способы приобретения собственности делились на универсальные и сингулярные. Универсальными были способы, при которых устанавливалась собственность на целое имущество некоего лица или на массу различных предметов, а сингулярными – те, при которых право собственности основывалось на отдельный предмет.
По времени действия способы приобретения собственности делились на способы inter vivos и способы mortis causa. Способы приобретения собственности с действием inter vivos предназначались для ежедневного правового оборота между живыми людьми, а способы приобретения mortis causa — в случае их смерти.
Но важнейшее деление способов приобретения собственности было проведено в связи с тем фактом, что право собственности устанавливалось на предмет, находящийся в собственности некоего лица, или на предмет, еще не бывший в такой собственности или переставший быть таковым. В связи с этим фактом способы приобретения делились на первоначальные и производные.
(Схема 3)
1. К первоначальным относятся те способы, при которых право собственности на вещь возникает у лица впервые либо независимо от прав предшествующего собственника, т.е. право собственности устанавливалось на только что возникшую вещь, на вещи, не имевшие до этого собственника, и на вещи, когда-то имевшие собственника, но его право на собственность прекратилось или по его воле или по предписаниям закона.
Сюда относятся:
ü завладение;
ü спецификации;
ü соединение вещей;
ü приобретательная давность.
2. Производными способами приобретения называются такие, при которых приобретатель получает свои права от собственника. Эти способы выражались в договорах между живыми, а также в наследовании по закону и по завещанию и завещательных отказах. При их помощи, с переходом права собственности, право приобретателя проистекало из права собственности его предшественника.
При производном приобретении требуется реальное наличие права собственности на стороне отчуждателя, ибо другая сторона не сможет приобрести передаваемого ей права: «Никто не может перенести на другого больше права, чем имел бы сам»[92][4].
Сюда относят:
ü традицию;
ü соединение вещей;
ü отказ по завещанию;
ü плоды и доходы от использования чужой собственности;
ü решение претора (суда).
Рассмотрим часть их этих способов немного подробнее.
Завладение (occupacio). Наиболее древним и наиболее важным оригинальным способом приобретения собственности, была оккупация, или присвоение предметов, не имевших хозяина, а также предметов, чьи хозяева не обладали защитой своей собственности по уложениям римского права.
К вещам, не имеющим хозяина, принадлежали дикие животные, и птицы, и рыбы, «все, что живет, все, что находится на земле, море и небе». К этим вещам относились и животные, когда-то одомашненные, но опять одичавшие, жемчуг и драгоценные камни, найденные в море или на берегу, возникшие острова, или вещи, которые хозяева отвергли с намерением никогда больше не включать их в свое имущество.
Вещами, чьи хозяева не обладали правовой защитой своей собственности, были вещи врагов.
В римском праве существовали особые правила приобретения собственности на сокрытую ценность, или сокровище (клад). Сокровищем считались все ценные предметы, сокрытые с давних пор лицом, чья идентичность не могла быть установлена. После определенных исканий, решения римского права о приобретении собственности на сокровища стали гласить: клад полностью принадлежит тому, кто нашел его на своей земле, как и тому, кто случайно обнаружил его; он делился на равные части между собственником земли и случайно нашедшим его на чужой земле или на земле фиска. Нашедший клад, намеренно производивший розыски на чужой земле с целью отыскания клада, не имел права участвовать в разделе найденного сокровища.
Спецификация (specificatio) — это переработка вещи для себя, создание новойвещи из чужогоматериала, например, вазы из материала, не принадлежащего мастеру (спецификанту).
Specificatio представлял собой особый и очень важный случай accessio.
Спецификация имеет место лишь тогда, когда переработка осуществлена несобственником материала и результатом переработки явилась новая вещь. В этом случае возникал вопрос о ее принадлежности, который римскими юристами решался неоднозначно.
Одни, следуя учению стоиков о приоритете материи, считали, что собственником новой вещи является собственник материала. Другие, вслед за Аристотелем, напротив, считали доминирующей форму, и потому собственником новой вещи, по их мнению, являлся ее создатель.
В Кодификации Юстиниана проблема была решена в том смысле, что если спецификант действовал не по злому умыслу и невозможно возвратить переработанные материалы в прежнюю форму, вещь становилась собственностью спецификанта, который возмещал стоимость материала.
1. Смешивание твердых или жидких вещей могло наступить по воле хозяина или случайно. Если смешивание вещей было совершено по воле хозяина, в момент соединения до этого раздельных количеств вещей, на новую их массу устанавливались отношения совместной собственности. Между тем, отношения совместной собственности не устанавливались, если смешивание произошло случайно — как и тогда, когда смешивание совершалось по воле хозяина части материала. В таких случаях сразу устанавливалось право требовать возвращения части материала от держателя.
2. Правила приобретения плодов в известном смысле были коррелятивны правилам accessio. Если при акцессии решался вопрос, кому достанется собственность на новую вещь, возникшую при соединении главной вещи и принадлежностей, то при определении правовой участи плодов требовалось решить, кому должна достаться побочная вещь в момент отделения от главной вещи. Вопрос был простым, когда плодоприносящая вещь находилась во владении собственника. В этом случае плоды, отделенные от плодоприносящей вещи самим отделением доставались собственнику плодоприносящей вещи.
Иными были правила в случае, когда собственник каким-либо актом право собирания плодов перенес на другое лицо, как и том случае, когда против своей воли был лишен владения вещью, а значит и возможностью пользоваться ее плодами. Известны были случаи передачи права пользования плодами (что было возможно при частичном праве собственности), как например: долгосрочные договоры аренды, usus и usufructus, договоры найма и т. д. Случаи, когда собственник был лишен возможности пользоваться плодами, причем против собственной воли. делились на случаи владения bonae fide и mala fide, т. е. случаи добросовестного и недобросовестного владения.
Долгосрочные арендаторы земли получали собственность на плоды уже в момент сепарации или отделения от плодоприносящей вещи.
Носители сервитутных прав и краткосрочные наниматели получали собственность на плоды только в момент перцепции, или собирания (установление физической власти над плодами). Если между моментом сепарации и моментом перцепции проходило известное время, в этот период плоды принадлежали собственнику вещи.
Добросовестные держатели получали собственность на плоды в момент отделения. Это их право было ограничено в постклассическое время таким образом, что они должны были возвратить собственнику все плоды, которые еще не переработали. Таким образом, добросовестные держатели не получали собственность на плоды в момент сепарации, но только в момент их использования или обработки. Недобросовестные держатели не имели права приобретать плоды: они получали в собственность не сами собранные плоды, но только те, которые были ими утрачены.
Соединение вещей (accessio). Имеются в виду различные случаи соединения вещей, принадлежащих разным собственникам.
Для того, чтобы избежать ущерба из-за раздела жестко соединенных вещей, если они состояли из частей, перед соединением в новую вещь принадлежащих различным собственникам, были созданы правила принадлежности, или акцессии.
Основной мыслью римского права, выраженной в правилах об акцессии, было: собственность на вещь, состоящую из жестко соединенных частей, перед соединением принадлежавших различным собственникам, переходила к собственнику главной вещи и прекращалась для собственников принадлежностей. Что было главным, а что побочным, определялось от случая к случаю, соответственно ведя счет от самого незначительного предмета, переходящего в собственность лица, являющегося собственником более важной вещи.
Случаи accessio, или принадлежности, делились на три основные группы:
1) Случаи соединения недвижимых вещей. Сюда относились речной нанос, который происходил вследствие постепенного и постоянного увеличения одного участка земли за счет частиц, уносимых с чужого участка, при этом таким образом, что "не было возможности подсчитать, насколько участок увеличился в данный момент". Собственность на речной нанос переходила к собственнику участка, к чьим границам река нанесла частицы.
Унос земли происходил, когда неожиданно отрывались и переносились целые части земли. Отделенные части доставались собственнику земли, к чьим границам были донесены, но только когда растения оторвавшейся части пустят корни в земле нового хозяина. Остров, возникший на стрежне реки, доставался хозяевам соседских участков по двум сторонам реки, а если он находился не на самом стрежне, — хозяевам участков, находящихся ближе к нему. Покинутое речное русло доставалось хозяевам соседних участков и делились соразмерно величине их участков;
2) Случаи соединения движимой и недвижимой вещи. Например, любое строение, воздвигнутое на одном участке земли, принадлежало собственнику участка[93][5]. Уже в момент засевания брошенное семя становилось составной частью земли, тогда как саженцы становились составной частью только когда пускали корни. В случае, когда имплантации на чужом участке совершались добросовестными лицами (bona fide), собственники земли могли быть обязаны возместить стоимость вложенного труда, как и стоимость семян и саженцев;
3) Случаи соединения двух движимых вещей. Например, случай, когда чужой пергамент или другой пишущий материал был употреблен для составления текста. Спор о собственности в этом случае решался в пользу хозяина материала для письма, даже когда буквы были золотыми. В случае написания картины на чужом холсте мнения римских юристов разделились: одни считали, что собственность принадлежит собственнику холста, другие, что эту собственность следует предоставить художнику. В случаях покраски ткани чужой краской, вплетения чужих нитей в собственное полотно и приваривания чужого материала к своей вещи римское право выказывало определенные колебания до времени Юстиниана. Юстиниан постановил в указанных случаях главной вещью считать ткань или полотно, т. е. ту часть вещи, которая представляла сущность всего предмета.
Приобретательная давность (usucapio).Приобретение в результате пользования.
Чтобы собственность на какие-либо вещи надолго или навсегда не оставалась неизвестной, в римском праве была введена приобретательная давность (usucapio), как способ приобретения квиритской собственности лицом, владеющим вещью, но не являющимся ее собственником, если он выполнял определенные условия. предусмотренные правом.
Появление usucapio (вероятно, во II в. до н. э.) указывает на разделение владения (как фактического обладания) и собственности — dominium (как полного права на вещь).
Добросовестное владение, возникшее на основании договора, но без соблюдения установленной законом формы (например, вне манципации), а также возникшее с соблюдением формы, но полученное от лица, не имеющего права отчуждать имущество, может быть истребовано по иску собственником. Практически целесообразно, чтобы неуверенность добросовестного владельца, вызванная возможностью вчинения иска, не была бесконечной. Поэтому в соответствии с приобретательной давностью владелец становится собственником, если вещь приобретена добросовестно и владение продолжалось установленное законом время.
Пороки приобретения погашало истечение срока давности, которое и свидетельствовало о наличии права собственности. Никаких иных доказательств правомерности титула приобретения не требовалось.
Таким образом, фактическое пользование добросовестно приобретенной вещью, длившееся без помех в течение определенного времени, превращалось в право собственности.
Приобретательная давность была известна еще старому цивильному праву. В древнее время римские граждане могли приобретать собственность путем приобретательной давности, если были лицами sui juris и непрерывно владели движимым предметом один год, а недвижимым — два года. Приобретательная давность не распространялась на украденные предметы, на предметы, отнятые силой, на res mancipi женщины под опекой агнатов, если они были отчуждены без согласия агнатов, и на участки с погребениями.
Такая неопределенность и широта древнего права в установлении приобретательной давности была естественна для времени, когда частная собственность лишь начала создаваться. В древнейшее время сам факт бесспорного владения и экономического использования какой-либо вещи имел решающее значение. В то же время собственники, экономически не использующие собственные предметы, не имели особых причин заботиться о праве собственности на них, так как оно им не было нужно. Мы уже сказали, что она применялась лишь к римским гражданам и составляла для движимых вещей 1 год, а для недвижимых 2 года. При этом не требовалось ни законного основания владения, ни добросовестности владельца. Не подлежали давности краденые вещи и насильственно захваченные.
Иначе было в классическое время, когда хозяйственная эксплуатация имущества могла организовываться с участием рабочих рук вне рамок семьи (рабы). Поэтому в классическое время условия установления правомерной приобретательной давности были усложнены. Классическое право распространило приобретательную давность на перегринов и провинциальные земли и увеличило сроки давности без различения движимых и недвижимых вещей до 10 лет и 20 лет, если квиритский собственник жил в другой провинции. В Кодификации Юстиниана эти сроки для движимых вещей 3 года, для недвижимых сохранились прежние.
Действие приобретательной давности обусловлено соединением следующих предпосылок:
а) законное основание владения — например, договор купли-продажи. Правомерным основанием были все передаточные акты, предшествующие приобретению собственности, на которые приобретатель предмета мог ссылаться как на причину, по которой определенный предмет считался его собственностью, но которые и после приобретения предмета не приводили к установлению права собственности, так как имели какой-нибудь недостаток. Этот недостаток мог содержаться или в субъекте, или в обороте, или в материале, или в способе приобретения. Не имеют при этом значения пороки титула, ибо основанием приобретения права собственности в данном случае является не титул, а приобретательная давность;
б) добросовестность владельца — bonae fides. Считалось, что приобретатель собственности на вещь имел bonae fides всегда, когда при установлении владения не был извещен о том, что основание, по которому он получил предмет, и способ, по которому это произошло, содержали недостатки, из-за которых он не мог стать собственником вещи. Воnаe fides требовалась лишь во время установления владения. Если приобретатель предмета узнавал о недостатках, препятствующих ему считаться собственником, эти сведения лишали его права правомерной приобретательной давности;
в) непрерывность владения — движимыми вещами 3 года, недвижимыми — 10 или 20 лет. Владение должно осуществляться непрерывно одним лицом. Приобретатель вещи должен был предписанное время открыто и публично владеть предметом, т. е. относиться к предмету как собственник. Давность не приводила к установлению собственности, если до истечения срока собственник вещи отменял эту давность. Отмена осуществлялась символическими действиями: разламыванием ветки дерева, наступлением на землю, посещением дома и т. д. Отмена давности осуществлялась только решением суда. Если давность была отменена, а приобретатель еще владел вещью, новый срок давности начинался с момента отмены.
В случае осуществления владения разными лицами суммирование времени было возможно, если допускалось преемство в праве (например, при наследовании).
Только лица, исполнившие все предписанные условия, могли получить собственность путем приобретательной давности, т. е. по истечении последнего дня срока установленной давности. С этого дня они обретали квиритскую собственность на предмет и в случае иска rei vindicatio не должны были доказывать и право своих предшественников.
Традиция (tradicio). Традиция перешагнула границы римской истории и в современных правовых системах применяется в соответствии со своим изначальным назначением — как производный способ приобретения права собственности.
Первоначально традиция применялась к неманципируемым вещам или к вещам, приобретатели которых не являлись римскими гражданами. Применение традиции к манципируемым вещам создавало не квиритскую собственность, а бонитарное обладание.
Впоследствии, когда стерлись различия между манципируемыми и неманципируемыми вещами, роль традиции возросла, и ее действие было распространено на отношения между римскими гражданами. В Кодификации Юстиниана традиция закреплена в качестве единственного способа заключения вещного договора о перенесении права собственности и на движимое и недвижимое имущество.
Традиция переносила право собственности от отчуждателя к приобретателю при одновременном наличии двух условий:
а) В соответствии с сентенцией «собственность переносится передачей, а не соглашением» требовалась непосредственная передача вещи.
В древнеримском праве человек получал собственность, когда сдвигал предмет с места. Причем передача могла выражаться как в фактическом вручении вещи приобретателю, так и в символическом действии, когда передается вещь, обозначающая передачу главной вещи, например, ключи вместо товара на складе.
Если отчуждаемая вещь уже находилась у приобретателя, например, дом, которым он пользовался по договору найма, то передача признавалась состоявшейся в момент заключения договора (traditio brevi manu — передача короткой рукой). В этом случае не было необходимости совершать традицию. Сам факт владения предметом, следующий из транслятивного титула, заменял акт передачи.
Передача могла быть совершена и так, что отчуждатель не утрачивал фактического господства над вещью, например, в силу одновременного заключения договора купли-продажи и ссуды. В таком случае по первому договору вещь считалась переданной в момент его заключения, а по второму договору — возвращенной отчуждателю, но уже не как собственнику, а как ссудополучателю. Это — передача длинной рукой (traditio longa manu). Такая символическая передача существовала, когда отчуждающий вещи вместо предмета, который требовалось передать, передавал приобретателю некий символ предмета или каким-нибудь символическим действием демонстрировал, что отрекается от своего права собственности и переносит его на приобретателя. Это случалось, когда собственник вместо введения покупателя во владение предметом, передавал ему ключи как символ власти над купленным домом, или когда с возвышения обозначал границы имения с целью показать приобретателю, что все это находится в его власти.
Когда возобладало мнение, что физический контакт не является необходимым элементом традиции, возникли особые виды традиции, применяющиеся как для движимого, так и для недвижимого имущества. Традиция, при которой были выполнены все предписанные условия, действовала как способ приобретения собственности;
б) другое условие действительности традиции — ее основание. Таким основанием была обоюдная воля сторон на отчуждение и приобретение имущества, воплощенная в договорах. Определенный договор, мотивировавший волю сторон на перенесение собственности, должен предшествоватьпередаче вещи. «Никогда голая одна передача не переносит собственности, но только в тех случаях, если ей предшествует продажа или какое-либо законное основание, в силу которого последовала передача»[94][6].
Лишь традиция, при которой были выполнены все специальные условия, действовала как приобретение собственности.
Мы сказали, что в traditio должны были существовать два субъекта: отчуждающий вещь и приобретатель вещи. В связи с тем, что traditio была способом приобретения собственности по предписаниям jus gentium, право- и дееспособными субъектами при этом выступали не только римские граждане, но и другие свободные жители римского государства, правомочные заключать имущественные сделки по jus gentium.
Если traditio выступала как способ приобретения собственности, субъектам требовалось прийти к согласию о том, что собственность переносится одним лицом на другое, а приобретатель принимает эту вещь в собственность. Если участники не приходили к взаимному соглашению, traditio не имела транслятивного характера.
Причины, на основании которых отчуждающие должны были передать вещи в собственность приобретателей, а приобретатели требовать передачи предмета, были различными:
ü договор купли-продажи,
ü договор приданого,
ü договор дарения,
ü наследства,
ü легат и т. д.
Для традиции, проводящейся дееспособными субъектами, на основании правомерной причины соглашающихся отчуждать и принимать в собственность вещь, чтобы действительно привести к приобретению собственности, кроме требования материальности вещи, было необходимо, чтобы отчуждаемый предмет находился в собственности отчуждающего. Никто не мог передать право собственности на предмет, не являющийся его собственностью.