Бонитарная собственность
Когда в классическом праве старые способы приобретения квиритской собственности стали представлять собой тормоз для развития хозяйственного оборота, многие собственники предпочитали получать res mancipi и без необходимых формальностей, доверяя честности другой стороны. В этих случаях не устанавливалось право квиритской собственности.
Те, кто приобретал вещи путем обычной передачи, становились обычными держателями или простыми обладателями вещей. Право квиритской собственности они могли получить по истечении срока давности (один год для движимой, два года для недвижимой вещи). В связи с тем, что право квиритской собственности по истечении срока давности и далее принадлежало тому, кто передал вещь, тот, кто ее приобрел, не мог противостоять rei vindicatio собственника вещи, если формально владел чужой вещью и не имел правовых средств собственника или какого-нибудь другого лица, чтобы потребовать возвращения утраченной им вещи.
Cогласно содержанию своих полномочий, эти приобретатели получили полное право собственности. Они имели право использовать вещь, собирать ее плоды и распоряжаться ею, и в то же время были защищены от всех других лиц.
В современной романистике и отечественной историко-правовой науке давно утвердилось положение, согласно которому лицо, приобретшее манципируемую вещь посредством традиции, хотя и не становилось квиритским собственником, но фактически вещь закреплялась в его имуществе — in bonus.
Отсюда сделан вывод о существовании бонитарной,или преторской,собственности. Это новое право собственности было названо, с одной стороны, преторской собственностью, так как было введено и защищалось римскими преторами, а с другой стороны, — бонитарной собственностью, так как предметы этой собственности представляли собой составную часть имущества римских граждан.
Необходимо оговориться, что часть правоведов считает, что выделение такого вида собственности неправомерно. Например, германский романист М. Казер пишет: «Классические юристы боятся бонитарного приобретателя называть прямо собственником... и только школьный юрист Гай говорит о собственности — выражение, которое послужило основой современному учению о бонитарной собственности».
С точки зрения таких исследователей, римляне проводили различие не между квиритской и бонитарной собственностью, а между «полным правом» и «голым правом» внутри квиритской собственности. Это различие было введено для защиты приобретателя (посредством традиции) от злоупотреблений квиритского собственника. Разделение собственности на формальный (пустой) титул и фактическое положение собственника было связано с тем, что римские юристы не создали новых форм передачи собственности, соответствующих изменившимся историческим условиям.
Действительно, римская юриспруденция никогда не знала термина «бонитарная», или «преторская» собственность. Только в VI в. византийский юрист Феофил в парафразе Институций Юстиниана вводит словосочетание «бонитарная собственность» для обозначения института, существенно отличного от такового в римском классическом праве. Во всей римской юриспруденции словосочетание «двойное господство» («двойная собственность») встречается единственный раз в Институциях Гая (I, 54).
По мнению других правоведов, целый ряд признаков конструирует бонитарное обладание.
Первый признак — способность бонитарного обладателя к приобретению квиритского права собственности давностным владением[90][2]. Отсюда следует, что субъектами бонитарного обладания были только римские граждане (квириты). Бонитарный обладатель становится квиритским собственником, если движимая вещь пребывает в его имуществе в течение 1 года и недвижимая — в течение 2 лет[91][3]. Следовательно, бонитарная конструкция была временной. Между тем, по утверждению римских юристов, «собственность нельзя было дать на время».
Следующими признаками рассматриваемой конструкции являются добрая вера бонитарного обладателя и правомерное основание обладания, каковым может быть любой римский контракт.
Наконец, у бонитарного обладателя отсутствует возможность господствовать над вещью в полном праве, бонитарным покупателям предоставляется только обладание вещами.
Если квиритский собственник был защищен действенными виндикационным и негаторным исками, имеющими абсолютный характер, то бонитарный обладатель располагал лишь Публициановым иском.
Таким образом, отмеченные признаки сближают бонитарную конструкцию с цивильным владением.
По нашему мнению, правовую природу бонитарного обладания следует оценить как сложную и смешанную: наряду с признаками цивильного (давностного) владения такое обладание имело элементы абсолютной (собственнической) судебной защиты.