Квиритская собственность
Виды частной собственности
Частная собственность в римском государстве делилась на много видов. Критерием деления частной собственности служили свойства носителей собственности, способы обретения собственности и место, где находился предмет собственности.
(Схема 2)
По свойствам носителей собственности, частная собственность делилась на римскую и перегринскую.
1. Римская собственность была собственностью, утвержденной в jus civile и ее носителями могло быть:
- римское государство,
- римские юридические лица, объединения и
- индивидуальные римские граждане.
Как носитель права собственности римское государство выступало в двух лицах: как субъект публичного права государство осуществляло собственнические права путем публичной власти, а как субъект частного права — на тех же условиях, что и другие римские юридические лица.
Римские юридические лица с точки зрения частного права были носителями так называемой коллективной собственности. Коллективная собственность юридических лиц не была уже всеобщей, так как не принадлежала всему обществу. Режим коллективной собственности юридических лиц был идентичен режиму, применяющемуся для индивидуальной собственности отдельных граждан. Собственность объединений, названная совместной собственностью, существовала в случае, когда многие имели собственнические права на неразделенную вещь. Согласно природе вещи режим на совместную собственность отличался от режима на коллективную или индивидуальную собственность.
2. Перегринская собственность была собственностью жителей римского государства, не имеющих status civitatis, а правила, действующие при такой собственности, были предусмотрены в автономных правах отдельных народов.
По способам приобретения собственности римская частная собственность делилась на:
А) квиритскую и
Б) бонитарную собственность.
В древнем праве существовала и признавалась только квиритская собственность (dominium ex jure Quiritium). Когда в классическом праве появились преторская, или бонитарная, собственность и собственность на земли в провинциях, квиритская собственность стала считаться dominium optimo, или наилучшей собственностью.
Субъектами квиритского права собственностимогли быть лишь латины, наделенные jus commercii. В состав квиритского права собственности входили манципируемые вещи (res mancipi), отчуждавшиеся посредством манципации. Сюда же относились и неманципируемые вещи (res nec mancipi), не требовавшие при их приобретении особых формальностей.
Для возникновения квиритского права собственности на res mancipi обязательно было одновременное наличие всех названных признаков.
Процедура манципации состояла в том, что покупатель в присутствии продавца, 5 свидетелей и весовщика с весами и медью касался рукой приобретаемой вещи (например, к рабу) и произносил формулу: «Я утверждаю, что этот человек по праву квиритов принадлежит мне, так как куплен мною при помощи этой меди и весов». Затем он ударял медью по весам и передавал ее продавцу как символ вручения покупной цены.
С этого момента право собственности на вещь переходило к покупателю.
Манципация обязывала продавца предоставить гарантию против истребования вещи в качестве законной собственности третьим лицом. Таким образом, манципация имела двойной результат — приобретение собственности и гарантии.
Еще до законов XII таблиц понтификсы создали облегченную форму манципации — одной монетой, т. е. за символическую цену. С этих пор манципация теряет характер продажи и превращается в передачу собственности. Отныне установление господства над вещью зависит не от уплаты цены, а от исполнения процедуры манципации.
Манципация одной монетой использовалась для продажи в кредит, для освобождения из-под власти домовладыки, усыновления, обеспечения завещательных отказов. Оставаясь по форме куплей-продажей, манципация по существу превратилась в акт, способный осуществить самые разнообразные отношения между сторонами.
Так, при продаже земельного участка можно было включить в формулу манципации право пожизненного пользования для продавца, право проезда, прохода через данный участок и т. п. Этот новый тип передачи права собственности способствовал тому, что римское право не превратилось в рыхлую массу различных правовых средств, а стало концентрированной правовой системой, основанной на немногих, четко определенных правовых средствах, способных к созданию общих правовых норм.
In jure cessio (уступка права) — менее затруднительный способ приобретения права собственности, осуществлявшийся в форме мнимого судебного процесса. Покупатель предъявлял иск об истребовании вещи как якобы принадлежащей ему, а продавец молчал в ответ на обращенное требование и тем самым уступал свое место покупателю.
Громоздкость способов приобретения квиритской собственности, тормозившая развитие товарооборота, была очевидной еще в период республики. Несколько позже, к примеру, считали необходимым изъятие из состава манципируемых вещей приплода крупного рогатого скота с целью облегчения сбыта молодняка. Как следствие, возникает новый способ приобретения собственности, заимствованный из права народов, — традиция (передача), первое упоминание о которой относится к I в. до н. э.
Возникновение неформального способа передачи права собственности не означало отмены манципации. Идя навстречу требованиям товарооборота, преторы способствовали широкому применению традиции, установив для приобретателя единственное условие — bonae fides (доброй веры), означавшей незнание о пороках приобретаемой вещи.
Традиция была прогрессивным правовым актом, но, в отличие от манципации, не давала гарантии приобретения. В случае приобретения неманципируемой вещи от недобросовестного отчуждателя она могла быть истребована ее собственником, равно как и при приобретении манципируемой вещи от собственника без соблюдения формальностей. В последнем случае отчуждатель оставался квиритским собственником, который хотя и был лишен действительного обладания вещью, но сохранял за собой «голое право», пустой титул права собственности. Лишь по истечении срока приобретательной давности добросовестный приобретатель сам становился квиритским собственником.
В I в. до н. э. претором Публицием был введен специальный иск (actio Publicana), предоставлявший защиту против третьих лиц тем, кто приобрел манципируемую вещь посредством традиции и поэтому не считался собственником до момента истечения необходимого срока. Actio Publiciana имели право применять все приобретатели res mancipio путем обычной передачи в случае, когда утратили владение предметом, как против лица, отнявшего у них предмет, так и против лица, владеющего этим предметом.
Поскольку такой иск основывался на фикции истечения срока приобретательской давности, он был доступен и тем, кто приобрел вещь не от собственника, не зная этого, и защищал, следовательно, всех добросовестных владельцев.
«Этот иск предоставлялся тому, кому вещь передана по правомерному основанию, но который еще не приобрел ее в силу давности и, утратив владение, требует эту вещь»[89][1].
return false">ссылка скрытаТаким образом, квиритские собственники были лицами, способными к присвоению, способ которого предписан древним правом, если речь шла о res mancipi, или другим соответствующим способом, если речь шла о res nес mancipi. Такие лица имели право собственности наивысшего ранга.
Это право защищалось с помощью rei vindicatio от каждого, кто обладал цивильным владением вещью, от каждого, кто каким бы то ни было способом препятствовал квиритскому собственнику в пользовании собственническим правом.