Владение (possessio)
Виды вещного права
* Слайд 11
Вещное право предоставляет лицу юридическое господство над вещью; но самое господство это может быть различной степени и различного содержания, вследствие чего и вещные права не одинаковы.
Выделяют следующие виды вещного права:
1. Владение.
2. Собственность.
3. Права на чужие вещи, которые включали в себя:
а) право пользования чужой вещью (сервитут);
б) право пользования и распоряжения чужой вещью (залог, эмфитевзис, суперфиций)
Рассмотрим эти виды более подробно. И в сегодняшней лекции мы охарактеризуем первый из них – владение.
В разговорной речи мы нередко употребляем слова "собственность" и "владение" в качестве синонимов. Но уже римские юристы предупреждали, что не существует ничего общего между собственностью и владением.
Многие собственники, временно или навсегда, отказывались от физического обладания вещью и от ее непосредственного использования, чтобы, используя право собственности, получать так называемые цивильные, или гражданские, плоды от вещи: они по собственной воле уступали физическое владение вещью лицам, которых обязывали давать определенное возмещение за это. Собственники не имели физического владения вещью ни в случае, когда отдавали вещь другим лицам на сохранение, ни когда отдавали ее в пользование без возмещения. Физического владения вещью не имели и собственники, потерявшие предмет собственности, и те, у которых он был отнят силой или взят тайком. Во всех перечисленных случаях, когда собственники были лишены физической власти над предметом собственности или по своей воле или по стечению обстоятельств, или из-за противоправных действий третьих лиц, право собственности оставалось нерушимым: правовая власть собственника существовала и далее. Собственнику недоставало лишь физической власти над вещью, называемой possessio (владение, господство).
Поэтому римское право определяло владение как фактическое господство лица над вещью, соединенное с желанием осуществлять эту власть для себя.
Что же недостает владению для того, чтобы стать собственностью физического или юридического лица? Чрезвычайно важной "детали" - права распоряжения, т.е. определения судьбы вещи: пользования ею, передачи в залог, дарения, перехода по наследству и т.д. Причем различие между владением и собственностью стало проводиться в римском праве лишь на позднем этапе его развития.
Самым распространенным видом владения было владение провинциальной землей. Ею можно было пользоваться (извлекать плоды, присваивать приносимый ею доход), однако право собственности на провинциальную землю принадлежало римскому государству, а владелец обязан был платить специальный налог.
Таким образом, можно было владеть вещью, но не иметь на нее права собственности. С другой стороны, нередко собственник по той или иной причине лишен фактического господства над вещью, а значит, и владения.
(схема 3)
Из сути владения вытекает, что основанием для его возникновения служит ранее всего occupatio (захват вещи), сопряженная с намерением держать эту вещь для себя, иметь ее в своей власти. Но непременно этот захват не должен быть ни тайным, ни насильственным: вор никогда не будет законным владельцем украденного; напротив, он считается незаконным владельцем с самого момента кражи со всеми вытекающими для него неблагоприятными последствиями (изъятие украденного, многократный штраф).
Таким образом, можно сказать, что владение возникает из добросовестного - без применения хитрости и насилия - пользования вещью, собственник которой либо неизвестен, либо безвестно отсутствует, либо не оказывает сопротивления. Беспрепятственно могут быть "захвачены" и присвоены заброшенные земли, дикие звери и рыбы, впервые открытые клады и пр., т.е. вещи, не находящиеся в чьей-либо собственности. И, конечно же, владелец должен быть заинтересован в улучшении владения и относиться к нему как к своей собственности (удобрять, орошать, огораживать).
Владение устанавливалось также традицией (traditio) - простым соглашением с лицом, до этого владевшим вещью, о ее передаче. Владение признавалось и тогда, когда вещь помещена в доме приобретателя; "товары, сложенные в амбарах, считаются переданными в силу передачи ключей"[86][1]; фактом передачи земельного участка считался показ участка с какого-нибудь высокого места приобретающему лицу[87][2].
При таких способах установления владения оно могло быть законным (например, владение собственника), либо незаконным. В последнем случае оно было добросовестным, либо недобросовестным. Незаконное добросовестное владение имело место, когда лицо не знало и не должно было знать, что не имеет право владеть вещью (например, приобретенной у несобственника). Незаконным недобросовестным владением признавалось владение вора.
Практическое значение института владения заключалось в той защите, которую ему давало римское право. До тех пор пока лицо, заявлявшее о себе как о собственнике вещи и требовавшее ее изъятия у несобственника-владельца, не докажет законности своих притязаний и не добьется соответствующего судебного решения, претор будет оказывать владельцу всю возможную защиту, включая интердикт-приказ о недозволенности самовольного захвата оспариваемой вещи, ибо бремя доказывания - самое трудное в соответствующих обстоятельствах - лежало всегда на истце.
Римское право признавало владением не любое фактическое обладание вещью и различало в связи с этим владение и держание. Близким к владению по своей юридической природе римские юристы считали держание (dementio) или, иначе говоря, посредственное владение. Под держанием точно так же понимали пользование, лишенное права распоряжения. Однако в данном случае речь шла о вещах, собственник которых известен и не устраняется от извлечения доходов, приносимых вещами. Примерами держания являются найм квартиры, орудий труда, рабочего скота и пр. Держание чаще всего возникало на основе договора с собственником вещи (договор аренды, хранения и т.д.).
Таким образом, кроме собственника, имеющего право владеть вещью на основании права собственности, все другие держатели вещи обладали ею или на основании какой-либо правовой сделки, заключенной с собственником, или на основании мнимо правомерной сделки, или на основании некоего противоправного действия, которое не оправдывало владение вещью. В связи с перечисленными отличиями между отдельными держателями вещи в римском праве различалось несколько видов владений:
а) Лица, которые свое владение вещью основывали на сделке с собственником, обладали физической (фактической или материальной) властью над вещью; они обладали corpus, или телом вещи. Они властвовали над вещью, признавая, что не являются собственниками вещи: они властвовали от чужого имени и обладали волей к владению. Такие держатели именовались естественными владельцами, или detentores, а их господство признавалось как possessio naturales, или естественное господство (detentio).
return false">ссылка скрытаЛица, которые владение вещью основывали не на сделке с собственником, но лишь на каком-нибудь правомерном акте с несобственником или на каком-либо противоправном действии, тоже обладали физической властью над предметом владения (corpus). Кроме того, такие держатели обладали волей к владению вещью. Держание, в котором держатели обладали физической властью над предметом (corpus) и выраженным намерением удерживать предмет у себя, именовалось цивильным, или интердиктным, держанием (possessio civis или possessio ad interdictae).
Основное отличие между детенцией, или естественным держанием и цивильным, или интердиктным, держанием состояло в защите держателя. Лица, владеющие от чужого имени, не обладали никакой особой правовой защитой, кроме защиты, которую могли требовать от собственника. Напротив, держатели вещи, владеющие ею от своего имени, не могли требовать защиты у собственника, но зато отношения, связанные с владением, были защищены особыми правовыми средствами, именуемыми интердиктами. Такие держатели имели право защиты и от собственника, если он пытался передать владение кому-нибудь другому.
Так же, как держатели вещи от своего имени, интердиктами были защищены и некоторые держатели вещи от чужого имени. Это было необходимо из-за некоторых особых свойств их полномочий. Такими исключениями были случаи держания на основании долгосрочного договора аренды земли, на основании договора и секвестора, как и на основании usufructus-a.
б) В связи с фактами, предшествующими установлению владения со стороны цивильных, или интердиктных держателей, это владение делилось на так называемое possessio justa и на possessio injusta, т. е. на формально правильное и формально неправильное держание.
Possessio justa существовало тогда, когда держатель вещи не получил предмет владения неправильным, порочным способом, т. е. не получил предмет тайком, насильно или путем уступки предмета во временное пользование со стороны самого собственника. Иными словами, possessio justa существовало в случае, когда держатель вещи мог сослаться на какую-либо правовую причину (titulus), которая при обычной сделке имела бы следствием установление права собственности, и что в данном случае это следствие не обладало каким-либо недостатком.
Possessio injusta являлось держанием, которое держатель установил порочным способом, т. е. которое держатель установил, употребив при этом силу, взяв чужую вещь тайком или избежав реституции.